ОНИ ЕДЯТ, А НА НИХ ГЛЯДЯТ — И ДРУГИЕ СПОСОБЫ ПОЗНАНИЯ МИРА ЧЕРЕЗ РЕЦЕПТЫ
Образ еды в мировом искусстве не так уж часто становился в отечественной публицистике предметом популярного исследования. Из относительно резонансного можно вспомнить разве что исследование кулинарного репертуара в классической русской литературе, сделанное классиком литературы гастрономической Вильямом Похлебкиным, главы, посвященные брусничной воде, в комментариях к «Евгению Онегину», написанные Лотманом, плюс Вайль и Генис в совместных и раздельных книгах, в которых тема демьяновой ухи и свиной отбивной — один из лейтмотивов. Пару-тройку лет назад еще был том о еде в кино, и вот еще книжка на ту же тему, опубликованная в Ростове-на-Дону. Это скромное издание на сто с небольшим страниц. «Таинственная Азия», «Романтичная Франция», «Новый Свет», «Утонченная Британия» — части книги структурно отражают кинематографическую географию. Не хватает Италии, СССР и Испании, но на то и существует авторская воля. В конце концов, список 650 лучших фильмов, вышедший в «Афише», — тоже своего рода отражение довольно субъективного вкуса, что уж говорить о книге, посвященной не кино как таковому, а кино в связи с едой
Самое любопытное, что в книге о фильмах нет кадров из фильмов — только иллюстрации по мотивам.
Здесь есть ленты с сугубо кулинарной тематикой, такие, например, как «Джули и Джулия», «Крылышко или ножка», «Душевная кухня» или «Шеф», и фильмы, где еда даже не фон, а деталь мизансцены, — «Титаник», «Матрица», «Бегущий по лезвию бритвы». Сюжетно каждая глава представляет собой трехчастную структуру, где в первой кратко описывается кинематографическая коллизия и место фильма в истории кино. Во второй кратко расписана кулинарная компонента. А в третьей приведены два-три рецепта блюд, часть из которых зрители не могли не заметить — это фактически персонажи кино вроде коктейля «Космополитен» в «Сексе в большом городе», а часть промелькнули одним кадром — вроде бутербродов с икрой в форме сердца из «Титаника» или канапе с тунцом из «Касабланки».
Рецепты не подробные, это не цель, а средство. Способ организации кинематографического переживания, повторения этого переживания через еду. Метод довольно распространенный в мире домашних вечеринок, а в прошлом году даже получивший статус серьезного тренда в Британии, где в моду вошло движение под названием Secret Cinema. На специальном сайте в интернете люди регистрировались, платили деньги, после чего им называлась тема вечеринки, скажем: «Гангстерское Чикаго». Приглашенные должны были одеться согласно дресс-коду эпохи и, придя в назначенное место, попадали в воссозданный спикизи-бар с соответствующим меню и параллельным просмотром «Однажды в Америке».
Казалось бы, это ничем не отличается от школьного костюмированного бала, но тщательность подгонки отдельных элементов, совместная работа глаз, ушей и вкусовых рецепторов действительно способна преображать пространство, погружать на некоторое время в мир кинематографических грез, создавать иллюзию полноты, теплокровности выдуманной жизни. Примерно так же, конечно, действует на человека водка. Но водка, увы, не чай, много не выпьешь.
Любите читать Дзен «Еды»? Расскажите свое мнение о материале в комментариях и ставьте свои лайки!