Найти тему

Почему творчество И.С.Тургенева актуально в наше время?

Хочу начать с того, что творчество Тургенева еще в начале 10 класса я не воспринимала всерьёз. И вот, на одном из уроков литературы мы начали изучать биографию Ивана Сергеевича. Признаюсь, меня очень заинтересовала тема его «любовных похождений» в молодости. Из книги И.Н. Сухих я узнала об одной девушке, которая была влюблена в писателя, даже считала его Богом. Конечно, Тургенев не был настолько заинтересован в даме, поэтому поэтично и «вежливо» отказал: «…я никогда ни одной женщины не любил более Вас – хотя не люблю и Вас полной и прочной любовью». В общем, Тургенев был «светским львом» того времени. Однако в его жизни вдруг появилась женщина, образ которой еще долгое время (до самой смерти) посещал его мысли и, конечно же, остался на страницах его знаменитых повестях и романах. Я считаю, что именно Полина Виардо - «виновница» печальных любовных романов Тургенева. К тому же, многие ее черты есть в тех самых «тургеневских девушках».

Ну, что? Заинтересовала ли Вас эта информация? Думаю, многие, подумав, что это очередная статья про русского классика, сразу же закроют ее. А особенно ученики, которые наслушались этого всего в школе (возможно не совсем слушая). К сожалению, в наше время не всем интересны уроки литературы, на которых учитель рассказывает про роман очередного писателя 19 века. У школьников 10-11 классов, конечно, много других забот. «Да и кому интересно, о чем писали в 19 веке? Зачем это знать и читать, ведь это не актуально и не модно!» - думаю, именно так мыслят большинство подростков.

Для меня литературные образы 19 века это нечто прекрасное, со своей историей и атмосферой. Окунуться в другие времена, будто пережить события книги самому – вот радость чтения. Но как убедить в этом учеников? Как доказать, что русская классика это настоящий клад даже в современное время? Наше спасение - современная литература! Возможно, многие сейчас не поняли, как современная литература может быть связана с русской классикой. Я постараюсь доказать обратное. В своей статье я найду черты «тургеневской девушки» в современной прозе. Тем самым, докажу, что русская классика актуальна в наше время, и ее действительно стоит читать, ведь литература помогает разобраться в себе, в других людях.

Из современной литературы я ознакомилась с повестью Виктории Токаревой «Я есть. Ты есть. Он есть». Произведение, в котором автор описывает проблему семейных взаимоотношений в наше время. А именно отношения между сыном и матерью. В центре всех событий оказывается Анна – мать взрослого, состоявшегося сына, которого она до сих пор не может отпустить во взрослую жизнь. Олег до сих пор живет в квартире с матерью, но это никого не напрягает.

Их взаимоотношения имели свою гармонию. Анна действительно была привязана к сыну, ведь кроме Олега у нее никого не было: «Женщина не может без душевного пристанища. Пристанище-сын». Поэтому, когда герой привел в дом Ирочку, Анна пренебрежительно отнеслась к ней. Конечно, мать Олега вела себя вежливо, не грубила, однако женщина не хотела «делить» с кем-либо своего любимого сыночка. Более того, ей не нравилось, что Ирочка рушит устои дома: «Каждая семья имеет свои традиции…В традиции Олега и Анны входило звонить друг другу на работу…И сегодня Олег позвонил в обычное время. Анна заторопилась, но на пути возникла Ирочка». Конечно же, женщина начала понимать, что теперь не она главное в жизни своего сына.

Анне было сложно жить в квартире с сыном и незнакомой девушкой-женой Олега. Я считаю, что этот поступок был неправильным. Олег уже взрослый мужчина, сам зарабатывает, но до сих пор не может обзавестись собственной квартирой. Именно из-за того, что взаимоотношения между Ирочкой и Анной не сложились, молодожены съехали. Такой исход вполне можно было предугадать, ведь у молодых своя жизнь, к которой Анне крайне сложно привыкнуть. Женщина чувствовала себя неловко, когда Олег приводил своих друзей в квартиру: « По вечерам дом превращался в караван-сарай. Гостиницу со скотом». Сын поступает очень эгоистично, он не понимает состояния матери: «Сын счастлив. А от счастья человек становится герметичным. Чужая боль в него не проникает».

После того как Ирочка и Олег съехали, прошло два месяца. Анна жила своей жизнью, в тайне переживая за сына и обсуждая свои проблемы с лучшими подругами. Олег и Ирочка жили в съемной квартире и решили завести собаку. Олег очень любил жену, поэтому с радостью поехал с ней выбирать питомца. Неожиданно случается страшная трагедия, пара попадает в аварию, из-за которой Ирочка остается калекой. Олегу ничего не остается, как оставить жену на хрупких плечах своей матери, потому что он должен зарабатывать деньги на лекарства. Такой поворот судьбы действительно удивил Анну, она не представляла свою жизнь с Ирочкой: «Извини Олег. Но мне твоя Ирочка не нужна ни больная, ни здоровая». Действительно, Анну можно понять, ведь героиня не была готова тратить огромную часть своей жизни на Ирочку, которую она невзлюбила с самого начала: «Ненависть все-таки существовала в ней – не остро, как хроническая простуда». По началу, может показаться, что мысли Анны ужасны, потому что нельзя относиться так к своему родственнику. Однако нужно помнить, что главная героиня – мать, которая тоже чувствует, понимает и переживает чужое горе, как свое: «Сострадание съело ненависть, как солнце съедает снег». Анна заботилась об Ирочке, и весь день проводила в хлопотах: каждый час ей нужно было давать лекарства, благодаря которым можно было наблюдать положительную динамику. Надежда на выздоровления была ничтожно мала, поэтому Анна не верила в то, что Ирочка поправится. К большому удивлению и счастью главной героини, после долгого периода ухода за молодой девушкой, Анна собственными глазами увидела «ПОЛОЖИТЕЛЬНУЮ ДИНАМИКУ». Более того, она единственная, кто не бросил Ирочку, заботился и оберегал ее. Олег, муж девушки, вовсе перестал обращать внимание на жену, завел любовницу и редко появлялся дома. Таким образом, Анна поняла, что ее настоящая семья – Ирочка. Вскоре молодая девушка поправилась и уже могла гулять по улице со своей собакой. Она тоже осознавала, что Анна – «ЧЕЛОВЕК-ТОТ, КТО ЕЕ ЖДАЛ».

Мы видим, что черты тургеневской девушки есть в Анне. Чувство сострадания, заботы и преданности, благородства и ответственности. Ее можно сравнить с Лизой Калитиной из романа «Дворянское гнездо». Молодая девушка была готова отказаться от любви к Лаврецкому, когда узнала о его жене. Она искренне хотела помочь возлюбленному и старалась поддержать и поговорить с героем в любое время. В результате, у Лаврецкого остались исключительно светлые и приятные воспоминания. Я считаю, что основные черты тургеневской девушки это кротость, честность и преданность. И обе героини имеют такой характер.

Мы наблюдаем духовный рост Анны. Жизненные обстоятельства показывают людей такими, какими они являются в душе. И Анну можно считать примером сильной, доброй и справедливой женщины.

В этой статье я доказала, что произведения Тургенева, и правда, актуальны в наше время. Черты и характеры героинь из произведений 19 века тесно связаны с образами девушек из современной литературы. Героиня современной прозы сталкивается с проблемами, которые знакомы многим или которые еще предстоит пройти молодым девушкам. В книге мы можем понять, как справится с ситуацией, как понять себя. Литература 19 века и современная литература тесно связаны, несмотря на большую разницу во времени.

Статья открыта рецензиям и отзывам. Спасибо за прочтение!