Найти тему
Кинолюбитель.

«Ненависть» - забытый фильм.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

Продолжаем вспоминать забытое советское кино. Вроде бы, фильм «Ненависть» снят в 1977 году. Не так уж давно. Но сейчас фильм фактически забыт. Его редко можно увидеть на телеканалах, да и качество пленки оставлять желать лучшего.

Меж тем, сценарий написали Эдуард Володарский и Никита Михалков. И это их вторая попытка сделать кино в жанре истерна.

А снял фильм Самвел Гаспаров, который прослывет мастером истерна.

История, рассказанная в фильме, совсем уж нехитрая, она о трех братьях. Один – белый, второй – красный, а младший не определившийся, сам фильм наполнен штампами, свойственным этому жанру. Здесь и куча бандитов, и не убиваемые герои. Не убиваемые до того момента, когда их надо убить.

Есть даже свойственная подчерку Володарского и Михалкову ирония.

Но фильм не поднимается на вершину жанру. Это качественно снятая картина, но в образцы лучших представителей жанра истерна она не встает.

Хотя, по части боевых сцен, она может дать фору многим фильмам. Чего сказать – снято эффективно. И смотрятся эти сцены даже сейчас. Особенно, сцена перестрелки в деревне, и последовавшая за ней погоня на лошадях. Герои еще умудряются шутить в перерывах между выстрелами.

Но фильм не создает живых персонажей. Все они стереотипны, и наполнены штампами. При этом, все крутые.

Другое дело, что и хронометраж фильма маленький. Здесь фактически некогда создавать характеры героев. Но без характеров героев фильм смотрится скучно.

И мне было банально не за кого переживать.

Фильм вообще яркий пример того, что происходило с жанром истерна в советском кино. Он стал просто развлекательным жанром, и не более. И так до «Холодного лета…». Просто здесь позволяли пострелять. А в других жанрах это не очень позволялось. Вот и получалась стандартные боевики.

Причем, дело даже не в сценарии, а в постановке. Видно, что постановщику живые человеческие сцены, в отличии от сцен перестрелок, не очень удаются.

Есть просто и затянутые сцены. Например, сцена с полковником. Сама по себе сцена эффектная. Но в общем контексте фильма она смотрится затянутой.

Вряд ли аудитория фильма смогла оценить авторскую иронию: полковника зовут Ставрогин. Сам этот полковник тоже штамп: плохим персонажам полагалось философствовать в таких картинах. А у того же Гаспарова таких героев несколько. И всегда их играют очень неплохие актеры. Здесь это Константин Степанков. Актеру явно хотелось вырваться за рамки своего амплуа.

С известными актерами в фильме не все так плохо.

Есть молодые Евгений Леонов, который Гладышев, и Елена Цыплакова. Последняя добавляет фильму красоту. Других женских персонажей в фильме попросту нет.

Есть Борис Хмельницкий, который появляется в одном, но эффектном эпизоде.

На главных ролях – хорошие актеры. Но звездами их не назовешь.

В целом, вполне неплохое и профессионально сделанное кино. Но не более.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!