Основной причиной беспокойства многих родителей детей с РАС является потенциальная опасность встречи ребенка с незнакомцем.
Для начала важно разобраться, как должен выглядеть незнакомец для ребёнка с РАС. И второй вопрос - как реагировать ребёнку в подобной ситуации.
Вся проблема обучения осложняется социально-коммуникативными трудностями.
Поскольку дети растут, то становясь старше, они чаще находятся в ситуации, когда остаются без присмотра одни. Это обстоятельство создает больше возможностей для похищения или нападения на них.
Поэтому начинать обучения стоит с объяснения, кто же может являться потенциально «опасным незнакомцем» .
- Первое простое определение «незнакомца» — это тот человек, который малоизвестен ребенку и его семье. И тот факт, что кто-то знает имя вашего ребенка, не делает его знакомым. Вам следует рассмотреть вместе с ребенком тех, кого вы считаете «хорошо знакомыми». Для этого достаточно показать таких людей на фотографиях или указать на знакомого человека, которого случайно встретите на улице, в подъезде или в квартире. Всё, что можно показать наглядно, лучше помогает в обучении детей.
- Убедитесь, что ваш ребенок понимает, что незнакомец не обязательно выглядит «странно». Он может одеваться и выглядеть как и все. Здесь подойдут примеры людей из толпы на улице, в транспорте или актеров при просмотре фильмов.
- Объясните ребенку, что незнакомцами также являются люди, с которыми он может общаться в Интернете через онлайн-видеоигры или чаты. Ребенок никогда не должен раскрывать свое настоящее имя, возраст и местонахождение кому-либо в Интернете. Часто дети, особенно дети в спектре аутизма, думают, что они «друзья» с партнерами по онлайн-играм или участниками чата. Важно, чтобы ваш ребенок понимал, что эти люди незнакомы и могут быть не теми, за кого себя выдают. Как правило, дети с РАС часто очень доверчивы, поэтому объяснить им это может быть не так уж просто.
- Как ребёнку различить «безопасных незнакомцев» и всех остальных? «Безопасные незнакомцы» — это люди, к которым ваш ребенок может обратиться за помощью, в случае, если потерялся, напуган или ему угрожают. К таким незнакомцам относятся полицейские в форме, охранники, учителя, продавцы магазинов, кассиры. Объясните, ребёнку, что «безопасный незнакомец» никогда не попытается навредить ему. Но если кто-либо начнёт прикасаться к нему ненадлежащим образом к недопустимым местам, то ваш ребенок больше не должен считать этого человека «безопасным».
Когда вы находитесь в общественном месте со своим ребенком, потренируйте его указывать на «безопасных незнакомцев», чтобы он научился без труда распознавать их.
- Научите ребенка правилу, как действовать, когда к нему приближается незнакомец. Многие родители просто учат: «Не разговаривай с незнакомыми людьми». Но этого иногда недостаточно. Особенно, если ребёнок с РАС. Во-первых, бывают случаи, когда является нормальным разговаривать с незнакомцами. К примеру, если незнакомец находится с доверенным взрослым, например, с мамой или папой. В этом случае он является «безопасным незнакомцем».
- Научите ребенка никогда не принимать конфеты или подарки от незнакомца, не подходить к чьей-либо машине. Хотя вы, вероятно, потратили бессчетное количество часов на то, чтобы обучить своего ребенка реагировать, когда к нему обращаются взрослые, теперь важно научить его и тому, что не всегда нужно реагировать на просьбу одинаково. «Опасный незнакомец» может предложить подойти к машине, пойти посмотреть котёнка или попросить о помощи. Если ваш ребенок вербален, то научите его говорить «НЕТ!» Кроме того, фраза: «Это не моя мама/папа» или другой шум обычно привлекают внимание других взрослых поблизости, которые могут помочь или, по крайней мере, удержать незнакомца от приближения к ребёнку. По возможности ваш ребенок должен уметь стремиться попасть в общественное место и просить помощи у «безопасного незнакомца».
- Разыграйте различные сценарии по ролям, чтобы помочь вашему ребенку подготовиться к ситуациям, которые могут возникнуть при встрече с незнакомцами. Вы также можете использовать собственные социальные истории, чтобы помочь ему распознать опасность. Обязательно отработайте сценарий, как ваш ребенок будет общаться с «безопасным незнакомцем», принимая во внимание его вербальные или невербальные особенности.