Найти тему
Stone Cawthon Music Blog

Невиданные наслаждения - Joy Division "Unknown Pleasures" (Обзор Альбома)

"Unknown Pleasures" - безусловно, является самым важным альбомом в становлении жанров пост-панк и готик-рок. Альбом, который повлиял не на одно поколение музыкантов, открывший совершенно новые музыкальные границы и новые эксперименты со звучанием. Мрачный, холодный, серый, отчаянный и атмосферный звук альбома сперва никого не удивил в далеком 1979 году. Пластинка даже не попала в британские чарты, когда только вышла, однако критики были в большом восторге, поставив альбому высокие оценки, позже признав его одним из величайших в истории рок-музыки. Мартин Хэннет, любитель резких звуков и разных музыкальных экспериментов, создал такое звучание у альбома, что даже спустя целых 42 года альбом звучит очень свежо и по-новаторски. Joy Division он превратил в целую музыкальную сенсацию, сделав из обычных панковских выскочек настолько великую группу, темы которых актуальны и по сей день. И нисколько не смущаясь, я это признал, когда впервые прослушал этот альбом. С него и началась моя история любви к пост-панку, в частности к Joy Division.

Все началось в далеком 1976 году, на концерте Sex Pistols в Манчестере. Концерте, на котором присутствовало от силы 35-40 человек, но концерт оказался настолько влиятельным, что повлиял на множество музыкальных групп, в частности Buzzcocks, The Fall, The Clash, The Smiths, ну и конечно же на будущий коллектив Warsaw (ака, Joy Division). Бернарда Самнера и Питера Хука, будущих участников коллектива, настолько вдохновило выступление этих "лондонских хулиганов", что те незамедлительно начали устраивать репетиции, параллельно которым Хук начал осваивать бас-гитару, а Самнер развивать свои навыки игры на гитаре. «Это было самым потрясающим, что я когда-либо видел в жизни, — вспоминал Хук десятилетия спустя. — Мы смотрели друг на друга и думали, Боже… мы тоже так смогли бы». Гитарист и бас-гитарист были готовы к труду и обороне. Осталось найти певца и ударника. Парни поместили объявление о поиске певца и ударника на витрине Манчестерского магазина пластинок, но на него никто не обращал внимания, пока на него не наткнулся Йен Кертис, которого Хук и Самнер иногда видели на концертах в местных панк-клубах и барах. «Он был одним из тех немногих, кто посещал каждый панк-концерт, так что рано или поздно пути наши не могли не пересечься», — вспоминал позже Питер Хук. Кёртис говорил, что «…хотел быть в рок-группе с шестнадцати лет, ничто другое меня не притягивало»

Joy Division слева-направо: Питер Хук, Йен Кертис, Бернард Самнер и Стивен Моррис.
Joy Division слева-направо: Питер Хук, Йен Кертис, Бернард Самнер и Стивен Моррис.

1977 год полностью сопровождался написанием композиций под влиянием таких исполнителей, как Дэвид Боуи, The Velvet Underground, Kraftwerk, и, конечно, не без помощи дебютного альбома Siouxsie And The Bunshees "Scream", который как раз оказал влияние на звучание группы. В том же году к ним присоединился постоянный ударник группы Стивен Моррис. В декабре Warsaw записали дебютный мини-альбом - "An Ideal For Living", который представлял из себя агрессивный панк-рок, на котором невооруженным глазом чувствовалось влияние Sex Pistols, Wire и Buzzcocks. Альбом вышел провальным, поскольку звук пластинок, пришедших с завода, был низкого качества. На его оформление и упаковку было потрачено 5000 фунтов стерлингов. Позже он был перевыпущен другим лейблом в 1978 году с ремастером звука. В том же году группа меняет название - Joy Division, позаимствовав его у немецкого концлагеря, в котором женщин держали в секс-рабстве, удовлетворяя грязные желания нацистских солдат. Вот это было действительно панковское название, которое отражало характер участников группы.

Мартин Хэннет
Мартин Хэннет

В 1978 году были созданы первые записи для будущего дебютного альбома. В том же году группа подписывает контракт с Factory Records и у группы появляются первый менеджер - Роб Грентон, а также свой собственный продюсер - Мартин Хэннет, с которым группа провела первые сессионные записи. Его настолько вдохновил энтузиазм группы, что тот начинает с ними работать, делая из них своих "лабораторных крыс", судя по тому, каким человеком был Хэннет. Каждая мелочь, каждый нюанс подмечался им, будь то звучание ударных Морриса или более приглушенное звучание гитары Самнера, создавая более пространственное и атмосферное звучание. Звук старого работающего лифта в "Insight" или грохот разбитого стекла в "I Remember Nothing" - это тоже находки Мартина Хэннета. В то время участникам коллектива, кроме Йена Кертиса, не нравилось, что вытворял со звуком этот кудрявый музыкальный террорист. Это крайне отличалось от того, как это звучало на сцене. Питер Хук рассказывал, что они больше походили на Pink Floyd, а Стивен Моррис наоборот был доволен записью альбома, признавая, что студийное и концертное звучания - разные вещи, поэтому сильное различие в энергетике было объяснимо.

-4

Дизайн пластинки был предельно минималистичен, без названия альбома и имени коллектива на лицевой стороне (вместо этого в центре помещён спектр волн излучения пульсаров). Названия песен были помещены во внутреннюю вкладку. Первая сторона пластинки называлась «Снаружи»; вторая — «Внутри», таким образом, предполагая некое путешествие. Обложка Unknown Pleasures стала чуть ли не более культовой, чем сам альбом, и зажила своей жизнью. Эта таинственная иллюстрация, изображающая график ста радиоимпульсов от пульсара PSR B1919+21, была взята из Кембриджской астрономической энциклопедии. В 1967 году PSR B1919+21 стал первым открытым пульсаром, вскоре за ним были обнаружены еще несколько источников подобных сигналов. Долгое время ученые не могли определить природу исходящего от пульсаров радиоизлучения и всерьез считали их некими маяками внеземных цивилизаций. А тот самый пульсар, увековеченный Joy Division, изначально назывался LGM-1, что было сокращением от «Little Green Men» (маленькие зеленые человечки).

Альбом вышел 15 июня 1979 года. Продажи были достаточно медленными, но вскоре они возросли после смерти Кертиса, и он добрался до 71-го места в британском чарте в августе 1980 года. Выше он так и никогда не поднялся. Но это не помешало стать ему культовым и одним из самых влиятельных в истории рок музыки. Музыкальная пресса была в большом восторге. Журнал Rolling Stone поместил его на 211-ое место в списке 500 величайших альбомов всех времен, а NME и вовсе поставили его на 40-ое место, даже выше таких работ, как "Sgt. Pepper's..." The Beatles и "Rumours" Fleetwood Mac.

Песни на альбоме представляли собой темный и отстраненный пост-панк, с оттенками индастриала и механизированным, машинным звучанием. Все это было не просто так, поскольку это олицетворяло все те переживания, злость и агрессию в той обстановке, в которой жили участники коллектива - постиндустриальный, серый Манчестер, в котором кирпичные и каменные дома, перемешивались со старыми и заброшенными заводами. Ничего не напоминает, правда? Все те чувства, все те переживания передавали эмоции человека, находящегося в одиночестве того периода. Вот в чем была культовость альбома "Unknown Pleasures" группы Joy Division. Все эти темы были актуальны не только для Британии, во время инновационной технической промышленности, но и также для советского народа. В русском роке не было группы, которая явно звучала бы, как Joy Division, но ее влияние прослеживалось в творчестве группы Кино. Виктор Цой не был копией Йена Кертиса, сравнивать их достаточно глупо, но в его текстах прослеживалось то самое влияние. Поэтому так многие ценят Joy Division.

Теперь мне бы хотелось отдельно рассказать о песнях на данной работе. По-моему мнению, на этом альбоме все песни отличные и нету какого-то лишнего балласта и ненужных вещей. Каждая отдельно создает одну большую музыкальную стену, выстраиваясь в один ряд, как кирпичики.

"Disorder" представляет из себя такое панковское начало, которое дает понять слушателю, что из себя представляет музыка на данном альбоме. На первый ряд выходит бас Питера Хука, создавая всю основную мелодию. Отстраненные, приглушенные ударные Стивена Морриса создают совершенно пространственную ритм-секцию, за которыми идет гитара Бернарда Самнера, добавляя отдельные гитарные фрагменты. Ну и конечно баритон Йена Кертиса, в котором чувствуется большой порыв эмоций и переживаний главного героя композиций, то есть, самого Кертиса. О себе он и пел в своих текстах. Без Хэннета это была бы обычная панковская песня, но его влияние на создание композиции - неописуемое. Он добавил на заднем плане загадочные и пространственные синтезаторные эффекты, благодаря чему "Disorder" звучит по-космически. А под конец порыв эмоций героя превращается чуть ли не во взрывы, когда ударные начинают резко и жестко завершать данную композицию.

"Day Of The Lords" и "Candidate" по своей атмосфере создают мрачный и депрессивный пейзаж, на котором вырисовываются темные и величественные горы и скалы, вдоль которых простирается жуткая и туманная река, по которой герой проплывает, ища свой путь в этой жестокой и беспощадной жизни. Такие образы у меня возникают в голове, когда я слушаю эти две композиции. Как всегда бас и гитара создают совершенно иное, пространственное звучание, сопровождающееся монотонными, медленными ударами, создавая нужную динамику композиций.

"Insight" - это просто что-то с чем-то. Это отчаяние главного героя, его эмоции, которые вырисовываются жуткими, машинными звуками ударных и баса, а также загадочными, синтезаторными эффектами в середине.

"New Dawn Fades" - это совершенно что-то иное и мрачное. Настолько депрессивной композиции я еще никогда не слышал в своей жизни. Басовые партии Питера Хука - простые и минималистичные, но вырисовывают такие интересные музыкальные пейзажи, что просто челюсть падает от удивления. "То есть, чтобы такое написать, не нужно быть никаким виртуозом?" - встрял у меня вопрос в голове.

"She's Lost Control" - это просто эпик и, наверное, лучшая композиция на "Unknown Pleasures". Басовая партия как всегда здесь создает что-то вообще совершенно иное и не похожее на всеми привычную бас-гитару. Ударные звучат, словно драм-машина, создавая машинный и, можно сказать, индастриальный звук. Ну и гитара Самнера создает правильное настроение. Кажется, будто герой песни умрет в конце, что и случилось с той девушкой, умершей от эпилептического припадка, клиенткой на работе Йена Кертиса. Под влиянием этого случая и был написан текст к данной композиции.

"Shadowplay" продолжает удерживать динамику альбома, в которой резкие и мощные ударные сопровождаются басовыми и гитарными зарисовками Кука и Самнера. Одна из лучших вещей на альбоме.

"Wilderness" и "Interzone" по-тихоньку приближают слушателя к мощнейшей развязке под названием "I Remember Nothing", которая отлично завершает эту культовую работу.

После прослушивания этого альбома, возникают в голове совсем какие-то иные эмоции, будто я и есть Йен Кертис, который видет всю эту разруху и все эти заброшенные заводы и мрачные кирпичные дома застроенного Манчестера. Может потому что отдельные районы Санкт-Петербурга тоже создают ту самую отстраненную и депрессивную атмосферу? Блин, между этими городами есть некоторая связь, да с большинствами городов России есть связь с Манчестером. Настолько это родная и близкая мне работа, что я просто не знаю, какой еще альбом в мире олицетворяет схожесть города, в котором я живу? "Unknown Pleasures" - один из самых любимых альбомов вообще. Про следующий альбом "Closer" у меня тоже есть что сказать, но об это уже в другой раз. Я итак уже многое сказал за этот промежуток времени.

-------------------------------------------------------------------------------------

Читайте также:

Разбор дискографии Led Zeppelin - №1, №2

Разбор дискографии Deep Purple - Mark 1, Mark 2

Разбор Дискографии The Beatles - №1, №2, №3

Разбор Дискографии Pink Floyd - №1, №2, №3

Разбор Дискографии Queen - №1, №2, №3

Лучшие песни The Beatles - №1, №2

----------------------------------------------------------------------------------------------

Обзоры альбомов:

The Stone Roses - "The Stone Roses"

Black Sabbath - "Paranoid"

The Jesus And Mary Chain - "Psychocandy"

New Order - "Movement"

------------------------------------------------------------------------------------