Найти в Дзене

Вело-водный поход, 8-15 июня 2013 года. Пермский край, река Коса.

(текст 2013 года, первый опыт многодневного похода)

Всем привет.
Этой весной решил попробовать себя в водном туризме и приобрел надувную байдарку Викинг 3.8, фирмы Акваграфика. Опробовав два раза в однодневных ПВД в конце паводка, в начале июня собрался в вело - водный поход, по реке Коса в Пермском крае. План - доехать от г.Кудымкар через с.Юрла и с.Юм до п.Комсомольский, оттуда сплавиться до п.Кордон и через села Коса, Юксеево, Кочево, Юрла вернуться в г.Кудымкар.
Старт намечен на 8 июня, укладываться начинаю накануне. Так как до воды и обратно путь своим ходом, вес и объем барахла актуален. Итак, что имеем?
Байк CUBE AMS 100, 2010 года, двухподвес. На нем консольный багажник Axiom, который, скажу, забегая вперед, выдержал. (Тут несколько факторов: не сильно перегружал, размещал вес ближе к подседелу, сделал страховку веревкой между рамкой багажника и подседелом, с закруткой колышками от палатки, плюс нормальная работа задней подвески, ехал спокойно и внимательно, не допуская ударов.
На багажнике две боковые на пластиковых крючках. Так как багажник без боковых рамок, сделал и вставил П-образную рамку из проволоки между сумками. Кроме того, на байке стоят контакты Shimano, анатомические ручки руля Ergon, проводной счетчик Cateye strada, фара Topeak с 1 светодиодом, крепеж под экстрим камеру DRIFT HD170, флягодержатель.
Лодка Викинг 3.8, без деки и уключин.
Весло дюралевое, трехсекционное.

Лодку, сложенную в квадрат и стянутую скотчем (НЕ НАДО ТАК ДЕЛАТЬ - дописано позже), на багажник, с фиксацией веревкой с закруткой и резиновым шнуром. Вес ее 9 кг. Сверху под шнур неопреновый спасик и каркас палатки (на обратном пути туда же положил всю палатку и концы весла). В сумки: 2 сидушки лодки, насос-лягушку, ремнабор, большой баллон с газом, пластиковые галоши и неопреновые носки. В рюкзак Black diamond axiom 40 л.: коврик надувной укороченный, спальник летний синтетический, посуда, горелка, немного шмотья, еда: сублиматы (гречка! имеет вкус!!), сухари, консервы тунец и паштет, в боковые карманы рюкзака каркас лодки и середину дюралевого весла, скрепленные скотчем, в задний карман концы весла, средства от комаров и клещей. На лямке навигатор Garmin GPSmap 60CSx. Непромокаемые камера, фотоаппарат и телефон, доп.аккумуляторы и батареи, и прочая обычная мелочь, по списку. Заезжаю задним колесом на напольные весы, показывает 24 кг, взвешиваю рюкзак - 14 кг. Одет в велоодежду Endura, велотуфли под контакты, перчатки, шлем не брал.

-2

День первый. 8 июня, 8.45, выезжаю. Дал круг у дома, и вышел на маршрут. Кудымкар - с.Юрла - 40 км по асфальту, далее 50 км по грунтовке, без связи. Погода сухая, скорость по асфальту держу в районе 17 км/ч, на грунте снижается, дорога петляет, подъемов достаточно. На отдых встаю по мере накопления усталости и необходимости размяться, где то каждые час-полтора, минут на 5-10. Осень, зиму, весну мы регулярно катали, так что без ложной скромности скажу, что подошел в нормальной форме.
Теплеет, снимаю куртку, в 14 ч. перекусываю в роще, качу дальше и в 15 ч. въезжаю в с.Юм. Мне нужна вода, за поворотом нахожу работающий магазин, переделанный из дома, и с торчащими выше головы трубами вползаю в низкую дверь. Продавщица приветлива, помогает советами при маневрах. Беру минералку и гусиным шагом покидаю магазин, вспоминая Блока "мне избы серые твои". Отдыхаю, наблюдая сельский быт. Суббота, бредут куда то пьяные, из магазина выходит стриженый наголо мальчик с мороженкой, обертку кидает под ноги. Хмурюсь в сторону заката, и спасибо этому дому, катим дальше.
В 19 ч. въезжаю в п.Комсомольский, на счетчике 90 км. Проезжаю по главной дороге, в конце отворот на автомобильный мост, еду прямо и выезжаю на песчаный коровий пляж с сухим, нормальным для спуска лодки и посадки берегом. Уффф, приехали)

-3
-4

Раскидываю барахло, собираю и накачиваю лодку, что в случае в Викингом, довольно быстро и неутомительно. Собираю трехсекционное цельнодюралевое весло, стыки и места хвата обматываю изолентой. С вела снимаю колеса, раму кладу поперек ближе к корме, и фиксирую шнуром, за кильсон, с закруткой, колеса стопкой ближе к корме. За сиденье ставлю набитый рюкзак, с упором в раму велосипеда, получается удобная спинка. В нос лодки кладу велосумки и продукты в гермомешке. Переобуваюсь в неопреновые носки и галоши, строго глядя на абсолютно гладкую воду одеваю спасжилет.
Подтягиваются любопытные местные, общаемся доброжелательно, расспрашивают, дают советы, и вот я уже забираюсь в лодку и отталкиваюсь от берега. Ну что, поехали!

Прохожу отмель, осваиваюсь с греблей. В этот раз впервые собрал весло под углом лопастей в 90', требуется время, чтобы разобраться с техникой. Хват правой фиксированный, в левой весло проворачиваю. Осматриваюсь. Течение присутствует, лодку несет, от торчащих коряг образуются волны длиной до полуметра. Включаю навигатор, меряю скорость. Без весел лодка идет где то 2-4 км/ч, при нормальной гребле 5-6, при интенсивной гребле могу разогнать до 8 км/ч. Вода в реке холодная, темная, цвет меняется от лимонада на мели до солярки и непроглядно хорошего чая на глубине.

-5
-6

Отойдя от поселка, около 21 ч. встаю на ночевку. Совет вставать на ночевку засветло сейчас неактуален, так как почти всю ночь можно читать без фонаря. Вытаскиваю лодку на песчаный пляж, в кустах ивняка ставлю палатку, одноместную двуслойку Vaude odyssee. Фильтрую воду на ужин, используя Аквафор с грушей, накручивающийся на бутылку, затем кипячу. Газ в баллоне, горелка простая стальная Kovea, экран из жестяного гофровоздуховода. У очищенной воды нет вкуса и запаха, цвет осветляется где то вдвое, но не исчезает.

-7

Подтягиваются комары, так что ужинаю в палатке, слушая их звон снаружи. Ночью звуки изменяются, и слышатся иначе. Комары дают близкое окружающее гудение без определенного источника, кузнечики не выключают свои перфораторы, с неровным дизельным звуком медленно летает туда-сюда неведомая тварь, гулко кукуют кукушки, бездумно крякают утки, вдруг, как из автомата в трубу - дятел, плещет рыба, да время от времени доносится гул самолетов. Вроде никого не забыл.
За каким то лешим кладу коврик вверх дном, ерзая, опираюсь на что то торчащее из песка, и слышу: - хрусь - дно палатки цело, а коврике дырка. Так-перетак. Коврик старый, видимо пластик верха уже устал. Леплю самоклеющуюся заплату, но утром просыпаюсь на сдутом. Ладно, думаю, потом поставлю заплату от лодки. Ночью холодно, мерзну.

-8
-9

День второй. Верховья Косы живописны, река неширокая, сильно петляет, по берегам возвышаются деревья, идешь то через лес, то выходишь на красивые песчаные пляжи.

-10
-11

Освещение непрерывно меняется, от солнечного летнего дня до глубокой тени, лучи солнца просвечивают лес, освещают дно, которое то состоит из песчаных подводных дюн, то переходит в гальку, или заросли хвоща или водорослей. У берега из воды растут желтые цветы.

-12
-13

Вода на границе света и тени дает дивные оттенки. Вот лодка быстро скользит по прозрачной воде над волнистым песком, и тут же дно обрывается, и ты уже зависаешь над черной ямой, в которую уходят и теряются лучи солнца. Много перекатов, пару раз скребу дном и один раз конкретно сажусь, но снимаюсь с раскачкой, не вылезая из лодки. В некоторых местах, с низкой точки на воде видна заметная ступенька, и лодка получает небольшое ускорение.

-14
-15

В тенистых местах со спокойным течением вода абсолютно гладкая и черная, так, что кажется твердой. Впадает много ручьев - невысокими, но шумными ступенчатыми водопадами.
Из дна то тут, то там торчат бревна, оставшиеся от давно закончившегося сплава, и стволы вывороченных паводком деревьев. Много стволов низко нависает над водой, цепляясь за берег едва ли половиной корней, зеленея свое последнее лето. В одном месте ствол лежит поперек реки, у комля вижу просвет, и лежа протискиваюсь под деревом.

-16
-17

Редко встречаются рогульки рыбаков, палки с привязанными сетями, самодельные железные лодки. Прохожу рыбацкий барак, перекидываемся парой слов с сидящим на берегу рыбаком, приглашает, но отказываюсь, надо двигаться дальше.

-18
-19

Обедаю на пляже, готовлю на газу, поэтому мусор зарываю в яму, пользуясь веслом, как лопатой, и да, открываю консервы ножом). Сухо, мух нет, комаров днем на открытых местах тоже нет, а в траву я без нужды не забираюсь.
После Усть-Янчера незаметно река изменяется, деревья отступают, берега становятся илистыми и топкими, обрастают ивняком. Этот участок тоже надо пройти, снимаю спасик, сажусь на него и гребу, совершенствуя технику. Долго ли, коротко ли, но впереди раздается громкий шум воды, медленно подхожу и вижу остатки моста, представляющие собой бревенчатые уступы на берегах и деревянное же дно между ними, обрывающееся невысокой, в общем то, ступенькой, с которой с шумом падала вода. Тут я немного зас, э, сомневался, что угодно может там валяться, хоть борона, так что причаливаю, и осматриваю проход с берега. Затем натягиваю спасик, расталкиваю все вещи по сумкам, все сумки и рюкзак страхую веревкой, выдыхаю и иду в проход. Лодка с легким 'плюх' проходит буруны, и ровно движется дальше.

-20
-21

Для меня эмоции, для Викинга же это явно не испытание. Ну да лучше перебдеть, как говорится.

К вечеру прохожу автомобильный мост на трассе Кудымкар-Гайны, миную кучно сидящих рыбаков, ощетинившихся удилищами, пробираюсь через бобровый квартал, с норами, торчащим у берега или плавающими, а затем с шумом и плеском ныряющими коричневыми макушками, дальше, дальше, ищу приемлемое для стоянки место.

-22
-23
-24

Уже после захода солнца нахожу узкую полосу сухого песка, втаскиваю лодку, ставлю палатку, ужинаю и засыпаю. Ночь в этом сыром месте проходит крайне некомфортно, мерзну, утром просыпаюсь разбитый в хлам, горло саднит, делать ничего неохота, хоть сворачивайся. Солнце потихоньку начинает пригревать, оживаю, как рептилия, кипячу воды, выпиваю пакет Фервекса, снова ложусь и досыпаю в тепле. Просыпаюсь другим человеком, можно двигать дальше.

День третий. Сворачиваю лагерь и выдвигаюсь. Скоро подхожу к д.Сальниково, в деревне берет связь, делаю необходимые звонки. На берегу женщина полощет белье, рассказывает, что магазина в деревне нет, что воды сейчас еще считается много, река дальше хоботнАя, вот раньше был сплав, бревнами все забивалось, так что петли кое-где спрямляли, рыли проходы техникой, напротив деревни была колодная, так там даже взрывали, на берегу стоял дом с большими окнами, которые при взрывах вылетали и мужик все говорил, когда ваш сплав уже кончится, сейчас все берега заросли ивняком, а раньше бревнами сносило, спиннингом как рыбачить? Так-то.

-25
-26

Двигаюсь дальше, река становится шире, вода делается нормального речного цвета, пейзаж оживает, встречаются песчаные пляжи, обрывы, нависшие над водой деревья, ручьи, торчащие по течению бревна. Чувствую, что руки до локтей напрочь сгорели, а крем от солнца я не взял. Жертвую носками, разрезаю носы и надеваю на руки, поливая водой, смотрится, должно быть, дико, но что делать. На стоянках стараюсь поставить лодку в тень, не вытаскивая из воды, чтобы избежать нагрева, однако тени от деревьев довольно быстро уползают вслед за солнцем. Поливаю баллоны водой.

-27
-28
-29
-30

Вечером решаю устроить себе отдых и встаю на красивом пляже в 20 ч., тепло, ставлю палатку у воды на песок, отдыхаю, считаю припасы. Я налегал на еду, и в итоге гермомешок, ранее едва закрывавшийся, носило ветром. Ничего не мешало на старте бросить в рюкзак на кило больше сублиматов и бичей, но... опыт, как сказал поэт, есть сын ошибок трудных. Даже если идти на примлемом минимуме, то чистой автономки не выходит, значит, придется закупаться по дороге. Впереди, судя по карте, залитой в навигатор, Красная Курья, Пуртым и Усть-Онолва, где-нибудь да должен быть магазин.

-31
-32

Ночь проходит спокойно, коврик заклеен и держит давление. За ночь высыпаюсь, утром не спеша собираюсь и в районе 12 отправляюсь дальше.

-33

День четвертый. Погода стоит. Подхожу к Красной Курье, дома подходят к самой воде, у берега плавает плотик, возле которого бродит здоровенная свинья. Привязываю лодку, поднимаюсь к домам, ближайший оказывается почтовым отделением, в которых обычно продают консервы и т.п., но дверь закрыта на два замка. Вижу группу детей, спрашиваю про магазин, нет, говорят, магазин закрылся, полностью. Возвращаюсь к лодке, следом подходят маленький мальчик и девочка постарше, болтаем. Выясняю, что девочка знает, деда, чей магазин. Слушай, говорю, Алена, давай ты уговоришь деда открыть лавку, мне бичи, тебе мороженое, м? Алена соглашается и уходит, нет ее долго, потом возвращается грустная и мотает головой - нет, сказал, магазин не работает... Перевожу взгляд на свинью, та быстро опускает глаза. Ладно, чего там, отчаливаю. Следующий по списку Пуртым с берега оказывается не виден.

-34
-35

Гребу, к вечеру подхожу к Усть-Онолве, решаю встать выше, чтобы в село идти с утра. Встаю на песчаном пляже, который, как и все прочие на этом участке реки, зарос какими-то бледнозелеными цветами с мерзким запахом, так что стоять можно либо у кромки воды, либо выше, в кустах. Затаскиваю лодку за кусты, там же ставлю палатку, но волны противного запаха время от времени докатываются и туда, и лишь висящие у входа неопреновые носки немного сглаживают ситуацию. Ночью тепло, высыпаюсь.

-36
-37

День пятый. Припасов на два дня, из расчета 1 сублимат утром и вечером, сублимат и бич в обед. Чай, сахар и сухари с запасом. Негусто. Утром отплываю и вскоре подхожу к Усть-Онолве.

-38
-39
-40
-41

На берегу большое стадо коров, лодки, железные ящики для моторов, само село в отдалении от берега. С берега хороший обзор, людей не видно, моторов не слышно. Решаю рискнуть, привязываю лодку и иду в село, спрашиваю магазин. Бинго! Трусцой бегу по улице, впереди меня две лошади темной масти и жеребенок, копытным я не нравлюсь, метра за два лошади встают поперек, ржут, одна идет ко мне. Получить с утра копытом в бок мне не улыбается, разворачиваюсь и бегу обратно, затем сворачиваю в ближний проулок, а там, ха! второй жеребенок. Тут уж я бегу в полную силу. Сделав крюк, нахожу магазин и закупаюсь. Свежая прохладная минералка после нескольких дней теплой фильтрованной речной воды, это песня...
Лодка дождалась нормально, отправляюсь дальше, гидромешок с припасами вновь полон.

-42
-43

День не приносит неожиданостей. Река делается шире, в некоторых местах видны следы старых приспособлений для сплава леса, в бодром темпе миную Буждым, Мараты, где вышка связи стоит близко к реке, Варыш, и подхожу к Пуксибу.

-44
-45

О приближении к жилью можно узнать по увеличивающимся рыбацким местам с утроенными сиденьями и рогульками. Вечереет, присматриваю место для стоянки и причаливаю. Замечаю на другом берегу лодку, не успеваю вынести на берег рюкзак, как на другом берегу появляется мужик и начинает греметь цепью. Решаю, что явка провалена, складываю вещи обратно и иду дальше, минуя Пуксиб. У деревни, в холодной воде с визгом купаются девушки-пуксибки. Стараюсь грести технично. Двигаюсь еще с час, нахожу хорошее пустынное место, и заволакиваю лодку глубоко в кусты, там же ставлю палатку. Отчего-то хочется отгородится от мира. Где-то совсем рядом крякает утка. Ужинаю, сколько влезет и засыпаю. Ночью слышу как утка крякает возле палатки, затем у воды и наконец затыкается. Под утро прошел небольшой дождь, но песок быстро сохнет.

-46
-47
-48
-49

День шестой. День начался неплохо, солнце пригревало, и я греб в привычном темпе, но затем погода поменялась. Кочевский район относится уже к Северу, с которого подул ветер, стало холодно, так что я сперва одел куртку, а затем, под нее, спасжилет, так было более-менее тепло. Тучи ходили кругами, или это река петляла. Раза три шел дождь, от которого я спасался под пончо, накрываясь вместе с рюкзаком.

-50
-51

Вспомнив, что спальник у меня лежит на дне рюкзака, после первого дождя переложил не успевший намокнуть спальник повыше, в п/э пакет, а между дном и рюкзаком засунул пластиковую бутылку. Двигался я в целом на север, поэтому ветер стабильно дул встречный, и я греб, греб и греб, пытаясь прятаться под берегами, с твердым намерением финишировать сегодня. Было не до красот. Размышлял о том, что неплохо, наверное, было бы облегчить концы весла процентов на 30-40, а отталкиваться не веслом, а срубить специальный шест... На широких местах добавлялись идущие против течения волны, впрочем, на такой реке небольшие. К вечеру показались дома п.Кордон и в 21 ч. я вышел на берег. Спросил у местного рыбачка дорогу, и начал обратную разборку-сборку, которая заняла ни много ни мало 2 часа.

-52
-53
-54

В 23 я все увязал, затянул лямки рюкзака, поднялся на дорогу и покатил, с намерением выехать за с.Коса и заночевать в лесу. На дороге меня снова застал дождь и основательно промочил. Ночью, на холоде, в сыром лесу, в промокших вещах, под дождем... дело принимало весьма нешуточный оборот.
Я заехал неглубоко в лес, отошел метров 20 от дороги, под накрапывающим дождем поставил палатку, закинул внутрь рюк и забрался сам. Внутри зажег горелку, и в маленькой палатке сразу сделалось жарко, перекусил, повесил штаны под потолок, постелил коврик, сверху куртку, выключил газ и в спасжилете забрался в спальник, думая, что в принципе, жить можно... однако ночью я уже думал иначе. Под тент поддувало, было холодно и я мерз. Дальше я зажег горелку и дремал вполглаза. Самоубийственный идиотизм!!!, но мерзнуть дальше я был не в силах. Горелку я включал дважды за ночь, на время не смотрел, но к утру баллон полегчал.

-55
-56

День седьмой. Утром палатка нагрелась на солнце, и я еще подремал, натянул высохшие штаны, мокрые велотуфли на неопреновые носки и двинул дальше. До Кудымкара оставалось 150 км.

-57
-58

После ночи чертовски болела голова, проглотил таблетку обезболивающего. Щебенка быстро высохла, я добрался до следующей деревни, где купил воды и бананов, после минералки мне полегчало, и в спокойном темпе я прошел Пармайлово и добрался до Юксеево, откуда до Кудымкара идет асфальтовая трасса. Трасса эта правда в районе Кочево разрушена, и в настоящее время идет ее ремонт, так что еще полпути я шел практически по грунтовке. Багажник держался, хотя я переложил на него и концы весел, и всю палатку, и все это намокло под дождем. Двигался небыстро, часто останавливаясь и отдыхая. Слегка ныло левое колено и кисти рук, забитые греблей.
Погода наладилась, сперва снял спасик, затем и куртку, но пройти весь маршрут за день не хватило сил. Пройдя 100 км, я решил, что пожалуй встану на ночь. Стоило произнести эти слова, как сразу организм отключился, резко захотелось спать. Встал в перелеске, поставил палатку, в полудреме съел кашу из сублимата и уснул.

День восьмой. Нужен был полноценный отдых, которого я себе не дал и остававшиеся 40 км по знакомой до каждой трещины дороге прошел волевым усилием. В Белоево отдыхал, покупал воду и бананы, и к 14 ч. финишировал в городе.
Печатаю еще с трудом и слазит кожа на руках и носу, но это мелочи. Я достиг всех запланированных целей, снял фото, видео, набрался впечатлений и нового опыта.