Были когда-то времена, когда и трюмов не было, да и палубы тоже. Вся вода, которая была выше уровня борта, свободно попадала внутрь судна - только успевай вычерпывать. Будь то осадки, брызги, срываемые ветром с волн, а то и сами волны, грозившие захлестнуть ладью, если кормчий дал промашку. В лучшем случае от всего этого защищались, натягивая от борта до борта полог, вот как на картине Рериха:
Однако размеры кораблей со временем росли, они стали уходить всё дальше от берегов. Пришла пора палуб. Палуба ведь не только препятствует попаданию воды внутрь судна, но и придаёт корпусу дополнительную прочность, повышает способность сопротивляться изгибающим и скручивающим нагрузкам.
В отличие от военных, для торговых судов очень важно при сопоставимых размерах поднимать как можно больше груза. А чтобы его удобнее было грузить в трюмы, приходилось в палубе прорезать большие отверстия. И вот тут надо было искать золотую середину. С одной стороны, чем меньше размеры этих люков, тем проще и надёжнее их можно будет закрыть. С другой, для ускорения погрузки и выгрузки желательно делать их побольше. Особенно при перевозке сыпучих грузов - кому охота растаскивать тот же уголь по углам трюма при погрузке, и наоборот, сгребать под просвет люка при выгрузке?
При том уровне механизации это сулило большие потери по времени. Вообще, работа была адова, вспомните описания угольных погрузок в "Цусиме" Новикова-Прибоя. Вот пара снимков выгрузки угля в 1908-10 году в Новой Зеландии
Лопатами в корзины, а из корзин в конные повозки:
А где же на предыдущем снимке крышка трюма? Нет её. Трюмы в те времена закрывались следующим образом. Сперва просвет закрывался вручную специальными деревянными лючинами толщиной сантиметров 6 и весом килограмм под 50
Но это люк, можно сказать небольшой. Если он достигал больших размеров, то лючины укладывались вдоль, а концы их опирались на предварительно установленные в просвете люка съёмные бимсы
Сверху уложенные лючины накрывались как минимум двумя слоями специального непромокаемого брезента. Его края прижимались к комингсу прижимными шинами, которые расклинивались клиньями. Сверху брезент дополнительно крепился штормовыми брусьями или металлическими бандажами, прижимавшимися винтовыми талрепами.
Всё это требовало времени и больших затрат ручного труда. И не гарантировало полную безопасность. В жестокий шторм волна срезает с палубы даже металлическое оборудование, что уж там брезенты и деревянные лючины? Гибель в результате разгерметизации закрытий трюмов была нередкой.
И только в 1929 году британские братья-инженеры Джозеф и Ричард Мак-Грегоры запатентовали механизированное металлическое закрытие трюмов
Гениальное решение. Лебёдка начинает тянуть секции закрытия, крайняя накатывается роликами на направляющую балку и под действием силы тяжести принимает вертикальное положение. Лебёдка продолжает тянуть, накатывается следующая секция и всё повторяется. Никакой тебе гидравлики или специальных кранов. Закрытие осуществляется обратным порядком. Секции уплотняются между собой резиновыми прокладками. После закрытия дополнительно фиксируются винтовыми зажимами.
С тех пор пытливая инженерная мысль создала массу различных механизированных закрытий трюмов. Закрытия делятся на съемные, откатываемые, откидные и наматываемые. Наматываемые - это нечто металлических закрытий витрин или въездов в гаражи и большого применения они не нашли.
Откидные могут выглядеть так:
Для операций со съёмными могут использоваться например козловые краны
Откатываемые различаются по направлению откатывания - поперёк палубы - это обычно на крупных судах
Или вдоль, очень часто применяются на судах типа река-море, вот с ними мне довелось достаточно повозиться. В принципе, это весьма надёжная и несложная конструкция. На судне обычно четыре трюма. Каждый закрывается одной крышкой. Различие в том, что две из них оборудованы подъёмными домкратами, а две просто могут кататься вдоль трюмов.
Домкраты приподнимают предназначенную для этого крышку, под неё с помощью троса или цепей подтягивается другая. Первая опускается на неё и теперь таким бутербродом они могут ездить вдоль судна, открывая то один, то второй трюм. То же происходит и со второй парой. Вот они в таком положении, стрелками показаны пара домкратов. Обычно их может быть шесть штук или четыре.
После окончания работ крышки укладываются каждая на свой трюм и дополнительно обжимаются винтовыми зажимами, чтобы резина плотно прижалась к комингсам, и вода не дай бог не попала внутрь, особенно при перевозке зерновых или шрота.
Это крепление весьма надёжное, вот посмотрите, в каком положении несчастный Волго-Балт, а крышки продолжают оставаться на местах
Обычной бедой были течи гидравлики из прогнивших труб, а однажды переломилось пополам проржавевшее металлическое бревно, на котором вращались звёздочки, перемещающие упомянутую выше цепь. Правда, замену привезли быстро :)
Ещё раньше я писал о других, достаточно простых на первый взгляд вещах, которые далеко не просты:
Корабли и их дымовые трубы. Не всё так просто
Парус - очень непростое устройство
..................................................................................................................................................
Полный каталог статей журнала здесь