Найти тему
Просто Радиолюбитель

Быстрый ремонт зарядного устройства ЗУ-2М

Попросили помочь с ремонтом зарядного устройства ЗУ-2М. Симптомы неисправности - нет выходного напряжения. Зарядное устройство выпускалось на почтовом ящике №220 в г. Выборге (судостроительный завод?). В боевом строю находилось с 1985 года...

Хозяин зарядного устройства честно признался, что предпринял попытку замены тиристора, диодов, результата не получил. Так сказать - самый "злой" случай - даже при элементарной схеме может быть уже все "перепахано".

ЗУ-2М
ЗУ-2М

ЗУ-2М
ЗУ-2М

ЗУ-2М
ЗУ-2М

Корпус в хороших традициях военно-промышленного производства - литой, можно смело под домкрат ставить. Разбирается легко.

ЗУ-2М
ЗУ-2М

ЗУ-2М
ЗУ-2М

Внутри налет старины и свежий "след" паяльника хозяина.

ЗУ-2М
ЗУ-2М

Принципиальная схема приведена на Рисунке 1.

Рисунок 1. Принципиальная схема ЗУ-2М. Источник: https://image.easyeda.com/avatars/2020/11/NpfJsTq9wswt0Jz77HUce0z6yP567vgGxN0IqRnb.png
Рисунок 1. Принципиальная схема ЗУ-2М. Источник: https://image.easyeda.com/avatars/2020/11/NpfJsTq9wswt0Jz77HUce0z6yP567vgGxN0IqRnb.png

Ничего принципиально загадочного в алгоритме работы схемы нет - трансформатор - выпрямитель - схема регулировки - тиристор - нагрузка.

В первую очередь проверяем переменное напряжение на вторичной обмотке трансформатора - примерно 20 - 22 Вольта. Далее освобождаем диоды (можно не снимать с радиатора, только отпаять провода). В моем случае один диод требовал замены. Отбросив плату по входу проверяем постоянное напряжение на выходе диодного моста. Следующим шагом следует проверить транзисторы VT1 и VT2, любым известным Вам способом. В моем случае VT2 был пробит. Был заменен на BC548. На тиристоре хозяин зарядного устройства оставил "соплю" припоя между управляющим электродом и катодом. Тиристор исправен (берем источник в 12 В, лампочку 12 В, плюс на анод, минус через лампочку на катод, открыть тиристор можно подав напряжение более 0.2В на управляющий электрод относительно анода, например через резистор 1 кОм). На выходе амперметра появилось напряжение, регулируется.

Вот тут я чуть не "сломался", неужели предохранитель? Так и есть. Ни я, ни хозяин зарядного устройства перед тем, как "махать" паяльником не проверили предохранитель на 6 Ампер.... Что вызвало выход из строя VT2 и диода в выпрямителе? И что произошло ранее - сопля на тиристоре вызвало пробой или это было уже после? Можно только гадать....

Зарядное устройство собрано, проверено на 100Вт 12В лампочке - вручено хозяину.

Спасибо за внимание!

Мой "замерзший" блог о радио: https://sp8plus.blogspot.com/

сделай сам

электроника для начинающих

радиолюбитель

радио

схема