Книга Дины Рубиной «Маньяк Гуревич» реально поднимает настроение и заставляет пристально следить за судьбой человека с закваской гуманизма, который порой совершает трагикомические поступки во благо жизни. К сожалению, роман как-то растворился в переживаниях последних событий, но именно он может стать нужным лекарством для преодоления грусти и тоски.
Помните, как мы встрепенулись, когда впервые прочитали сборник «На солнечной стороне улицы» и как сохранили в сердце высокие смыслы грустного рассказа «Высокая вода венецианцев», где героиня прощается с жизнью? Книга «Маньяк Гуревич» из этого незабываемого ряда драматических и лирических героев одновременно. Недаром сама Рубина нежно называет его – трогательный, смешной и милый человечек. А мы с полным правом можем прибавить патриотические слова о силе духа и несгибаемости нашего героя в самых трудных условиях переломного времени.
Действительно, знакомимся мы с молодым Сеней Гуревичем в образе школьника, студента-медика и сопровождаем по жизни в образе фельдшера на скорой и знаменитого врача-психиатра. Кстати, привлекателен он именно своей незабвенной маниакальностью, которая выражается в любви к Пушкину, пламенном человеколюбии ко всем сирым и убогим и приверженности к той жизни, которая осталась в прошлом. Доктор «совсем не удивлялся тому, что люди вываливают на него самые сокровенные события своих жизней, самые постыдные деяния и тайные порывы. Мама говорила, что его безудержная идиотская эмпатия источает неуловимый запах, вроде ладана, и потому страждущие, как в храме, при виде него рвутся к исповеди». Завидно, правда?
Галерея необычных персонажей
Если согласиться с авторским определением жанра книги «как немного буффонады и комедии», то «воспламеняемое воображение» героя легко приводит его в этом контексте к самым опрометчивым поступкам. Он с детства слышит вслед удивленное – ну ты маньяк, Гуревич! Поставленный матерью меткий диагноз приводит умного человека к разного рода неприятностям и противоречиям в период перестройки.
В 90-е годы Семен Гуревич так хлебнул лиха из-за своей неприспособленности, что в один момент решил уехать куда подальше. Оказалось – в Израиль, где полной чашей снова зачерпнул сполна, как неурядиц, так и трудностей. Язвительное описание «карьерного» роста мигранта –врача сродни приключениям на колдобистой дороге психиатрии, где по обочинам выстроилась целая галерея маниакальных стариков и старушек. Практически неизменными остаются образы пациентов, у которых «не все дома», они великолепны, как за бугром, так и у нас. И недаром чтение этих страниц поневоле сопровождается заливистым ржанием. В общем в психушке не забалуешь, но места для смешных баек и анекдотичных случаев хватает за глаза. Стоит вспомнить типажи дважды Героя Соцтруда, мотальщицы Ложкиной с вечными рапортами наверх или еврейской женщины Эсфирь Бениционовны с эмалированной кастрюлей на голове для защиты от КГБ. Условно аморален «повелитель мира» Эрнест Качка, который легко дарует «все сокровища морского дна».
Художественная палитра писателя не только бурно несет нас по волнам сатиры и юмора, но и заставляет сопереживать героям, даже «невесомой как зяблик убийце с синими глазами». Можно легко представить, как тревожится за своих хрупких умом пациентов «тот еще тип» гуманистического разлива доктор Гуревич. К счастью, в личном плане судьба нашего пламенного борца за справедливость по- настоящему обогрела – «женившись, он выиграл жизнь и судьбу». Недаром в заключительной главе сосредоточились в апофеозе – лирика воспоминаний о детстве и любви, невольные слезы и отрезвляющий голос супруги – ты опять меня хоронил, Гуревич?
Мудрость эмпатии
На встречах с читателями Дина Рубина подчеркивает, что решила написать в наши трудные времена светлую и теплую книгу о трогательном, хотя и нелепом человеке. И мы ей за это благодарны, потому что сами бываем растерянными и нелепыми. И совершаем невероятные поступки. К сожалению, таких задушевных и готовых прийти на помощь людей становится все меньше. Скрипнув памятью, могу вспомнить редкие экземпляры в университетском окружении, молодые более прагматичны. К счастью, в мире во все времена главенствует замечательная идея человеколюбия, а к ней притягиваются любовь, понимание, сочувствие – целая мозаика теплых взаимосвязей, без которых homo sapiens как вид может вымереть. На мой взгляд, эта книга - очередной прорыв Дины Рубиной на солнечную сторону улицы, поэтому герой романа не только останется с нами, но и научит мудрости эмпатии.