Найти тему
Navygaming Channel

Линкор «Техас» – музей-мемориал, один из немногих

У каждого корабля своя судьба: один, сойдя со стапеля, станет участником многих боев и войн и погибнет в сражении; другой будет скромно нести службу в течение длительного срока и под конец будет разобран на металл, тихо и незаметно; третий, выдержав огонь противника в бою или натиск стихии в океане, в конце своей службы примет участие в испытаниях нового оружия и будет затоплен как мишень.

Красавец "Уорриор" в Портсмуте
Красавец "Уорриор" в Портсмуте

Но есть корабли, жизнь которых продолжается и после исключения из списков флота. Именно к таким кораблям относятся британские броненосец «Уорриор» (г.Портсмут, Великобритания, спущен на воду в 1860 году) и легкий крейсер «Белфаст» (г.Лондон, Великобритания, спущен на воду в 1938 году), русский крейсер «Аврора» (г.Санкт-Петербург, Россия, спущен на воду в мае 1900 года), чилийский (перуанский) монитор «Уаскар» (г.Талькауано, Чили, спущен на воду в 1865 году) и другие. Повезло попасть в этот список и линкору «Техас».

Буксиры выводят линкор «Техас» из Балтимора для перехода к месту вечной стоянки, январь 1948 года
Буксиры выводят линкор «Техас» из Балтимора для перехода к месту вечной стоянки, январь 1948 года

В феврале 1946 года после длительной службы в составе флота США линкор «Техас» поставили на консервацию, однако ему повезло больше, чем его систершипу «Нью-Йорку», и он не погиб у Бикини – было принято решение о передаче корабля властям штата Техас, чье имя он с гордостью носил несколько десятилетий.

Символичное место для корабля - мемориала
Символичное место для корабля - мемориала

21 апреля 1948 года, в годовщину независимости Техаса, старый линкор был официально исключен из состава ВМС США и стал собственностью штата. Его отбуксировали в Галвестонский залив и установили в Сан-Джасинто в специально вырытой узкой бухте недалеко от входа в канал, ведущий в хьюстонский порт.

Ходовая рубка "Техаса"
Ходовая рубка "Техаса"

На этом месте корабль простоял 40 лет в качестве военно-исторического музея. Казалось бы, ему обеспечена почетная «старость», однако не надо забывать, что корабль находился на плаву, и корпус постоянно подвергался воздействию влажной среды, морской соли, дождей, ветров. Со временем днище линкора глубоко вросло в ил. В корпусе корабля образовались течи, некоторые отсеки наполнились водой, древесина палубного настила в большинстве своем сгнила и была заменена на бетон. Как мы видим, не только русская «Аврора» в свое время потребовала ремонта.

Линкор "Техас" на вечной стоянке в Сан-Джасинто, Хьюстон
Линкор "Техас" на вечной стоянке в Сан-Джасинто, Хьюстон

В 1971 году был организован косметический ремонт корабля, благодаря которому внешний вид гиганта несколько улучшился, однако проблема сохранности корабля не была решена. Линкор продолжал разрушаться, в том числе и по причине безразличия организаций, ответственных за его сохранность. В 1983 году забота о линкоре была возложена на департамент национальных парков и живой природы штата, который получил задачу по изучению состояния корабля и разработке плана его реставрации. К работе по сохранению линкора подключились общественные организации и фонды, простые граждане штата.

Противоминная батарея корабля-музея
Противоминная батарея корабля-музея

И 1988 году на линкоре наконец начались работы. 13 декабря 1988 года буксиры вытащили «Техас» из грязи и отбуксировали в Галвестон. Отметим, что старый линкор благополучно дошел до места и встал в плавучий док.

Линкор «Техас» во время ремонта в Галвестоне, май 1989 года
Линкор «Техас» во время ремонта в Галвестоне, май 1989 года

В ходе последующих работ на корабле заменили около 160 т обшивки (15 % корпуса), широко использовали сварку вместо заклепок, сняли бетон, ранее заменивший палубный настил, участки, изъеденные ржавчиной, заменили новыми листами. Провели большое количество работ на мачтах, в надстройках, восстановили ограждения, люки, двери. Всего установили около 175 т новой стали в виде обшивки и других металлоконструкций. На корпус ниже ватерлинии нанесли защитное покрытие. Вместе с работой это стоило около 7 млн долларов.

"Техас" - мемориал
"Техас" - мемориал

На подводную часть корпуса нанесли защитное покрытие на эпоксидной основе. Выше ватерлинии вертикальные поверхности окрасили в тёмно-синий цвет в соответствии со схемой Measure 21. Для долговечности применялась специальная алкидно-эпоксидная краска. Внесли изменение в набор средств ПВО, которые ранее размещались на линкоре – при реставрации ориентировались на состояние корабля в период боев за Иводзиму и Окинаву (1945 год).

Получить от флота "Бофорсы" для музейного корабля - это круто!
Получить от флота "Бофорсы" для музейного корабля - это круто!

Для этого штат от флота получил 10х4-40-мм «Бофорсов» и системы управления, которые были удалены еще при консервации. Реставрационные работы на «Техасе» проводились больше года (14 месяцев). Вспомним, что восстановительный ремонт крейсера «Аврора» в свое время занял три года (с 1984 по 1987 год).

Паровые машины "Техаса" - отдельный памятник инженерной мысли
Паровые машины "Техаса" - отдельный памятник инженерной мысли

26 июля 1990 года обновленный линкор перевели на прежнее место стоянки в Сан-Джасинто. К этому времени залив был расчищен и расширен, смонтирована швартовочная система. Линкор «Техас» встал на якорь, был прикреплен к четырем опорам и теперь не сидел на мели, а мог перемещаться при отливах и приливах. И в настоящее время линкор, спущенный на воду почти 104 года назад, представляет собой памятник мирового судостроения, позволяя оценить мощь и величие кораблей класса «линкор» (сверхдредноут).

Пушки "Техаса" на своем месте, и покрашены, ))
Пушки "Техаса" на своем месте, и покрашены, ))

Остается только надеяться, что корабль удастся надолго сохранить, и этому есть веские основания. По имеющимся данным, административные структуры штата и общественность, компании и частные лица не на словах, а на деле проявляют заботу о корабле-музее, который не испытывает недостатка в финансировании и в энтузиастах, готовых поддерживать корабль в должном состоянии, сохраняя колорит эпохи. Так что можно только пожелать, чтобы все имеющиеся в странах мира в настоящее время корабли-музеи были так же окружены заботой и сохранены как свидетели былых эпох.

Два памятника: Стела в честь героев битвы у Сан-Джасинто и линкор "Техас"
Два памятника: Стела в честь героев битвы у Сан-Джасинто и линкор "Техас"