Найти в Дзене

CRM: зачем это бизнесу

Customer Relationship Management System (CRM) - система, которая позволяет оптимизировать отношения с клиентами. Можно сказать, что CRM объединяет людей - заказчиков и исполнителей, технологии и процессы.

Где применяются CRM системы

CRM нужны как в В2С, так и в В2В. Они могут и должны применяться в любом бизнесе, который:

  • нацелен на рост или хотя бы сохранение текущих позиций на рынке;
  • предусматривает средства на рекламу;
  • работает напрямую с клиентом.
-2

Главная сфера применения CRM - автоматизация рутинных задач.

Где необходима разработка CRM-системы

Вам пора внедрить CRM, если вы заметили в работе своего предприятия:

  • нерациональный расход времени сотрудников;
  • отсутствие единой системы учета у менеджеров;
  • использование разных носителей информации (например, бумажных блокнотов, таблиц в Excel, документов в Word);
  • ведение реального учета только при помощи фиксации оплаченных заказов;
  • проблемы с хранением истории взаимодействий с клиентами;
  • непонимание стадий, которые проходит одна или несколько сделок;
  • отсутствие пунктуальности менеджеров в работе с клиентами;
  • невозможность прогнозировать сроки поступления средств.

Процесс внедрения CRM часто откладывается компаниями до лучших времен. Даже, когда очевидно, что предприятие недополучает прибыль. В качестве аргументов звучат фразы о кризисе на рынке . А внедрение CRM - затратно.

На самом деле кризис - и есть тот момент, когда отсутствие системы управления отношениями с клиентами ставит бизнес в заведомо проигрышное положение.

CRM система во времена нестабильности избавляет от:

-3
  • Страха, связанного с кадровыми проблемами. Если придется сократить штат, данные из CRM позволят новым сотрудникам быстро освоить всю информацию. Когда приходится работать удаленно, CRM снова выручает. Ведь данные доступны не только в офисе.
  • Лишних финансовых затрат. Разработчики CRM в периоды кризисов делают скидки и проводят акции. Это шанс получить полный функционал за умеренные деньги.
  • Пассивности. Если CRM уже есть, во время кризисного затишья ее можно улучшить, наполнить информацией. Если такой системы нет, целесообразно сформировать требования к ней, выбрать подходящий вариант, провести интеграцию, обучение сотрудников. Кроме того, работа с CRM повышает уровень уверенности сотрудников в завтрашнем дне. Возрастает их мотивация, сплоченность коллектива и эффективность работы. Очень полезна в этом отношении система KPI в CRM.
  • Утечки информации. Настроив права доступа в CRM, можно иметь уверенность в том, что никто из сотрудников не может собрать в своих руках все ключевые данные и, например, открыть аналогичный бизнес, используя базу клиентов и партнеров.

Данные AMI Partners гласят: во время кризиса 2008 года компании, в активе которых была CRM, приносили на 260% больше прибыли, чем те, кто ее не имел.

С чем интегрируются CRM системы

Возможности интеграции CRM зависят от запроса клиента и уровня квалификации разработчика ПО. Обычно используют связку CRM с:

  • сервисами электронных рассылок;
  • формами обратной связи на сайте;
  • IP-телефонией;
  • таск-трекерами;
  • мессенджерами;
  • социальными сетями;
  • системами обработки платежей;
  • службами доставки;
  • складскими и бухгалтерскими программами.
-4

Преимущества использования CRM системы

Такое ПО решает ряд задач:

  1. Прозрачность и объективность контроля. Все данные собираются в едином центре, при необходимости - визуализируются. Это позволяет видеть, кто и как работает в режиме реального времени. При необходимости в деятельность сотрудников оперативно вносятся коррективы.
  2. Оптимизация внутренних коммуникаций. На основе данных из CRM можно ускорить процессы обмена информацией без участия сотрудников.
  3. Улучшение работы с клиентами. Сегментация, персонализация, расчет LTV и ROI - все это выполняется при помощи CRM в несколько кликов.

При этом CRM - не волшебный инструмент. Такое ПО не сможет повысить квалификацию сотрудников или создать информативный отчет на основе фрагментарных данных. Именно поэтому для успешного внедрения CRM необходимо:

  • изучить и описать все бизнес-процессы в компании;
  • обозначить цели использования CRM;
  • провести аудит продаж (выяснить источники привлечения клиентов, пути взаимодействия менеджеров между собой и с клиентом, пройти по шагам всю воронку продаж);
  • выявить слабые места и наметить варианты их устранения;
  • составить план введения CRM в работу фирмы;
  • провести обучение и создать библиотеку инструкций и ответов на частые вопросы по работе с CRM.