Мой комментарий относительно «современной эпистемы» (её ещё называют «эпистемой контроля») из теории «археологии знания» Поля-Мишеля Фуко.
Известный французский философ, теоретик культуры и историк, Поль-Мишель Фуко в своей книге «Интеллектуалы и власть» писал: «Знание и власть точно соответствовали друг другу, были взаимосвязаны, налагались друг на друга. Невозможно было обрести знание, не обладая властью. И невозможно было иметь политическую власть, не храня определенное социальное знание.» Живя в современном информационном обществе мы видим, что знание и власть продолжают коррелировать, вот только знание теперь доступно каждому. А информационный шум мешает выявить истинное знание. Плюс к этому формирующиеся потоки ложной информации стали рычагами управления над подконтрольными массами. Как же изменились социальные отношения с появлением информационного общества?
Эпистема систем и организаций, подразумевающая виденье мира, как системы взаимодействий, в наше время сменяется новой эпистемой. Эпоха информационных технологий, по предположению Фуко, теперь формирует эпистему контроля. Главенство возможности всеобщего доступа к информации. Неограниченный доступ к информации дает возможность манипулировать ею и, следовательно, манипулировать людьми.
Ещё одно важное понятие, которое использует Фуко – это ДИСКУРС. Это понятие вкладывает в себя более глубокий интент. Дискурс, прежде всего, языковой. Это речь, которая оказывает воздействие. Каждый отдельный индивид находится в зависимости от того, какой дискурс окружает его сознание.
Фуко наивно полагал, что в современную эпоху истинным дискурсом, речью, имеющей непосредственное отношение к истине, является тот дискурс, который научно информирован, каким-то образом опирается на научные исследования. Учитывая в какое время жил учёный, можно понять эту его вполне логичную мысль. Но новое информационное общество, смешав ложные и истинные дискурсы не отдаёт приоритет тем же научным исследованиям. Общество потребления, каким понимал его Жан Бодрийяр, сводит как ложный, так и истинный дискурс в товар. Дискурс теперь можно купить. Совсем недавно появилось такое направление как инфобизнес. Доступ к информационному пространству становится платной услугой. Развитие коммуникаций, как, например, интернет, расширяет сферы общения. Однако информационный шум и переизбыток дискурсов глубоко прячет столь необходимую нам истину. Общество потребления информационной эпохи делает невозможным подлинные чувства. И культура и изобилие теперь маскируемый дефицит в новом структурном законе выживания.
Бодрийяр рассматривает потребление в отрыве от естественной природы. Но мы видим насколько сильна пропаганда того же социал-дарвинизма. Нужно признать, что Дарвин считал, что природные законы действуют и на человека. Однако истинные человеческие черты, такие как, например, любовь и т.д., сформировавшиеся в ходе эволюции, разумные проявления и всё то, что мы можем отнести к области социального, и никак не природного, сильнейшим образом отличают человека от животного. Здесь по-прежнему уместно виденье мира, как системы взаимодействий в предшествующей эпистеме Мишеля Фуко, обусловившего данный понятийный аппарат под влиянием на его взгляды немецкой классической философии.
Социал-дарвинизм в определённой степени теснейшим образом связан с неопозитивизмом. Отрицание теоретического познания проблем философии, не осуществляемых специально-научным знанием, особенно было популярным в довоенные годы. И только после 2-й мировой войны новые философские течения, отвечающие на глубинные экзистенциальные проблемы современности, смогли оттеснить радикальный неопозитивизм на второй план. В эпоху современного империализма, как казалось уже давно поверженные идеи социал-дарвинизма и неопозитивизма, вновь набирают силу, благодаря ложным дискурсам, тиражируемым информационной эпохой поражённой цепляющимся между системными кризисами за спасательный круг новой технической революции капитализмом.