Найти в Дзене

Стандартная и новаторская радиола "Кантата-М"

Оглавление

Всем читателям пламенный привет!

Меня зовут Ефим и для меня эта статья "первенец". На этом ресурсе я буду стараться интересно, в письменной форме, рассказывать истории разработок (по возможности), жизни и процессов восстановления различных радиоприборов, основной элементной базой которых являются радиолампы. Так что, если кого то цепляет за душу данная тема , "милости прошу к моему костру". Отмечу, что данных приборов у меня много и про каждый есть что рассказать! Но не буду затягивать, а, пожалуй, начну...

История данной модели утилитарной ламповой радиолы "Кантата-М" начинается в теперь уже далеком 1970 году, на Муромском заводе РИП* (*РИП- Радио Измерительные Приборы), который и ныне здравствует . Из литеры "М" мы видим, что это Модернизированный вариант ее предшественницы, Радиолы "Кантата". О ней будет отдельная история. Модернизация коснулась в основном внешнего облика аппарата и установкой более нового, на тот момент, более совершенного проигрывателя. Стоит так же отметить, что вся серия радиол "Кантата" берет свое начало от другой не менее известной радиолы "Ригонда", но про-ва другого завода. Скажем так, Муром делал своеобразных клонов Рижских Ригонд, но со своим виденьем того, каким должен быть радиоприемник с проигрывателем.

Внешний вид радиолы "Кантата-М"
Внешний вид радиолы "Кантата-М"

От Ригонды, да и от своих смежных собратьев разительно отличается:

• клавиш больше на две штуки* (*позже поговорим о этом моменте)

• зеркальная шкала

• симметричная и компактная компоновка корпуса.

По тем годам очень необычно. В виду этого, Кантата была желанным аксессуаром во многих квартирах, домах, да и чего греха таить, выставочных павильонах.

Мебельный гарнитур Черновицкой мебельной фабрики на ВДНХ СССР, 1973. Фото Владимир Савостьянов ТАСС. 
В правом углу кадра видим радиолу "Кантата-М". Муромского радиозавода.
Мебельный гарнитур Черновицкой мебельной фабрики на ВДНХ СССР, 1973. Фото Владимир Савостьянов ТАСС. В правом углу кадра видим радиолу "Кантата-М". Муромского радиозавода.

Вот только схематично и, скажем так, по своим характеристикам, это была все так же унифицированая модель II класса, т.е. "УСРЛ-II". Хотя в те года и этому были рады.

Ну что же, теперь пробежимся по внешним особенностям конструкции данного аппарата:

а выключатель сети вот где....
а выключатель сети вот где....

Первая особенность, которая меня, бывалого радиоловода, ввела в ступор - выключатель сети радиолы. Я, да и большинство ценителей привыкли к тому, что этот самый "включатель" или "выключатель" расположен на лицевой панели аппарата, а тут его нет.... Как же так? ну вот, первый поворот сюжета! Выключатель сети у радиолы "кантата-м" и ее предшественницы, расположен на задней панели слева. Если честно, не могу предположить из каких побуждений инженеры расположили этот нужный орган управления в таком, не побоюсь этого слова, интимном месте.

Как то "зубов" многовато.....
Как то "зубов" многовато.....

Следующий поворот нас ждет на передней панели радиолы, в виде 10 клавиш режимов работы радиолы. "И что тут такого?"- спросите Вы... На что я подмечу, что у собратьев Кантаты, их только 8. А тут на две больше и промаркированны они какими-то невнятными символами. Но, если мы забежим вперед и попробуем нажать на крайние клавиши, то удивимся тому, что прожать их неполучается , ибо это "псевдоклавиши"

-5

Какую смысловую нагрузку несут эти рудименты, для меня так же осталось загадкой. Хотя, может быть дизайнеры очень хотели, чтобы клавиш было именно 10 и таким образом вышли из ситуации.

И кстати, также дополню: на лицевой панели, по какой-то причине, нет шпаргалок, подписей, ручек управления. Порядок такой, слева направо: Регулятор НЧ, Регулятор ВЧ, Громкость и настройка.

Теперь переместимся во внутренний мир радиолы.

Шасси без корпуса.
Шасси без корпуса.

Тут, в общем-то, все как у всех:

• блок питания

• усилитель низкой частоты (однотактный)

• блок/конвертр УКВ "ИП-2"

• ВЧ блок (практически аналогичен собратьям, но в силу компоновочных особенностей несколько видоизменен)

И в виду этих же самых особенностей, у Кантат нет "Магнитной антенны"* (что это такое мы обсудим в отдельной статье).

если трос соскочет, это будет страх и ужас.
если трос соскочет, это будет страх и ужас.

Однако, при всей стандартности, есть и особенности. Первое что видит глаз, это верньерный механизм. Да, он в общем такой же как и у всех, но сделан очень своеобразно, один только рычаг-натяжитель с двумя блоками чего стоит.

целеуказатель
целеуказатель

Указатель настройки- металлический, да такой необычный, хотя и очень даже практичный, соскочить с троса ему попросту некуда.

-9

Шкала - "лицо" приемника или радиолы. Если у 95% аппаратов это самое "лицо" крепиться на раме шасси, то тут оно крепиться к корпусу за счет пластиковой маски.

-10

Опять же, есть свои плюсы и свои минусы.

Магический глаз
Магический глаз

Тут нет никаких особенностей, просто красивое фото радиолампы 6Е1П. Хотя нет! Есть! Данную лампу- оптический индикатор настройки* (* как и для чего он нужен обсудим в отдельной статье), можно заменить только вынув шасси из корпуса.

Что б жарко не было.
Что б жарко не было.

Ну и последняя, скажем так, видимая и осязаемая особенность данной радиолы, это радиатор/ рубашка охлаждения оконечной лампы усилителя низкой частоты. Ни разу такого лайфхака не видел, но данное решение 100% заводское. И, в общем-то, оно тут не лишнее, ибо 6П14П или EL84 фирмы "TELAM", в моем конкретном случае, очень нагруженная лампа и тепла выделяет много. Также ваш глаз выхватил на фотографии, скажем так, элементы из нашего времени, в виде пленочных конденсаторов. Это моих рук дело Этими новыми, более точными и стабильными элементами я заменяю стоковые, нестабильные бумажные конденсаторы.

История данного экземпляра

Тут особо-то и истории никакой нет. Виновница данной статьи была куплена в моем городе. Прошлый хозяин особо не рассказал о появлении у него данного артефакта. Жаль, но не критично.

-13

По достижении кантатой своей очереди на восстановление, были произведены, в общем-то, типовые работы:

• разборка

• чистка

• замена всех нестабильных элементов

• регулировка

• перевод блока УКВ на ФМ диапазон

• чистка, смазка, регулировка проигрывателя.

Теперь этот КРАСИВЫЙ аппарат готов занять свое место в экспозиции музея!

Вот, в общем-то, получилась вот такая история :-)

В скором времени будут еще истории и рассказы, так что не пропадаем!