Найти тему
Неугомонный директор

Чем вредна бизнесу выученная беспомощность сотрудников?

Сначала, конечно же, давайте разберемся, что такое выученная беспомощность.
Это состояние человека (кстати, и животного), при котором он не предпринимает попыток к улучшению своего положения, хотя имеет такую возможность (не пытается избежать отрицательных воздействий или получить положительные).

А теперь к делу.

 

Какой вред может нанести выученная беспомощность сотрудников бизнесу?

  1. Сотрудники с выученной беспомощностью бездействуют в ситуациях, когда необходимо делать выбор. Особо опасно, что именно тогда, когда компания будет нуждаться в опыте, знаниях и решениях конкретного сотрудника, он будет неспособен их предоставить или совершить.
  2. Ощущение отсутствия контроля по отношении к жизни (особенно в  проблемные ситуации) сопровождается  ростом тревожности, страха, появлением депрессии. В подобных эмоциональных состояниях человек не способен работать эффективно. 
  3. В  жестких условиях невозможности выбора, люди приходят к саморазрушающему поведению. Как пример, сотрудник перестал выполнять рабочий функционал совсем, что привело к его увольнению.
  4. Сотрудник с выученной беспомощностью испытывает сильнейший страх взять ответственность на себя и всячески ее избегает. Встречались целые команды со сформированной выученной беспомощностью, как следствие управляющих воздействий руководителя компании.

 Как не сформировать выученную беспомощность у своих сотрудников или свести ее на нет, если она уже сформирована?

В основе механизма формирования выученной беспомощности - опыт каждого человека (в том числе, наблюдаемый им опыт близких), который  способствует не потере, а обретению ощущения контроля над событиями. И если сотрудникам не создать условия для обретения контроля, то с их самостоятельностью, позитивом, высокой работоспособностью и вовлеченность можно попрощаться. А значит,

  • правильно реагировать на ошибки сотрудников: ценить то, что сделано, даже если это сделано неправильно; везде, где есть возможность, дать исправить тому,  кто ее допустил
  • позитивно реагировать и публично освещать решения, достижения в сложных ситуациях
  • поощрять попытки сотрудников создавать и реализовывать решения в кризисных ситуациях, создавать безопасные условия для принятия решений
  • благодарить за взятую ответственность в сложных ситуациях, создавая легенды для других сотрудников - ведь это элемент идеологии
  • включать сотрудников в процесс принятия решений

 

-2

Пишите, что откликнулось.