Доброе утро дорогие подписчики и гости канала. Турмалин Параиба, названный в честь региона в Бразилии, где он был обнаружен в конце 1980-х годов, является одним из самых редких и востребованных драгоценных камней в истории. Кажется, что #турмалин Параиба светится изнутри, он славится своими насыщенными синими цветами и красивыми зеленовато-голубыми оттенками.
Происхождение и образование
Турмалин Параиба — это чрезвычайно редкий ярко окрашенный медно-колчеданный эльбаит (турмалин), который отличается интенсивным голубым и зеленым цветом. Он был обнаружен заядлым искателем драгоценных камней по имени Хейтор Димас Барбоза в конце 1980-х годов в шахте Баталья в штате Параиба, Бразилия, отсюда и название.
Как и многие другие эльбаиты, турмалин Параиба образовался в пегматите. По мнению исследователей, его #кристаллы образовались в очень необычных условиях с большим количеством микроэлементов меди и марганца, которые обусловили яркий синий цвет. Это явление уникально, поскольку #медь не является красящим веществом ни в одном другом сорте турмалина, а обычно окраску в турмалинах вызывают железо, марганец, хром и ванадий.
Барбоза обнаружил #драгоценный камень необычного сине-зеленого цвета, который ранее не встречался ни в одном другом драгоценном камне. Необработанный камень светился манящим неоновым светом, что объясняется присутствием меди и марганца в кристаллической структуре самоцвета.
Год спустя уникальный камень был представлен миру драгоценных камней на ежегодной выставке в Тоскане в 1990 году. Согласно записям, образцы турмалина параиба высшего качества продавались по цене до 3 000 долларов за карат. В то время эта цена считалась слишком высокой для турмалина, однако сегодня она кажется удивительно доступной.
После сенсационного появления спрос на турмалин параиба был настолько велик, что торговцам драгоценными камнями и ювелирам было практически невозможно приобрести запасы.
Однако в 2001 году похожие турмалины были обнаружены в Нигерии, но их цвет был не таким насыщенным, как у бразильского турмалина Параиба. Позже, в 2005 году, была сделана третья находка, на этот раз в Мозамбике. Мозамбикские медьсодержащие турмалины были найдены в диапазоне цветов от зеленого до сине-зеленого и фиолетового. Этот материал также был менее включенным, чем бразильский, и встречался в более крупных размерах.
Новые #находки насыщенных сине-зеленых турмалинов привели к активным спорам о том, можно ли применять термин "параиба" к вновь обнаруженному в Африке минералу. Хотя бразильские и африканские турмалины практически идентичны по химическому составу, сообщество любителей драгоценных камней утверждало, что термин "параиба" следует применять только к бразильским камням. Поэтому некоторые продавцы стали использовать термин "африканская параиба" в отношении турмалинов, добытых в Нигерии и Мозамбике. Однако в 2012 году Комитет по гармонизации лабораторных руководств (LMHC) согласился с тем, что термин "параиба" должен относиться к конкретному виду турмалина независимо от географического происхождения.
Цвет и чистота
Цветовая гамма турмалинов параиба напоминает прозрачные воды, омывающие белые песчаные берега Карибских островов. Эти #драгоценные камни имеют зеленовато-голубой, голубовато-зеленый, зеленый, синий и фиолетовый оттенки.
Существует множество промышленных терминов для описания необычных цветов турмалина параиба, таких как "неоновый", "электрический", "небесно-голубой", "детский голубой", "арктический голубой", "тиловый голубой", "мятно-зеленый", "зеленый морской пены", "зеленый лайм", "бирюзовый" и т. д.
Именно взаимодействие меди и марганца придает турмалинам параиба разнообразие красивых цветов. В зависимости от концентрации и пропорций этих двух элементов в материале, турмалин приобретает различные оттенки и насыщенность.
В настоящее время наиболее ценные турмалины параиба имеют неоново-синий цвет с сильной насыщенностью и средним тоном. Многие неоново-синие камни имеют вторичный зеленый оттенок. Если незначительные зеленые вторичные оттенки не влияют на цену камня, то более сильные оттенки влияют.
Другими словами, чисто синие камни обычно ценятся дороже, чем сине-зеленые и зеленые параибы. Турмалины параиба с менее популярными оттенками, такими как розовый и фиолетовый, более доступны по цене из-за их меньшего спроса. Стоит отметить, что параиба могут подвергаться термической обработке, чтобы осветлить темные камни и изменить менее популярные цвета на голубые.
Турмалины параиба из Бразилии стоят дороже, чем из Мозамбика и Нигерии. Это связано с тем, что бразильские камни имеют более яркий насыщенный цвет.
К чистоте турмалинов параиба относятся более терпимо, чем к цвету. Видимые глазу насечки не считаются отрицательными характеристиками, хотя они немного меняют стоимость. Улучшение чистоты, такое как лазерное сверление и заполнение трещин, нежелательно, потому что необработанные камни с более низкой чистотой ценятся дороже, чем камни с улучшенной чистотой.
Огранка и каратный вес
Турмалин параиба - самый ценный вид турмалина благодаря своему привлекательному цвету, насыщенности и редкости. Именно по этой причине турмалины параиба почти всегда подвергаются индивидуальной огранке. #минералы обычно гранятся в бриллиантовую огранку, чаще всего овальную, грушевидную и форму подушки, что позволяет избежать "окон", которые значительно снижают стоимость.
Поскольку медь в высоких концентрациях отвечает за синий и зеленый оттенки, опытные огранщики стремятся избавиться от марганца, компонента красного цвета, используя технику выжигания в процессе огранки турмалина. Это позволяет получить востребованные драгоценные камни синего цвета. Однако яркий синий #цвет проявляется только после полной огранки и полировки камня.
Вы редко встретите бразильский турмалин параиба больше одного карата, поскольку кристаллы турмалина, обнаруженные в Параибе, почти все являются раздробленными. Нигерийские и мозамбикские камни бывают более крупных размеров. Однако для параибы главным фактором является ее цвет, а не размер. Поэтому если вам приходится выбирать между более крупным камнем и более насыщенным, то лучше выбрать камень с более ярким цветом.
Спасибо за внимание.