Найти в Дзене
ВОЕНВЕД

Первый кавалер ордена Святого Георгия

В 1769 году состоялось первое награждение орденом Святого Георгия, высшей военной награды Российской империи. И было произведено оно за удивительный подвиг. Вручили сей орден не сиятельному генералу и не влиятельному сенатору, а обычному армейскому офицеру.

Источник изображения: topwar.ru
Источник изображения: topwar.ru

Это сражение малоизвестное и кратко описывалось лишь в реляции Екатерине II, поданной Главнокомандующим 1-й армии генерал-аншефом П.А. Румянцевым. Но российские ученые, уже в наше время (согласно сообщению кандидата исторических наук В.Каширина), нашли государственном хранилище древних актов документ, подробно рассказывающий о всех перипетиях этого славного боя. Это заверенная копия рапорта подполковника русской армии Фабрициана на имя князя А.А. Прозоровского от 6 ноября 1769 года.

Во время первой войны Екатерины II с турками, в сентябре 1769 года главная османская армия Молдаваджи (Правителя Молдавии) Али-паши отступила за Дунай.

Источник: warhead.su
Источник: warhead.su

И 26 сентября 1769 года корпус русских войск торжественно вступил в Яссы (столицу Молдавии на тот момент), по этому случаю было назначено богослужение, а затем бояре и духовенство Молдавского княжества принесли присягу на верность российской императрице Екатерине II.

Близилась зима и русские войска следовало разводить на зимние квартиры. В Молдавии же для этого было ничего не готово. И граф Румянцев, Главнокомандующий 1-й армии, посчитал, что зимой теплолюбивые турки не воюют, а следовательно необходимо оттянуть основные русские войска обратно в Россию, оставив в Молдавии лишь бригаду легкой конницы, под командованием генерал-майора графа И.Подричиани (три гусарских, пять донских казачьих полков, гренадерские полки и отряды арнаутов, местных добровольцев).

Всего в Молдавии русских войск осталось около трех тысяч сабель и штыков. А конные полки в период молдавской кампании составляли всего 2-3 сотни всадников. Не густо, по военным меркам.

Между тем турки и татары прознали о малочисленности оставшихся русских войск, стали распространять среди молдаван пугающие воззвания. И времени зря не теряли - подтягивали свои войска на нижний Дунай и Буджак.

Источник изображения:alfutuhat.com
Источник изображения:alfutuhat.com

Русская армия занимала северный берег Дуная, но на нем оставались крепость Браилов и портовый городок Галац, под контролем турков. И эти поселения могли выступить плацдармом для последующего наступления турецкой армии на северный берег. А потому граф Румянцев выписал ордер с требованием очистить Галац от турков. Прозоровскому осталось лишь написать приказ.

Военный замысел Прозоровского был таков: отряд подполковника Фабрициана будет продвигаться к Галацу, а отряд подполковника Каразина начнет ружейной пальбой смущать турков под Браиловом, дабы отвлечь их внимание от захвата Галаца, которым займется Фабрициан.

И 29 октября 1769 года небольшой отряд подполковника Федора Ивановича Фабрициана (примерно 1300 гренадер, гусар, казаков и конных добровольцев арнаутов) тронулся в сторону Галаца, а отряд в триста сабель подполковника Карасина - в сторону Браилова.

Уже на подходе к Галацу возникла заминка. Патруль захватил двух слуг "Господаря молдавского", которые рассказали, что в Галаце стоит сильный гарнизон турков сераскира Мехмед-паши Урзуфа-валиси, при Абаз-паше и двух пашах и двух бинапаши. А общее количество турецких войск в Галаце составляет около десяти тысяч воинов и прислуги.

Источник: allthatsinteresting.com
Источник: allthatsinteresting.com

"Сие мне несколко подало причину подумать" - пишет Фабрициан в рапорте. Он спешно направил гонцов в отряд подполковника Карасина с просьбой поскорее прибыть на воссоединение. 4 ноября отряды встретились и объединились. Их общие силы составили 1600 человек и четыре пушки. А атаковать предстояло противника, который сильнее в несколько раз.

Было принято решение атаковать турков ночью, пользуясь фактором внезапности. Это был единственный шанс русских победить.

Но пока русские войска продвигались к Галацу - зарядил сильный ливень, дороги развезло и объединенный отряд русских, который двигался всю ночь без отдыха, прибыл к Галацу лишь засветло. Турки уже были осведомлены о приближении русских и заняли все выгодные позиции на холмах. И турецкий сераскир Мехмед-паши Урзуфа-валиси изрядно удивился, когда утром 5 ноября увидел перед собой лишь небольшой отряд русских.

Это противоречило всем правилам ведения войны, наступающие не нападают малым числом. Но это позволяло туркам и татарам с удовольствием разбить русских и доложить об этом Султану. И турки быстро спустились с холмов и густо бросились на русских.

Источник: e-news.su
Источник: e-news.su

Фабрициан стал спешно строить свои силы. Гренадеров он расположил в центре, вытянув батальон секунд-майора Левашова в две шеренги, а по флангам расположил казаков, арнаутов и гусаров, которых было в 2 раза больше пехоты.

Из рапорта подполковника Фабрициана (орфография сохранена):

"Как я толко приближился, то неприятель, не ожидая нашего огня, с великой фурею нас отаковал.
Как я не берег, чтоб неприятель по своему обыкновению мне флангов взять не мог, но по малоимению войск того ему запретить мне не можно было, а особливо что наши казаки и арнауты фуриозной неприятелской атаки, тож и их великаго числа выдержать не могли, ибо неприятель болшую силу употребил на оба фланга, и так стал войски наши жать в кучу..."

Положение русских становилось отчаянным. Фабрициан приказал спешно перестроиться: гренадерам встать в батальонное каре, кавалерии примкнуть к заднему фасу, под защиту штыков (ибо обильно наезжали татары с арканами и утягивали на веревках казаков, арнаутов и гусар), а пушки выставить вперед.

Из рапорта Фабрициана (орфография сохранена):

"И тут уже начался настоящий бой, ибо турки более дватцати раз нас атаковали, а мы толко раз были принуждены их от себя прогонять. (...)
Я кленусь вашему сиятелству на честь и на совесть мою, которую я более десяти мер нежели свою жизнь люблю, что я так как старый офицер (...) еще такой опасности не имел, ибо кругом меня отаковали и везде неприятель с великою гордостию на нас наступал."

Бой продолжался уже пять часов и шансов на победу у русских не было. Был лишь один шанс выжить - организованно отступить и постараться скрыться, надеясь, что турки и татары поленятся преследовать.

Турки же решили более не мешкать. Они притащили артиллерийскую батарею и установили пушки напротив батальонного каре, с тем, чтобы разбить ядро обороняющихся прямой наводкой и довершить разгром.

Это был жест отчаяния, но подполковник Фабрициан, вместо того, чтобы командовать отход, приказал идти вперед и вражескую батарею взять. Гренадеры ударили в барабаны, пушки русских выплюнули ядра, и ровным строем всего каре солдаты решительно пошли в атаку. Турки такого не ожидали, батарея была захвачена и обращена против неприятеля.

Теперь уже восемь пушек организованно громили турок, расчищая пространство впереди от леса войск. И когда среди турок и татар последовало замешательство, а "просека" в центре их войск была прорежена, Фабрициан приказал на правом фланге атаковать коннице, которую сберег на заднем фасе.

Казаки и арнауты выскочили неожиданно, чем обратили турок в смятение. Гренадеры ударили в штыки. Турки массово побежали.

Источник: plusiminusi.ru. Изображение несколько не соответствует временному периоду, но их касательно той войны вообще мало.
Источник: plusiminusi.ru. Изображение несколько не соответствует временному периоду, но их касательно той войны вообще мало.

Гренадеры секунд-майора Левашова преследовали турок две версты, а потом редко повернули направо, перерезая дорогу той части турок и татар, которых преследовала конница секунд-майоров Вуича и Гейкина. Неприятель оказался в "мешке". И как не пытался Фабрициан приказать своим людям, чтобы "взять в плен поболше", русские штыки и сабли никого щадить не хотели.

Пока русские гнали турок, им навстречу внезапно выступило молдавское население Галаца, которое ударило по туркам камнями и палками со своей стороны, побив немало османских начальников, которые бежали впереди неуправляемого войска.

Город-порт Галац был взят русским отрядом. При этом сдались в плен помощник Мехмед-паши и 31 аскер, захвачены знамя Мехмед-паши, бунчук и пять турецких пушек. Потери турецкой стороны Фабрициан оценил в 1.200 человек. Самому Мехмед-паше удалось бежать.

Потери русской стороны: пало 12 нижних чинов, ранено семь русских офицеров и 46 нижних чинов, потеряно 16 лошадей, израсходован весь пороховой и ядерный запас. Это была неоспоримая победа.

Подполковник Ф.И. Фабрициан за сию блестящую победу был удостоен императрицей самого высшего военного ордена Российской империи (только что учрежденного) Св. Великомученика и Победоносца Георгия, причем сразу его третьего класса.