Уже почти 4-е года прошло с тех пор как я начал, оказавшийся масштабным, проект с кодовым названием "Наряди корейскую палку". Суть его заключалась в том, чтобы взять корейскую эллектрогитару PRS SE Custom 22, заменить на ней всё, что только можно, и провести ей очную ставку с американской версией. Чтобы самостоятельно и субъективно оценить наконец уже "made in Korea" - это приговор, или с этим можно жить.
Видеоверсия сравнения получившейся гитары с американской здесь.
Почему PRS? Он же Paul Reed Smith в американском варианте. Потому, что очень меня привлекает внешний вид этих гитар. А головка грифа, так это вообще шедевр! Почему Custom 22? Да потому, что есть версия без тремоло-систем. У меня есть другие гитары с тремоло. А на этих инструментах, как выяснилось на практике, тремоло (по крайней мере то, что ставится на кореские версии) ощутимо портит звук.
Началось всё с того, что я купил себе простенькую гитару. Такую, чтоб валялась под ногами и в любой момент можно было бы взять в руки и поиграть, а не лезть в чехлы/кофры. Она оказалась слишком хороша для такого. С неё начались мои проекты про допиливание "корейских палок". Вот она:
Следующей итерацией стала в общем-то такая же гитара, но с бриджем PRS wrap around bridge. На ней я и хотел остановиться, поменял всё, что мог на тот момент.
Но судьба распорядилась иначе...
У любителей PRS есть ещё один фетиш, без которого PRS - не PRS: это инкрустация птичками! Да, конечно, на звук не влияет, но выглядит красиво!
Я уже смирился с тем, что корейский PRS без тремоло и с птичками по адекватной цене мне найти не удастся и плотно занялся гитарой без птичек. Как только я запаял последний контакт в темброблоке, так сразу и увидел объяву про то, что хотел, в конце концов, найти. Позвонил, но продавец сказал, что гитара уже сосватана куда-то в Тьму-Таракань с пересылкой. На уговоры типа «я уже здесь, с деньгами, приеду – заберу!» не особо реагировал, ибо честный :) Я скрипнул зубами и смирился. Видимо, не судьба мне с птичками летать, подумал я. Но, к моей радости, сделка не состоялась, и я птичек купил-таки.
Это оказалась гитара 2015 года, лимитированной серии со скруглённым топом (обычно он плоский на корейцах), приличными использованными материалами, от дерева до электроники, и птичками (обычно на корейских Custom 22 луномесяцы). Гитара модельного ряда 2014 года, сделана в 2015-м. PRS SE Custom 22 Beveled maple top, профиль грифа wide thin и мензурой ровно 25 дюймов. Вертел я их обе и так и эдак и всячески пытался ухудшить звук на своей старой, переставив всю начинку на новую, чтобы с чистой совестью выставить на продажу гитару без птичек. Но толком мне это сделать не удалось, она всё равно осталась отличной гитарой. Несколько раз я жонглировал потрохами туда-сюда. Слушал и щупал… Вредикт таков: без птичек просто отличная гитара с отличным звуком, с птичками отличная гитара с отличным звуком, в котором есть характер. Ну и, конечно!!! ПТИЧКИ! :)
Теперь буду описывать переделки и модернизации, которы были произведены, а так же их эффект.
Начну с электроники.
Звукосниматели:
Говорить о звуке это приблизительно то же, что рисовать портрет по описанию. А если описывающий ещё и подслеповат и словоохотен… Есть же такие люди, и я попробую!
Начну с того, что звукосниматели не могут изменить звук гитары. Если дерево не звучит – дело плохо. А если звучит – хорошо. А если хорошо звучит – отлично! Звучки могут подтянуть проваленные частоты и придавить выпирающие, если нужно. А можно ими довести до экстремума какие-то выдающиеся характеристики инструмента. Главное подобрать сочетание, которое вам понравится. В моём случае, в пользу этих звукоснимателей говорили не только экономические соображения :) Раз: это отечественный производитель. Два: наличие описания к различным моделям, а так же соответствия древесина гитары/модель(хотя это довольно условно). Три: работа без личных визитов, удалённо и почтой (нет у меня на это времени).
Ну и вот они, pickups производства Ильи Фокина, человека, который очень глубоко в теме :) Сначала мой выбор пал на хамбакеры Hot Breeze в бридж и Velvet в нек. Hot Breeze это, насколько я понимаю, классика от Ильи. Такое ощущение, что от комбика убрали подушку. Прорезались верха и середина. И попёрла моя собственная неповторимая грязищща! Но это не к датчикам вопросы. Очень хорошая атака, не то что бы «взрывная», но она теперь есть и очевидна.
В неке у меня Velvet. Мне хотелось получить от него звучания близкого к синглу, и такая модель нашлась в стандартном модельном ряду у Ильи. Есть у него провал в серединке, как и заказывал, но особенно круто звучит половинка! Это взрослый самостоятельный звук!
С этими звукоснимателями инструмент перешел в следующую, а может и послеследующую весовую категорию. Звук меня очень порадовал. Не менее отрадно, что Илья наш соотечественник. Рыдайте димарзио, сеймора и прочее буржуйское отродье! Даёшь импортозамещение! :)
Однако, всё было хорошо до первого столкновения с американским Paul Reed Smith Custom 22. Там мы с моей корейской палкой огребли слегонца. На моей гитаре верхов оказалось слишком много. Верхи эти переходили в песок и звучало это всё как-то не солидно. Сразу слышно было, кто тут у нас самозванец.
Помимо этого было ещё два момента:
1. Бридж PRS расчитан на более широкое расстояние между струн: 53мм. F-spaced, так называемый. А я по простоте душевной заказал на 50мм.
2. С прошествием времени я пришел к выводу, что открытые зебры не смотрятся на такой гитаре. Нужно брать звучки с крышечками - это солидно! :)
Пришлось долго ждать когда у Ильи появятся в продаже закрытые хамбакеры. Но ждать не мешки ворочать. Дождался.
После неприятного сюрприза от американской версии было решено, что мощность звукоснимателя это не самоцель. Поэтому бриджевый хамбакер был заменён на модель Spirit. Там и верхов поменьше и динамики должно быть побольше. В неке остался Velvet, он мне очень понравился, только теперь он обзавёлся крышечкой.
Когда я всё распаял во второй раз, то понял, что даже если звук не будет похож на взрослый PRS, то он уж точно не будет хуже. Всё встало на свои места. Вопреки всякой логике появился баланс между громкостью половинки и целого хамбакера (хотя, не зря ж я выцеливал распайку так, чтобы зучали именно внешние катушки, а они-то как раз торчат магнитоводами наружу!) Я просто сидел и балдел дёргая одну струну. О как!
Распайка.
Ну, тут особо выдумывать ничего не нужно ставим две независимых отсечки на бриджевый и нековый хамбакеры. Получаем 8 комбинаций коммутации датчиков, различных по звуку. Из неочевидных вещей: нужно вывернуть распайку бриджевого хамбакера в обратном порядке, чтобы при отсечке оставалась рабочей катушка "S", на которой магнитоводы. Более подробно про это можно почитать в статье про электронику PRS SE 245. Там же есть информация про принципы распайки с отдельными земляной и экранной звёздами.
Конденсаторы
Любой аудиофил знает, что нет более влияющего на звук электронного компонента, чем конденсатор. Его тип, емкость и номинальное напряжение дают ощутимо различающийся звук, а возможность вкорячить любой кондёр, более-менее соответствующий схеме +/- километр, предоставляет широкое поле для экспериментов. Темброблок гитары в классическом виде (не берём в расчёт активные предусилители, сустейнеры и прочие новомодные навороты) имеет один/два конденсатора. В большинстве случаев всё-таки один, на потенциометре тона. Несмотря на положение потенциометров тона/громкости, конденсатор всегда остается в цепи, а, соответственно, всегда влияет на звук. Типичный разброс номиналов для электрогитары приблизительно такой: ёмкость 0,005-0,1 микрофарад, напряжение 50-600 вольт.
Самым шиком в гитаростроении считаются бумажно-масленые кондёры. Легендарными считаются «Black Beauties» и «Bumble Bee». Их можно приобрести на ebay, но риск попасть на подделку очень велик. И тут вновь к нам на помощь стремится советский инженерный гений. Промышленность СССР выпускала и такие типы конденсаторов. Найти их на рынке в розницу сложновато. По одной-двум штукам с вами даже разговаривать не будут. Мне удалось найти человека под Тулой, который, из-за своей симпатии к гитаристам, согласился отправить мне небольшой заказ. Буквально через полторы-две недели ежедневных «А ты не забыл?! ЗАБЫЛ!?!?!» я получил трек-номер, а чуть позже и саму посылку с деталюшками. Кроме тех, что я просил, товарищ насыпал и прочих аудиофильских конденсаторов нахаляву для экспериментов. Спасибо, однажды займусь.
Итак, сейчас в гитаре стоит топовый советский «russian military», как их называют на ebay, К40У-9 на 400В и 0,022 мкФ бумага/масло.
С электроникой, кажется, закончил. Переходим к механике
Болты струнодержателя.
Мне выточили-таки наконец болты для крепления бриджа. Заняло это 3,5 месяца. Токарь, пожелавший остаться неизвестным, выточил мне вместо двух аж шесть(!) болтов. «Почему 6 болтов и 3,5 месяца? Магия цифр?», - спросите вы. Нет, он не нумеролог, с основной координатой равной 6, просто шесть болтов стоят в три (почти 3,5) раза дороже 2-х :) А найти того, кто возьмётся за такую маленькую партию непросто. На изображении вы видите 3 пары болтов (опять 6, блин) Слева направо: родные корейские болты, болты купленные на ebay и болты имени неизвестного токаря. Что ж не так с оригинальными? А они, заразы, сделаны с большим запасом под бридж, который безбожно люфтит в них своим ухом. Вследствие этого бридж под натяжением струн перекашивается и мы имеем мензуру неопределенного размера и звон первой струны. Так называемый «ситар эффект». Для устранения этого буржуйской конторой TonePros были созданы альтернативные болты. И даже альтернативный бридж с сухарями (они же кобылки), который позволяет отстраивать мензуру на каждой отдельной струне. Бридж я решил оставить старый, т.к. цельный кусок металла мне ближе, и отстроив первую и шестую струну можно получить вполне нормально строящие остальные струны. А болты TonePros, они не простые, а разборные! Шляпка отвинчивается и, что немаловажно, завинчивается(!), зажимая бридж и не давая ему перекашиваться.
Когда мне пришла посылка из Америки, и я уже видел себя рок-звездой, сэкономившей от 50 до бесконечности тыщь рэ, оказалось, что эти американские болты имеют дюймовую резьбу, и наотрез отказываются закручиваться в посадочные втулки. Обещанный direct replacement не получился. С этих пор начались поиски упомянутого неназванного токаря, который, подобно Церетели, взял бы кусок нержавейки и превратил бы его в токарное изделие №Х. И вот 8 болтов на руках, и два в гитаре (8-2 опять шесть!). Что можно сказать по факту… Стало лучше –ДА, и сильно. Прошел ли полностью ситар – нет, к сожалению. Отзвуки Индии ещё долго будут ласкать мой слух. Но у меня есть план! И не только :) Всё-равно для приведения геометрии грифа в идеал нужен поход к мастеру, его же нужно попросить переклеить посадочные втулки не перпендикулярно поверхности корпуса гитары, а отклоненными в сторону от головки грифа на угол 5-10 градусов, для полного выравнивания бриджа. Думаю, это реально, ибо всё равно эти болты при натяжении струн ощутимо перекашиваются. Вот такая сага о Болте и его месте в гитаре.
Бридж
После некоторого периода жизни с гитарой и легкого ситаризма я-таки решил поменять бридж на бридж с подстройкой. Ибо, гулять так гулять. Мотивы мои были просты и даже примитивны: заменить максимум деталей, заодно и настроить мензуру под каждую струну. На Ebay был заказан оригинальный PRS бридж с подстройкой ACC-4005. По описаниям он должен был подойти на мой ПРС. И он подошёл! При замене стало понятно, что оригинальный бридж PRS SE по массе ни в какое сравнение не идёт с американским. ACC-4005 в несколько раз тяжелее! Бридж от SE показался толи алюминиевым, толи из какого-то порошкового металла. Эффект от замены бриджа был очень заметным. Появились низы. Гитара ощутимо завибрировала. Восторгу не было предела. К дополнительным плюшкам прибавлю, что ушёл волчок на 6-й струне, который вытворял там непотребства и сильно меня подбешивал.
Движемся дальше в сторону головки грифа.
Гриф
На момент, когда гитара попала ко мне в руки струны были задраны высоко, но при этом умудрялись-таки звенеть. Потащил я гитару к мастеру. Выбор пал на Артёма Маера и его мастерскую Copperguitars. Принёс я ему струмент и говорю: "Надо чтоб не звенели! Шлифануть, опустить... Всё как мы любим!". Посмотрел он на меня и отвечает: "Ну если безладовый PRS - это то, о чём ты мечтал, то можно." В общем порешили, что лады своё отжили. Под замену. Так и сделали. Лады повыше и поуже. Когда приехал забирать гитару, то Артём сказал, что сам лично делал и получилась очень приятная гитара. Я подумал, что это маркетинговый ход. Но уже дома понял, что играть очень комфортно. Струны низко, звона нет. Лады, как единое целое с грифом. Класс!
Едем дальше по грифу
Колки
Понятное дело, что на бюджетную гитару никто не будет ставить нормальных колков. И хотя на оригинальных и вытравлено гордое «PRS», но держат они чуть лучше, чем никак. 15 минут игры с атакой выше среднего и строй придётся искать где-то около. Проштудировав буржуйские форумы я нашел очередной «direct replacement», ибо портить головку грифа дополнительными дырками совсем не хотелось. Без столярных работ должны были встать Grover 406C 3 X 3 Chrome Mini Self Lock Tuning Machine Heads SG Locking Tuners. Ну что ж, Grover вполне себе уважаемая контора в мире гитарной фурнитуры, подумал я. Тем более Locking, типа, как на взрослом PRS’е. Заказал на ebay. Пришли, примерил – и правда подходят! Но в каком месте они locking не понял. Позже, когда стал натягивать струны, оказалось, что они совсем не в том смысле locking, как я ожидал. Они при накрутке зажимают хвостик струны, не давая ему выскочить из ушка колка. Эта конструкция позволяет навивать меньше витков струны на колок, что оказалось весьма кстати, т.к. шток колка Grover чуть короче оригинального и с большим количеством витков там не разгуляешься. Слишком тяжёлые колки с огромными гайками (например Schaller) могут и, зачастую, влияют негативно на звук инструмента. Не устраивал меня в них тот момент, что Button'ы (крутилки/повертушки) на них были и правда Mini. И крутить не удобно и вида солидного нет.
Долго договаривался с жабой, но по итогу заказал PRS SE locking tuners. Там и гордая абревиатура PRS на месте и черные болты для зажатия струны, как на взрослых американских собратьях. Функционально, естественно, претензий нет.
Ну и вишенка на торте:
Панель для джека гитарного кабеля
Да, это ни на что не влияет! :) Но смириться с обычной китайской фигнёй с алиэкспресса на моём, без преувеличения кастомшоп инструменте, я не мог. Есть такие в продаже для породистых американских версий ACC-4104. Заказал всё там же на ebay. Пришло! Красивое, желтоватое, 4-е маленьких дырочки с зенковкой, и одна большая без :) Но не подходит, ятить! Панелька оказалась короче, чем китайская, что идёт с завода! То есть я готов уже был просверлить 4-е мелкие дырочки в торце гитары, но тогда остались бы торчать наружу две старых! Панель их не прикрывала. Тоска и печаль. Ну, да не в первый раз мне было обращаться к мастерам-умельцам. Начертил чертёжик и отправил на лазерную резку вместе к куском латуни, приобретённой на яндекс.маркете. Решил, чтобы не сверлить гитару, делать крепление на двух саморезах, как у китайской финтифлюшки. Отдельная история была с тем, чтобы согнуть эту панельку по радиусу. На пощь пришли кувалда, зубило + какая-то матерь. И вуаля!
Оригинальный логотип Paul Reed Smith
В хотелках оставалось только нанесение оригинального логотипа на головку грифа. Думал я что придётся опять идти к мастерам и долго клянчить. А они гордо будут говорить: "Да у тебя отличная гитара! Да зачем тебе это?! Фетишизм! Она от этого лучше не заиграет! Нарушение авторских прав... Ну, ладно, чемодан с валютой оставь под столом, через год зайдёшь.". Как вдруг листая авито вижу - ОН родненький! Наклеечки продаются. Я и купил. Хотя то, что я купил носит гордое наименование "Декаль"! Да не какая-нибудь, а золотая! Товарищ Антон дал мне пару советов как лучше всё сделать, и я уже было потирал ручонки... Но всё произошло как обычно. Старое корявое лого оказалось под лаком. Удалить его в домашних условиях не представлялось возможным. И состоялся-таки поход к мастеру лака и краски Дмитрию. Обошлось без пререканий и чемодана. И даже сроки были человеческие.
Деревянная крышка анкера
Этот пукт, видимо придётся отложить до лучших времён. Антон посоветовал, где можно купить это счастье, но производитель/продавец сказал "Таких щас НЕТ!". Ну на нет и суда нет. Это я смогу пережить, хотя осадочек остался :) Но с родных крышек я таки удалил оригинальное несолидное корейское лого "PRS". Теперь просто чёрные и лаконичные.
Финал
На этом проект про корейскую палку считаю завершённым. Однажды, когда я научусть играть на гитаре, я обязательно запишу какое-нибудь видео с демонстрацией звука этой ОХ...ТЕЛЬНОЙ гитары, которя, если честно, стала мне роднее всех прочих. Проект этот занял 4 года. Не нон-стоп, конечно, но это срок. Соберусь на ещё один, или нет - не знаю. Но что-то как-то будоражит меня Ibanez модели имени солнцеподобного нашего Steve Vai...