Найти в Дзене
НУАР-NOIR

Мифический сумрак в советском мультфильме

-2

Мультфильм «Геракл у Адмета» (1986) я впервые увидел достаточно поздно, когда уже вышел за границы детско-юношеского возраста, а потому этот проект воспринял весьма серьезно и осознанно. Тем более что этот мини-фильм в известной степени отличается от советских мультиков, сотворенных на основе античных мифов.

Начнем с того, что при его создании Анатолий Петров использовал разрабатываемую им технику «фотографики», когда кадр приобретал «глубину» за счет употребления нескольких слоев изображения, наносимых на целлулоид (об этом мы рассказывали в связи с мультфильмом «Полигон»)

Однако в данном случае добавлялись ещё световые (оптические) эффекты, что придавало фигурам действующих лиц не просто убедительность, а осязаемую объемность. А потому «Геракл у Адмета» в известной степени приблизился к кинематографу.

Тем не менее, нас в большей степени заинтересовали отдельные аспекты выдуманного сюжета. В качестве отправной точки используются мифы о Геракле. История про то, как тот не дает попасть в мир мертвых супруге своего друга, отсылает нас к сказаниям о вызволении Тесея, оказавшегося в Аиде.

Геракл – не просто мифологический герой. Он может путешествовать между мирами, для чего кроме воинской подготовки прошел посвящение в «элевсинские мистерии». По этой причине его последним из подвигов была схватка с «псом мёртвого царства» Цербером.

Кадр из мультфильма «Геракл у Адмета» (1986)
Кадр из мультфильма «Геракл у Адмета» (1986)

Психопомпом, то есть «перевозчиком душ» также является бог Гермес, который не только покровительствует торговле, но и тайным (герметическим) наукам. В мультфильме ему уделяется особое внимание, ибо он появляется во время пирушки, которую устроил Геракл.

Кадр из мультфильма «Геракл у Адмета» (1986)
Кадр из мультфильма «Геракл у Адмета» (1986)

По поводу этого торжества надо отметить несколько особых моментов. Геракла полагали «жизнелюбивым», что подчеркивается привычкой пить из чаши «развалясь» (по античным меркам крайне неприлично). В мультфильме на это обращается внимание не один раз.

Кадр из мультфильма «Геракл у Адмета» (1986)
Кадр из мультфильма «Геракл у Адмета» (1986)

В то же самое время возникает вопрос: почему Адмет боится сообщить Гераклу о смерти Алкестиды? Мол, я не хочу портить настроение. Это указание на неуправляемость и вспыльчивость Геракла, известного тем, что на него «нисходили» приступы «слепой ярости». То есть это весьма неоднозначный персонаж, общение с которым могло обернуться «неприятными сюрпризами».

Кадр из мультфильма «Геракл у Адмета» (1986)
Кадр из мультфильма «Геракл у Адмета» (1986)

Некая стихийность поведения видна в мультфильме, когда Геракл внезапно решил противодействовать Танатосу, показанному как «ритуальный вампир». В данном случае брошенная фраза: презренный смертный! – не совсем верна. Ибо Геракл - наполовину божество, так как является сыном Зевса.

Кадр из мультфильма «Геракл у Адмета» (1986)
Кадр из мультфильма «Геракл у Адмета» (1986)

Этот мифический персонаж во всех смыслах «маргинал». Он - между миром людей и богов. Он не придерживается привычных норм поведения. Он может перемещаться между сферой живущих и умерших. То есть тот самый персонаж, что в криминальных историях является «частным детективом» (в данном случае с поправкой на античность)