Можно ли научиться программировать если ни с чем подобным раньше не имел дела? Как умение создавать простые программы может помочь в учебе? Чем заняться в свободное время с пользой для ума? Если интересует ответ на один или несколько из этих вопросов - читай статью дальше и получай ответы.
Существует огромное множество всевозможных языков программирования, есть языки существующие еще с появления первых компьютеров, а есть совсем молодые, некоторые из которых были созданы совсем недавно. Есть компилируемые, есть интерпретируемые, существуют узкоспециализированные, бывают языки придуманы как шутка, в общем на любой вкус, но все их объединяет одно, с их помощью можно объяснить компьютеру что мы от него хотим и заставить это сделать.
легко ли научится?
Научится программировать достаточно просто, хоть многим и кажется что у них ничего не получится, или что у них "гуманитарный" склад ума, или совсем нет времени - они заблуждаются или просто ленятся начать. Научить программировать можно даже компьютер, правда для этого понадобится умеющий кодить человек, но сам фак занимателен. Научится программировать не сложно, уже хотя бы по тому, что ты уже умеешь это делать, просто ты разрабатываешь программы не в компьютере, а у себя в голове.
Программный код - это просто инструкция, описывающая что, как и с чем надо сделать ЭВМ и как, какой и куда выдать результат. Множество раз в день ты формируешь такие же инструкции собираясь что-то сделать, часто используешь уже имеющиеся у тебя в голове, например вызываешь функцию "заварить чай" или "завязать шнурки". У себя в голове ты чётко представляешь последовательность операций необходимых для достижения результата, возможно не все фокусируют внимание на этих процессах в голове, но точно у всех нормальных людей они есть.
зачем это нужно?
Даже базовый навык программирования позволяет решать широкий спектр задач, от мелких бытовых, до упрощения жизни в учёбе или работе. Рассчитать сколько стоит килограмм сахара когда цена указана где за 900г, а где и за 800г, посчитать сколько денег уходит в месяц на транспорт, вычислить площадь квартиры, рассчитать количество ингредиентов для салата для большего количества гостей, найти дискриминант, посчитать площадь фигуры, организовать расписание уроков и еще много много всего.
Если ты учишься в школе, ты можешь написать программу, которая поможет решать типовые задачи по математике, это не только ускорит выполнение домашнего задания, но и позволит запомнить сам алгоритм на много лучше чем простым зазубриванием, и применять его на уроках будет проще. Если ты уже не школьник и например задумываешься о ремонте, можешь написать программу которая будет считать количество рулонов обоев и сколько на них потребуется клея, длину рулона линолеума, количество плиток и клея для них, плюс ко всему можно заставить компьютер посчитать сколько всё это будет стоить, и "поигравшись" с параметрами определить на чём можно сэкономить.
стоит ли тратить на это время?
Когда у тебя появляется свободное время, вероятно ты листаешь ленту, смотришь видосы или телек, всё это просто занимает внимание, прожигает время и в лучшем случае не приносит никакой пользы в худшем наносит вред. Подобное времяпрепровождение - лишь имитация деятельности, которая дарит лишь иллюзию удовольствия от процесса.
Намного лучше занять свою голову чем-то доступным и полезным. В отличие впитывания бесполезной информации, занятие чем-то новым может подарить реальное удовлетворение. Когда ты решаешь задачу, особенно новым для себя способом, особенно если это решение можно будет потом использовать снова, всё это приносит кучу удовольствия.
начнём?
На самом деле начать предельно просто. Для первого раза не нужно скачивать никакие программы, если ты читаешь эту статью на своём компьютере или ноутбуке то всё необходимое уже у тебя под рукой. Всё что нужно это найти на своей клавиатуре и нажать клавишу F12.
Небольшие трудности могут возникнуть только с Safari, там что бы открыть консоль, нужно кликнуть по пункту мею Настройки (Preferences) и перейдите к панели «Продвинутые» (Advanced), а там в самом низу поставить флажок напротив пункта Показать меню разработчика.
Затем нажать сочетание клавиш Cmd+Opt+C что бы открыть панель.
Вот мы уже на шаг ближе к магии. В нижней части находится консоль.
Для удобства лучше открыть её на весь экран, для этого достаточно кликнуть по кнопке "Console" в верхней части открывшейся панели.
В эту консоль можно писать любой текст, но что бы магия заработала понадобятся специальные "волшебные" (ключевые) слова и ознакомится с некоторыми простыми понятиями.
базовые понятия:
- переменная - место для хранения данных которые можно менять
- константа - место для хранения данных которые менять нельзя
- объект - как бы группа переменныx
- массив - объект в котором имена переменных - их порядковые номера
- строка - по сути массив с буквами и символами
- функция - именованный кусок кода который можно вызывать по имени
- цикл - кусок кода который повторяется пока выполняется условие
ключевые слова и выражения:
- var, let - создают переменные
- const - создаёт константу
- function - создаёт функцию
- for, while - создают циклы
- [](квадратные скобки) - создаёт массив
- {}(фигурные скобки) - создаёт объект
- "", '', ``(кавычки) - текст между ними превратится в строку
В браузере уже объявлены некоторые переменные, в них хранятся объекты с информацией и функциями помощниками.
некоторые уже существующие переменные:
- console - содержит функции для взаимодействия с самой консолью
- Math - содержит всякие математические функции типа округления и нахождения синусов - косинусов, константы типа π (пи).
Определения не претендуют на академическую точность, цель дать базовое понимание что к чему.
Если написать в консоль let начнётся объявление переменной, если затем напасать некоторый текст - это станет именем этой переменной, если далее написать =, а после какое-нибудь значение, например число или строку, это значение будет присвоено в переменную. Переменную можно объявить в одном месте, а записать в нее значение в другом, с константой такое не прокатит.
практика
Писать код в консоли не сложнее чем писать сообщения в мессенджере.
Попробуй написать в консоль следующий код. В конце строки нажимай Enter чтобы "отправить сообщение" компьютеру.
Должно получится что-то похожее:
Эта программа ничего не делает, просто выводит значение переменной name, теперь напишем программу которая что-то делаем, преобразует данные. В консоли можно выполнять простейшие математические операции используя / * - +. Если написать 2 + 2 и нажать Enter выведется результат.
Складывать можно не только числа, но и строки.
Напишем программу которая будет приветствовать человека по имени.
Перепиши этот код в консоль и посмотри что получится, попробуй придумать своё приветствие.
итог
Теперь ты умеешь программировать! Ты справился и было совсем не сложно. Да навыки пока что находятся на базовом уровне, но это уже программирование, ты пишешь инструкции и отправляешь их на исполнение компьютеру, он их выполняет и ты получаешь результат.
Подписывайся что бы не пропускать новые статьи, учится новому и становится умнее!