Найти в Дзене
Интермундии

ИГРА как способ выражения ТРАДИЦИИ в первобытном обществе и древних цивилизациях

Многие культурные элементы жизни доцивилизационного общества и общества ранних цивилизаций остаются загадкой. Однако их рассмотрение как проявления традиции посредством игры может дать новый взгляд и возможность интерпретировать смысл некоторых элементов культуры. В этом и заключается актуальность исследования, главная цель которого рассмотреть и проанализировать выражения традиций, используя игровую концепцию Й. Хейзинга.

Йохан Хёйзинга (1872—1945) — нидерландский философ, историк, исследователь культуры
Йохан Хёйзинга (1872—1945) — нидерландский философ, историк, исследователь культуры

Для исследования необходимо дать толкования термина «игра» и изменения его восприятия в научной среде. Также необходимо дать толкование термина «традиция».

Традиция в первобытном обществе является важнейшим элементом общества. Точное определение традиции дает Б. Малиновский: «Та порция знаний, которой обладает человек примитивной культуры, те социальные институты, которые организуют его жизнь, и те обычаи и верования, которым он следует, все это — бесценное наследие тяжелого опыта его предков, добытого непомерными жертвами» (1)

Бронислав Каспар (Каспер) Малиновский ( 7 апреля 1884 года, Краков — 16 мая 1942 года, Нью-Хейвен, штат Коннектикут) — британский антрополог польского происхождения, основатель функционализма в антропологии и социологии.
Бронислав Каспар (Каспер) Малиновский ( 7 апреля 1884 года, Краков — 16 мая 1942 года, Нью-Хейвен, штат Коннектикут) — британский антрополог польского происхождения, основатель функционализма в антропологии и социологии.

Теперь обратимся к определению игры. Одним из первых, кто заговорил об игре как об особом виде деятельности, был Платон. Он утверждал: «Человек - игрушка бога. Этому - то и надо следовать. Надо жить, играя» (2)

Платон ( 428/427 или 424/423 – 348/347 до н. э.) — афинский философ классического периода Древней Греции, основатель платонической школы мысли и Академии.
Платон ( 428/427 или 424/423 – 348/347 до н. э.) — афинский философ классического периода Древней Греции, основатель платонической школы мысли и Академии.

Другую точку зрения на игру как вид деятельности и ее важности для общества высказал Лео Фробениус. Он писал: «Человечество разыгрывает порядок вещей в природе в той мере, в какой оно его постигает» (3)

Лео Фробениус ( 29 июня 1873, Берлин, Германия — 9 августа 1938, Биганцоло, близ озера Лаго-Маджоре, Италия) — немецкий этнограф-африканист, археолог, сторонник диффузионистской теории, автор теории «морфологии культуры».
Лео Фробениус ( 29 июня 1873, Берлин, Германия — 9 августа 1938, Биганцоло, близ озера Лаго-Маджоре, Италия) — немецкий этнограф-африканист, археолог, сторонник диффузионистской теории, автор теории «морфологии культуры».

Однако наиболее подробное исследование игры как феномена сделал Й. Хейзинга в работе «Homo ludens». Он рассмотрел многие элементы культуры и виды человеческой деятельности: религиозные ритуалы, правовую систему, искусство - через призму игрового восприятия. Й. Хейзинга дал обоснования термина игра с помощью выведения ее признаков и функций

-6
Перейдем непосредственно к исследованию, в основе методологии которого лежит кросскультурный метод

«Агональную (состязательную) или игровую основу культурной жизни архаических обществ ничто не высвечивает с такой ясностью, как описание обычая индейских племен Британской Колумбии, известного в этнологии под названием «потлaтч» (1). Неким видом потлатча является система «кула» у туземцев Тробрианских островов и Меланезии, описанная Б. Малиновским, которая буквально является магической и религиозной игрой, но при этом очень благородной и проходящей в атмосфере доброжелательности.

Ежегодный праздник миламала, который подробно описан в работе Б. Малиновского «Балома: духи мертвых на Тробрианских островах» (1). Но для нашего исследования будет особо интересно завершение праздника - иова, который призван выпроводить балома из деревни. Форма его исполнения полностью соответствует всем признакам игры: проводят его мальчики в возрасте от 6 до 12 лет, они бьют в барабаны и нахально обращаются к балома, выгоняя их из деревни.

Так, в Малайзии произрастает дерево дуриан. Если дерево плохо плодоносит, то местный колдун подходит к нему с топором и наносит несколько ударов и восклицает: «Ты будешь приносить плоды или нет?». На это житель деревни, который взобрался на другое дерево, отвечал колдуну: «О да, теперь я принесу плоды. Прошу не рубить меня» (4). Участники этого обряда полностью отдаются своему делу, т.е. полностью выполняется одна из функций игры - показ или представление «чего-то».

При рассмотрении культов, которые ассоциируются с понятием серьезности и великой важности для людей, нужно добавить, что игра не должна восприниматься несерьезной деятельностью. «Если фарс и потешное представление мы называем комическими, то не из-за игрового действа самого по себе, но из-за его содержания» (3)

Рассмотрим культ Аттиса, который был распространен в Римской Империи. Нам наиболее интересен этап празднества, когда жрецы выкапывают статую, изображающую бога, и это означает его воскрешение, с этого момента начинается момент радости и ликования (в Риме проводился карнавал «Праздник радости», в этот день позволялось все, самый последний римлянин мог присвоить себе самый высокий и священный сан) (4). В этом ритуале мы видим проявления игры, что еще раз доказывает наличие игровой формы выражения традиции.

Й. Хейзинга утверждал: «Священное представление - . . . продолжает во всех отношениях сохранять формальные признаки игры» (3). И, действительно, все приведённые примеры полностью соответствовали двум категориям - игре и священнодействию.

Следовательно, мы можем построить следующий логический ряд: игра - священнодействие - традиция. Из этого следует, что практически любая традиция закреплена с помощью неких священнодействий или иных действий, связанных с представлением информации через призму сверхъестественного восприятия. А в свою очередь священнодействия представляются, особенно в обществах максимально приближенных к первобытным строю по уровню своего развития, в форме игры - особого вида деятельности, способного эффективно «достигать выражения того, к чему нельзя подойти чисто логически» (3).

1) Малиновский Б. Магия, наука и религия. М., 2015.

2) Платон. Собрание сочинений в 4 т. М., 1994. Т. 4.

3)Хейзинга Й. Homo ludens. Человек играющий. СПб., 2019.

4) Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. М., 2018.

#философия #культура #культурология #этнология #наука #история