Найти тему
Mne_ne_skuchno

Эстет жизни и живописи.

Гоголь, сжигающий свои писания, пророческая поэма о России, американцы, не имеющие страсти к искусствам, разношерстная московская публика, бурлаки на Волге, школьные реформы и другие социальные потрясения в письмах Ильи Ефимовича облачены в живописную прозу. Всюду и везде Репин умело переносит на бумагу оттенки, тона и полутона, пестрые мазки и уверенные штрихи собственного мировоззрения, и мы видим человека, «сохранившего эстетический , живой интерес к жизни до конца своих дней».

И. Е. Репин. Автопортрет 1915. Холст. Масло.
И. Е. Репин. Автопортрет 1915. Холст. Масло.

На протяжении долгой творческой жизни Репин писал не только картины. Письма неотъемлемая часть его наследия. Как картины, статьи, мемуары. Видимо эпистолярный жанр его привлекал своей простотой, но в то же время откровенностью, которую Репин ценил высоко. Выше чем свою славу. «Письма к друзьям, этот суррогат литературного творчества, были его излюбленным жанром» — пишет в книге «Илья Репин» Корней Чуковский. Литературный редактор книг и статей Ильи Ефимовича. Сейчас у нас есть потрясающая возможность прикоснуться к таланту художника, но не через созерцание его полотен, а через чтение писем. Многие из них опубликованы. Адресовал он свои мысли Шаляпину, Чуковскому , Толстому Л.Н., Поленову, Маяковскому, Л.О. Пастернаку, Васнецову... Манера изложения у него была не всегда последовательна, иногда резка, впечатлительна, но с интонацией глубокого уважения к собеседнику.

Стасов, с которым у Ильи Ефимовича сложился настоящий «эпистолярный диалог», писал:

«Какие там изумительные чудеса есть! Какая жизнь, энергия, стремительность, сила, живость, красивость и колоритность! Что ожидает чтецов будущего поколения!»

Прикоснемся к литературному таланту Ильи Ефимовича. Увидим глазами, душой...что же это был за человек, который до конца своих дней отдавал себя искусству, не только как живописец, как скульптор, но и как писатель, беллетрист и просто эстет жизни.

Неаполитанка. 1894 год. Холст. Масло. Находится в частной коллекции.
Неаполитанка. 1894 год. Холст. Масло. Находится в частной коллекции.

Цитаты из писем Ильи Ефимовича Репина.

Д. И. Менделееву. 1904 год, 25 января.

«Дорогой глубокоуважаемый Дмитрий Иванович.

Очень обрадовали Вы меня книгой «Заветные мысли». Читаю с наслаждением, оторваться не могу.

Вспоминаю многое из личных бесед с Вами, Вашу публичную лекцию в университете, где затрагивались уже многие мысли. И вот теперь все так стройно, так несомненно преподносится читателю! В то время, когда направо и налево идет такая нескончаемая болтовня досужих корректоров текущей жизни, печатаются горы бумажного навоза, вместо снега на дворе - сплошная отсебятина посредственности заваливает всякое слово знающего... Так кстати, так отрадно прочитать глубокую, реальную правду о насущном вопросе нашей жизни... Большое спасибо Вам.

Горячо обнимаю и жму крепко Вашу могучую руку».

Ваш И.Репин.

На меже. В. А. Репина с детьми идёт по меже. 1915 год. Холст. Масло.
На меже. В. А. Репина с детьми идёт по меже. 1915 год. Холст. Масло.

Из письма Адриану Прахову.

«<…> Со вчерашнего дня я уже дышу московским воздухом, сегодня целый день таскался по Москве. Ее можно сравнить с домом скряги, кулака, у которого очень много имущества; многое ему досталось от его богатых предков, сам он не прочь купить что-нибудь новое, но, ясно, уже в крайности; вообще он любит обойтись, и потому у него больше всего старого хлама; о красоте своих вещей и о порядке он нисколько не заботится, главное — чтобы каждая дрянь была цела; нечто вроде кучи плюшкинского кабинета: золотые и серебряные дедовские кубки, поизогнувшиеся от совершенной чистоты этих металлов и заплесневевшие от прикосновения к ним всяких гадостей, обглоданные свинцовые пули, серебряные тарелки, солдатские медные пуговицы, янтарное ожерелье, шило без ручки, гвоздь и проч. — все это в одном сундуке и под кроватью. Черт знает, чего там».

Л. Н. Толстой на отдыхе в лесу. 1891 год. Холст. Масло.
Л. Н. Толстой на отдыхе в лесу. 1891 год. Холст. Масло.

«Вообще, если бы из восьми томов его писем выбрать все наиболее ценное и опубликовать в одном томе, вышла бы чудесная книга, которая смело могла бы примкнуть к таким шедеврам русского эпистолярного искусства, как письма Пушкина,Герцена, Чехова, Горького».

К. И. Чуковский.



ИНСТИТУТУ КАРНЕДЖИ

«Милостивый государь.

Америка, со своими пошлинами на художественные произведения, сделалась нам, художникам, страшна как кошмар. Верещагин, Ге, а затем целая группа художников, в числе которых и я (картиной-портретом на 3000 р.), так жестоко поплатилась своими большими ценностями в Сан-Луи в Америке, что я дал себе слово - пока живу - никогда ни одной вещи не отсылать в Америку.

Там, при всей ее высокой культуре, на художественные произведения еще варварский взгляд. После выставки картин и статуй помещения и пошлины на них возрастают в цене выше стоимости выставленных художественных произведений; насчитываются колоссальные долги и начинается по нашим здесь понятиям почти грабеж; собственность авторов арестовывается и продается за бесценок с аукциона.

Вы мне любезно оговариваете, что институт Карнеджи все примет на свой счет; но ведь еще с большими любезностями г. Гринберг обещал мне много разных благ, а кончилось тем, что мою вещь арестовали в Сан-Луи за какие-то долги и продали за бесценок, как варвары. Благодарю, благодарю: избави нас боже от Ваших премий.

И. Р.

Пост Скриптум. Недосягаемой для нас, великой по своим богатствам и культуре стране я желаю всей душой изменить варварский закон пошлин на художественные произведения».

Осенний букет. Портрет старшей дочери Веры Ильиничной Репиной. 1892 год. Государственная Третьяковская галерея.
Осенний букет. Портрет старшей дочери Веры Ильиничной Репиной. 1892 год. Государственная Третьяковская галерея.

ГУГО ГАНСУ

1905 г.

«Милостивый государь!

Только теперь мне выпало счастье читать Вашу замечательную книгу о России: Vor der Katastrophe. Столь прославленному Вами, мне не совсем удобно писать Вам похвалы, но нет возможности удержаться.

Глубоко просвещенный европеец, Вы подняли высоко ярко светящий прожектор и как солнцем осветили наше темное монгольское ханство. Вы были хорошо подготовлены к предмету Вашего исследования, Вы пользовались интеллигентными руководителями здесь - Ваши Виргилии в нашем аду - это открыло Вам важнейшие материалы. Но Вы распределили Ваши наблюдения с таким интересом, Ваша книга написана с таким дивным талантом, что она читается как поэма.

Да, Вы написали поэму о России. И в этом смысле в книге есть нечто пророческое. Написанная год назад, она, кажется, появилась только вчера, и все малейшие события начинающейся катастрофы предсказаны в ней с поразительной точностью. Как жаль, что у нас такие горные карантины - свету трудно пробиться в эту тьму административного невежества п тупого давления. Но Вашей книге у нас предстоит большое будущее. Освобожденная Россия будет зачитываться ею, как зачитываюсь я теперь благодаря моему другу, переводящему ее мне с немецкого дословно.

По этой правдивой, списанной с натуры книге будет написана история нашего времени. Тут все документально. Лица, положения, аксессуары - все пластично и освещено высокоталантливым ясным светом (plein-aire) - это не слепая моментальная фотография, это картина истинного художника-реалиста».

Из письма И.Е. Репина в адрес Сергея Николаевича Полякова(6) от 1891-1892 года:

«ВОСПИТАНИЕ ЧЕЛОВЕКА – ВЕЛИКОЕ ДЕЛО.

Все наши отравы жизни, бедствия, настроения, разноголосица, развращенность более всего происходят из-за нашей невоспитанности.

Все это не ново.

Не ново и то, что благовоспитанность не есть исключительная принадлежность людей богатых, ученых, образованных, художников, изобретателей и всякого рода талантом выдающихся людей.

Люди эти большей частью испорчены жизнью – односторонни, страстны, нервны до невменяемости, бесхарактерны…

Невежество, бедность, униженность положения также не действуют благотворно на развитие правильных отношений между людьми и чаще РАЗВРАЩАЮТ ХАРАКТЕР ЛЮДЕЙ, ВЕДУТ К ПРЕСТУПНОСТИ.

Школы наши почти не заняты воспитанием характера детей, они стараются дать им только теоретические знания из некоторых предметов науки и потому сухи, односторонни, схоластичны и трудны.

Дети массы выносят из школ малопригодные в их жизни отрывки знаний и почти никакого понятия ОБ ОБЯЗАННОСТЯХ ГРАЖДАНИНА К ОТЕЧЕСТВУ, О САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОБ УВАЖЕНИИ ЛИЧНОСТИ БЛИЖНЕГО, О ДОЛГЕ ЧЕСТИ, О СОБЛЮДЕНИИ И РАЗВИТИИ СОБСТВЕННОЙ СОВЕСТИ, О ВАЖНОМ ЗНАЧЕНИИ В ЖИЗНИ ТРУДА И РЕЛИГИИ ДОЛГА».

Только человек безусловно влюбленный в жизнь, в Россию, страдающий за судьбу родины и судьбу народа может так обстоятельно и искренне выводить мысли на бумаге. Письма Ильи Ефимовича опубликованы в книгах и мемуарах известных деятелей и писателей. Он может и не отличался прозорливостью филолога, иногда путал расстановку предложений, терял смыл повествования. Но мысли так точно передают оттенки, краски его мировоззрения, что кажется нет мыслителя ярче и интереснее чем Репин.