Найти тему

Критика: действие равно противодействию. Какова цель вашей критики - изменить поведение или обидеть?

Коноваленко Марина Юрьевна, кандидат псих. наук, доцент, директор по маркетингу компании "Аксамит", преподаватель РЭУ им. Г.В. Плеханова
Коноваленко Марина Юрьевна, кандидат псих. наук, доцент, директор по маркетингу компании "Аксамит", преподаватель РЭУ им. Г.В. Плеханова

Как же критиковать так, чтобы человек на тебя не обиделся и чтобы критика не вызывала сопротивление? Для начала определитесь – что вы хотите достичь при помощи критики – осудить или улучшить/изменить поведение? Осудить и разорвать отношения? Ваше право. Только идите на этот шаг с полным осознанием вашего решения.

Если же ваша задача в изменении поведения, то критика далеко не самый лучший инструмент. Потому что она обижает. Если человека начинают критиковать, он защищается. Как правило, чем сильнее критикуют человека, тем больше растет его сопротивление. И при этом совершенно неважно, прав человек или нет. Критика заставляет людей искать оправдания самому себе, своим поступкам, а это именно то, что люди делают крайне неохотно.

Когда человек пытается взять кого-то нахрапом, всегда существует опасность того, что его не воспримут всерьез. Давит, угрожает, спешит – значит позиции у тебя слабоваты и ты боишься, что жертва сообразит, что ничего у вас против нее нет и вы не так уж и страшны. Вспомним, как любит давить начальство: крик, натиск, оскорбления – и вот человек уже чувствует себя виноватым, начинает оправдываться, хотя грехов-то на человеке совсем не так уж много.

За что мы, как правило, критикуем человека? За его ошибки. Вот о них и говорим. А еще лучше обозначаем их не как ошибки, а как «зоны развития» человека. Это воспринимается уже совсем иначе и поэтому принесет результаты. Другие слова, другой посыл, другой результат. Пробуем?

Напишите в комментариях получилось ли использовать этот коммуникативный прием и какие результаты вы получили.