Как же критиковать так, чтобы человек на тебя не обиделся и чтобы критика не вызывала сопротивление? Для начала определитесь – что вы хотите достичь при помощи критики – осудить или улучшить/изменить поведение? Осудить и разорвать отношения? Ваше право. Только идите на этот шаг с полным осознанием вашего решения.
Если же ваша задача в изменении поведения, то критика далеко не самый лучший инструмент. Потому что она обижает. Если человека начинают критиковать, он защищается. Как правило, чем сильнее критикуют человека, тем больше растет его сопротивление. И при этом совершенно неважно, прав человек или нет. Критика заставляет людей искать оправдания самому себе, своим поступкам, а это именно то, что люди делают крайне неохотно.
Когда человек пытается взять кого-то нахрапом, всегда существует опасность того, что его не воспримут всерьез. Давит, угрожает, спешит – значит позиции у тебя слабоваты и ты боишься, что жертва сообразит, что ничего у вас против нее нет и вы не так уж и страшны. Вспомним, как любит давить начальство: крик, натиск, оскорбления – и вот человек уже чувствует себя виноватым, начинает оправдываться, хотя грехов-то на человеке совсем не так уж много.
За что мы, как правило, критикуем человека? За его ошибки. Вот о них и говорим. А еще лучше обозначаем их не как ошибки, а как «зоны развития» человека. Это воспринимается уже совсем иначе и поэтому принесет результаты. Другие слова, другой посыл, другой результат. Пробуем?
Напишите в комментариях получилось ли использовать этот коммуникативный прием и какие результаты вы получили.