После закрытия иностранных брендов покупатели начали массово жаловаться на невозможность вернуть или обменять товар. Службы поддержки ряда магазинов вслед за закрытием своих марок также прекратили обслуживание. «Абзац» спросил у юриста по защите прав потребителей Яны Бондаренко, как вернуть деньги и наказать безответственные иностранные бренды.
Это вообще возможно и сколько времени есть у покупателя, чтобы получить назад свои деньги?
✅Если магазины уходят или закрываются, это не значит, что юридическое лицо прекращает своё действие. На регистрацию их ликвидации отводится около трёх месяцев. В этот срок потребитель может направить заявление на возврат денег, обмен товара. В десятидневный срок магазин обязан выплатить деньги.
Как правильно составить претензию и куда отправить?
✅В заявлении от потребителя указывается суть просьбы – «прошу вернуть денежные средства…», – реквизиты счёта, на который средства должны вернуть. Заявление отправляется Почтой России на адрес юридического лица. Информация об этом есть в чеке покупки. В заявлении также нужно написать, что вы готовы вернуть товар, и попросить сообщить, по какому адресу и в какое время его можно доставить для передачи.
А если этот иностранный бренд зарегистрирован в другой стране, а сейчас с этим сложности? Кому ещё можно направить претензию?
✅Законом также предусмотрено обращение потребителя не только к продавцу, но и к импортёру. Посмотрите, кто является импортёром купленного вами товара, и ему тоже можно предъявить претензию. Это, как правило, также юридическое лицо, которое имеет представительство и регистрацию в России.
Какой штраф ждёт компанию, которая вовремя не вернула деньги?
✅Если на 11-й календарный день нет денег на вашем счету, нет ответа от магазина, рекомендую отправить заявление в Роспотребнадзор и параллельно подать документы в суд. У продавца и импортёра одинаковая ответственность. Вы вправе потребовать неустойку – 1% от суммы невыплаты, – а также взыскать потребительский штраф. Это 50% от той суммы, которую взыщет суд в своём решении.