Найти тему
17,2K подписчиков

Домашняя библиотека человека, родившегося с любовью к книгам

3,7K прочитали

Сегодня на канале рубрика #клуб любителей домашних библиотек

И сразу передаю слово сегодняшнему прекрасному рассказчику - Юлии (канал на дзене Книжная полка Джульетты)

Рада всех приветствовать! Спасибо Марии за возможность поучаствовать в этом замечательном проекте.

Меня зовут Юлия, мне 45 лет. Я педагог-музыкант, всю жизнь работаю с дошкольниками, детьми 2-7 лет, веду музыкальные занятия в детском саду, организую и провожу утренники.

Библиотеку я собираю, пожалуй, лет 30. Начала в юности, как только появились хоть какие-то деньги.

В 15-летнем возрасте я поступила на музыкальное отделение педагогического училища (позже – колледжа) и стала получать стипендию, хоть и не большую. Всю ее я тратила на книги и ноты. 

Поначалу я собирала букинистические нотные издания и пособия для музыкальных руководителей детского сада. 

В Москве на улице Неглинной, 14 был знаменитый нотный магазин. Он располагался на втором этаже прекрасного старинного особняка. Этот дом был построен в 1895 году по проекту Б. Фрейденберга, на втором этаже которого крупнейший дореволюционный русский музыкальный издатель П. И. Юргенсон оборудовал нотный магазин, просуществовавший до августа 2003 года. 

В центре просторного зала с большими окнами стоял рояль. Можно было взять ноты и прямо тут, на месте попробовать, что называется, музыку руками. В основном я покупала старые букинистические издания, которые стоили копейки.

Позже я поняла, что очень правильно поступала. Все эти книги и ноты пригодились мне в работе, в то время, когда очень трудно было достать нечто подобное.

Магазина этого давно нет, к сожалению… Как и многими другими чудесными старинными зданиями, им завладел неизвестно кто и не совсем понятно, с какой целью… Хотя, явно не с благородной.

Если быть точным, то магазин нот остался в этом же здании, но отвели под него какой-то крошечный закуток на первом этаже, без окон, со входом со стороны узкого переулочка. Когда я была там последний раз и увидела, как все изменилось, то мне стало очень грустно и больше я туда не ездила. Позже я узнала, что его перевели на Тверской бульвар, но это уже не то…

Примерно тогда же я стала потихоньку покупать кроме нот и профессиональных пособий художественную литературу и книги по психологии и философии, которыми увлекалась в то время. 

Мое училище располагалось в Армянском переулке, в историческом районе Китай-Город (его, кстати, тоже уже нет, нынче в этом в здании располагается юридический колледж. Это было единственное училище, готовящее музыкальных руководителей и учителей музыки в Москве! Но видимо, юристы стране нужнее…)

Ехать нужно было до одноименной станции метро. В те годы в подземных переходах шла оживленная торговля. Продавали и книги. И вот однажды в переходе метро «Китай-Город» я увидела лоток, на котором лежало собрание сочинений Майна Рида. Для меня это тогда показалось чем-то совершенно невероятным и удивительным. Я подошла и спросила цену, которая показалась мне запредельной. Я уже точно и не помню, сколько стоили эти книги, да это и не важно, потому что современному читателю та цена ни о чем не скажет, деньги менялись после этого еще не раз. Издание было явно еще советское, цены на самих книгах были указаны старые (вы, наверное, знаете, что раньше на книгах цены указывались прямо на обложке, и продавать их можно было только в соответствии с ними. Как и все другие товары в СССР). Понятно было, что книги эти попали на лоток с какого-то старого склада. И новую цену указывали, что называется, «от балды», порой заламывая ее очень здорово! В 90-е началась эпоха коммерции… Каждый выживал, как мог.

 Я отошла от прилавка, ехала домой с мыслями о Майне Риде. Вечером осторожно завела разговор с родителями. Сначала мама сказала, что это очень дорого. Даже учитывая ее неплохую зарплату (маме удалось устроиться в фирму главным бухгалтером, что спасло нас от нужды в тяжелые годы, потому что папа потерял основную работу).

 Потом родители совещались без меня, и я слышала, как папа сказал: «Но ведь она просит не на барахло, а на книги! Нельзя отказывать. Проживем».

 В итоге родители согласились с тем условием, что папа поедет со мной, потому что деньги большие, и вообще, я еще совсем юная, мало ли что. Да и книги тяжеленькие. Собрались и тут же поехали. Продавец еще был на месте. Он меня вспомнил, сказал: -Все же решились? Я ответила, что да.

 Ехала рядом с папой обратно счастливая и с книгами. Вот они: 

 

Сегодня на канале рубрика #клуб любителей домашних библиотек  И сразу передаю слово сегодняшнему прекрасному рассказчику - Юлии (канал на дзене Книжная полка Джульетты) Рада всех приветствовать!

Кстати, первый том отсутствует, потому что одна коллега попросила у меня его почитать, я согласилась. Она взяла и с концами… Спрашивала несколько раз, она отвечала, что поищет (мне «нравится» такой подход к чужим книгам!), а потом и вовсе уволилась и уехала жить в другой город. Так я осталась без первого тома. 

 Эти книги для меня очень дороги не только сами по себе, но и как память об отце, которого уже нет рядом с нами более 15-ти лет. Меня согревает мысль о том, что родители поняли, что это не просто юношеская прихоть или каприз, а нечто важное для меня, и не отказали в покупке даже в не самое легкое время.

 Для моих родителей книги всегда являлись большой ценностью, у нас была небольшая библиотека дома. Правда, собиралась она по случаю и без всякой системы. Книги появлялись в нашем доме в качестве подарков от друзей и родных. Иногда что-то удавалось купить. Многое брали почитать у знакомых, соседей, в библиотеках.

Что-то родители приобретали благодаря сдаче макулатуры (кто знает, что это такое, поймет меня)), в основном это были собрания сочинений. По-моему, именно таким образом в нашем доме появились 10-ти томники Валентина Катаева и Михаила Салтыкова-Щедрина. Сейчас они хранятся на даче. 

Иногда папа «доставал» прекрасные книги благодаря своим выступлениям. Он был оперным певцом, много лет работал в Москонцерте. Выступал с концертами на различных площадках Москвы и ездил по Союзу с гастролями. И порой ему дарили хорошие книги. Или помогали их «достать», как тогда выражались. 

Так у меня в 14 лет появился двухтомник Диккенса «Приключения Николаса Никльби». Это было мое знакомство с великим английским романистом. Книга мне очень понравилась! Я прочитала ее, не отрываясь, как впрочем, читала в то время почти все)

Еще помню, как мама рассказывала, что в то время, как у нас книжные прилавки пустовали, за границей можно было свободно купить книги на русском языке! 

Нужно было только попасть за эту границу) Однажды мама поехала в Болгарию по туристической путевке. Зашла там в книжный и обомлела! Чего только там не было! И главное, множество книг на русском. В то время мы дружили с братьями-болгарами. 

В общем, мама все купить, конечно же не могла), но среди книг, привезенных ею оттуда, были «Три повести о Малыше и Карлсоне, который живет на крыше» Астрид Линдгрен (это для меня) и болгарские остросюжетные детективные повести Андрея Гуляшки о контрразведчике Аввакуме Захове (для родителей). Став старше, я их тоже с удовольствием прочитала. Правда, к тому времени, когда мне стала интересна подобная литература, две книги в глянцевых суперобложках выглядели далеко не лучшим образом, потому что прочитало их великое множество друзей, знакомых и соседей. Бедный Аввакум Захов))

Сейчас большинство книг из библиотеки родителей переехало на дачу. Совсем не нужные мне книги я раздала коллегам на работе, их с удовольствием разобрали. Что-то пришлось вынести на помойку, но это были книги типа «Пособие по бухучету» за 1972 год, или телефонный справочник за 1980))

Но небольшая часть той библиотеки осталась дома со мнойи поселилась в новом книжном шкафу.

Сколько же книг сейчас в моей библиотеке? Я затрудняюсь ответить на этот вопрос) Много, но не огромное количество. Думаю, больше 1000 точно есть.  

Когда мы с мужем делали ремонт и покупали мебель в комнату, где будут книги, я попросила при изготовлении одного шкафа переделать его из платяного в книжный, т.е. внутри сделать толстые полки. В итоге, получился вот такой шкаф, в котором хранится основная часть моих книг (листайте галерею ➡️):

Книги стоят в два ряда. Некоторые, как видите лежат горизонтально, потому что просто не хватает места) Я стараюсь ставить книги одного писателя или одной серии рядом, но какой-то особой суперсистемы хранения у меня нет. На нижней полке собраны книги, которые я планирую читать в ближайшее время, которые нужно разобрать после недавнего прочтения и которые часто могут мне понадобиться. Просто мне так удобно, не нужно перерывать весь шкаф постоянно, а держать книги по всей комнате в открытом доступе я не люблю. Потому что их любит моя кошка… грызть) И я люблю порядок во всем. Там же внизу хранятся журналы, которые мне интересно иногда перечитывать, такие как GEO, например, и мои ноты. 

Все свои книги я помню, как и то, где они хранятся. Память моя очень хорошая) 

Нужно сказать, что за то время, что я покупаю и собираю книги, многие из них я раздала, подарила или отнесла в беседку «Буккроссинг». В основном, это небольшие книжечки в мягких обложках, какие-то детективы и романы, которые я уже точно не стала бы перечитывать. 

В последние годы я стала меньше покупать бумажных книг, так как мало места в доме осталось. Как и многие книголюбы, покупаю то, что мне очень понравилось, хочется иметь в доме и перечитывать. Хорошие, красивые издания. 

Остальные книги я покупаю в электронном виде и аудиоформате. Недавно записалась в библиотеку, буду пользоваться при необходимости ею.

Кроме основного шкафа с книгами, у меня есть еще два места, где я храню книги. В одном шкафу у меня собраны разные красивые вещички, и там же стоят мои книжечки в красивых обложках. В основном, это романтические истории. Они часто издаются в красивых, приятных глазу обложках, многие с закладками-ляссе (специальной тесьмой, закрепленной на корешке книги). Но сразу говорю, что эти книги там не просто стоят для красоты, я почти все их прочитала) Они такие красивые, радуют глаз, их не хочется скрывать в закрытом шкафу. И они прекрасно служат не только для чтения, но и как элемент дизайна комнаты. 

Я вообще люблю красивые вещи, увлекаюсь искусством. В другой комнате мы сделали небольшой шкаф, в которомхранится красивая посуда, доставшаяся мне от мамы, с которой я не могу расстаться, какие-то памятные сувениры, а также книги и альбомы по искусству. Я решила выделить для них отдельное место, потому что у таких изданий часто нестандартный формат, особенно у альбомов, энциклопедий и т.п., и мне так удобней ими пользоваться: при необходимости можно быстро найти и взять нужное издание. К тому же они также прекрасно украшают окружающую обстановку. В этом же шкафу у меня хранится Атлас России, который я выписывала по почте и собирала по частям несколько лет. И те самые книги из родительской библиотеки, которые не уехали на дачу. 

Именно этими книгами по искусству я больше всего горжусь. 

Предпочитаю я новые современные издания, как можно видеть на фотографиях. Букинистические издания никогда не покупаю. Старые книги у меня только те, что остались от родителей и бабушек-дедушек. Среди них особенно дороги мне даже не художественные книги, а папины книжечки о выдающихся певцах и музыкантах прошлого, об оперном искусстве. С ними я никогда не расстанусь.

Книги я никогда не искала специально. И покупаю их всю жизнь только в книжных магазинах, чаще всего в моем любимом «Библио-Глобусе», про который писала несколько статей. Онлайн я покупаю только электронные и аудиокниги. Еще я посещаю книжные ярмарки и фестивали, где можно приобрести книги с большими скидками и посетить множество интересных мероприятий, пообщаться с писателями, журналистами и книгоиздателями.

Чаще всего я посещаю книжные магазины в дни скидок, когда у меня есть время и настроение для книжных покупок. Я хожу среди полок, выбираю понравившиеся мне книги. Таким образом пополняется моя библиотека. Книги сами находят меня. У меня их уже так много, на мой век точно хватит, что я не вижу смысла гоняться за какими-то изданиями. Это не доставляет мне никакого интереса. 

Единственный случай, когда я искала книгу, связан с романом Джона Фаулза «Волхв». Но там дело не в том, что книгу я не могла найти, а в цене, которая кусалась. Когда эта книга только вышла и появилась в книжных, я еще училась, денег было у меня не много. А книга стоила, как сейчас помню, 41 рубль. И это при стипендии где-то около 300. Конечно, я не жила еще тогда самостоятельно, но старалась ничего не просить у родителей лишнего. Я жила с ними, они меня кормили, уже хорошо. Все остальное – косметику,книги, ноты я покупала сама, на какие-то развлечения (музеи, театры, кафе и клубы) тоже тратила свои сбережения, много одежды шила и вязала сама. 

 И вот в надежде на то, что в каком-то из книжных цена окажется ниже, я объездила их несколько. Но выиграла в итоге лишь… 1 рубль))

 Книгу все же купила. Вот она, на фото можно разглядеть цену – 40 руб.)

Думаю, что пора заканчивать мой довольно долгий рассказ. О чем я еще не сказала? 

Я не собираю какие-то серии и собрания сочинений, если только это не выходит случайно, как с книгами уже упомянутых выше серий романов Сары Джио, Карен Уайт, Джоджо Мойес и других писательниц, чьи книги издаются под красивыми обложками. Но если я увижу их книги, изданные в другой серии по более выгодной цене, я куплю их, для меня это не принципиально. 

 Вот еще парочка серий, собранных мною, потому что мне нравятся эти писатели, и меня устраивало соотношение«цена/ качество» этих книг. Не самое замысловатое чтение, но иногда читаю и такое)

Я люблю иллюстрированные издания, каких-то особых предпочтений в этом плане нет. Главное, чтобы мне нравился стиль рисунков. Но все же мои предпочтения на стороне старых добрых классических иллюстраций. Я даже однажды из-за прекрасных иллюстраций и высокого качества книг купила несколько детских изданий, для себя лично. В моем детстве были некоторые из этих книг, но все они утеряны или розданы давно. На меня накатила волна ностальгии по детству. Я увидела книги с знакомыми иллюстрациями замечательных советских художников-иллюстраторов – Геннадия Спирина, Эрика Булатова, Олега Васильева. В итоге я купила себе несколько наиболее любимых сказок и рассказов детства в новом издании, но с теми самыми иллюстрациями.

Вот эти книжечки:

Мои близкие хорошо относятся к тому, что я люблю книги. Радуются за меня, тому, что у меня есть такой интерес и увлечение. Я люблю книги всю жизнь, мне кажется, что я уже родилась с этой любовью и как только научилась читать, сразу же стала это делать. Никто меня никогда не приучал к книгам. Книги я люблю во всех видах и читаю в любом состоянии. Они мне дарят знания, новые открытия, радость, покой, самые различные эмоции. Мне нравится их читать, рассматривать, осязать, покупать, просто находиться среди них.

В заключение скажу: в моей библиотеке много не прочитанных книг, чему я бесконечно рада! Мне есть из чего выбрать и никогда не встает вопрос: что бы почитать?.. Точнее он встает, но совсем в ином смысле: на чем остановиться сегодня? Что почитать сейчас? Классику? Детектив? Романтику? Книгу по психологии или по искусству? А быть может, лучше взять мемуары или исторический роман? Вот это фэнтези у меня еще не прочитано, и эта книга о Леонардо да Винчи ждет давно…

 В общем, прочитано мною очень много, но и много интересного ждет впереди. И это замечательно! 

Читайте и любите книги! Спасибо за внимание!

Спасибо большое Юлии, очень душевный и пропитанный любовью рассказ получился. У Юли есть канал на Дзене, загляните - Книжная полка Джульетты

Другие публикации по теме можно посмотреть по тегу

#клуб любителей домашних библиотек

И традиционно приглашаю всех желающих рассказать о своей домашней библиотеке, я опубликую рассказ на этом канале.

Если понравилась публикация, приглашаю поставить лайк и подписаться на канал❤️

#чтение #книги #литература #библиотеки #книжный блог