Как начать работу в такси!? Новым работникам посвящается! Часть 1.
Советы для тех, кто решил начать работать в такси...
В такси может оказаться каждый…
Добрый день, уважаемые читатели моего канала!
Добрый день, уважаемые пассажиры и коллеги водители!
Работая в такси, наверное, каждый водитель сталкивался с неподдельным интересом со стороны пассажиров к «обратной стороне» этого процесса. Причём, очень часто вопросы о специфике работы задаются из праздного любопытства, иногда из-за желания поддержать разговор, но иногда бывают случаи, когда интересующиеся примеривают работу в такси «на себя». Бывает, что о работе спрашивает мать многовозрастного чада, который ничего не хочет и не умеет в этой жизни иногда интересуются жёны, чтобы пристроить своего благоверного… В свете последних событий, которые происходят у нас в стране, бегства многочисленных представителей западного бизнеса, который до недавнего времени был оплотом и гарантом стабильности для своих работников и примером для подражания отечественных производителей, многие люди вынуждены будут искать себя в других сферах деятельности. Возможно тот, кто вчера искренне был убеждён, что такси это дно, сегодня будет менее категоричен в своих высказываниях и суждениях. Я вспоминаю 2010 год, когда оставшись без руководящей должности и понимая, что впереди неопределённый период времени поиска работы, я впервые официально попробовал себя в сфере такси.
Данная публикация будет полезна, в первую очередь тем, кому в силу жизненных обстоятельств, предстоит начать трудовую деятельность именно в такси. Расскажу о своём опыте и подробно объясню, что и в какой последовательности необходимо сделать, чтобы начать работу.
Итак, жизнь распорядилась таким образом, что пришлось и вам рассмотреть работу в такси как единственный источник дохода. Эта статья не о доходах, потому что ситуация в современной России меняется так быстро, что очень сложно что-то прогнозировать наперёд. Поэтому рассматриваем конкретную ситуацию – такси единственный источник дохода.
Первое, что нужно знать и понимать – официально водителем такси на территории нашей страны может работать любой (есть ряд ограничений) гражданин РФ, имеющий водительское удостоверение (права) категории «В», выданные более трёх лет назад, т.е. стаж по правам должен быть не менее трёх лет.
Следующий шаг – необходимо определиться на каком автомобиле начинать работу, на своём или арендованном. Не смотря на, что лицензию на перевозку пассажиров и багажа (лицензия такси) выдают на автомобили до 10 лет, нужно знать и понимать, что агрегаторы самостоятельно определяют и устанавливают ограничения на год выпуска и модель автомобиля. Чтобы понять, подходит ли ваш автомобиль под требование того или иного агрегатора в вашем регионе, необходимо в поисковой системе найти ответ на этот вопрос. Там же вы найдёте ответ на вопрос, на сколько актуальна и необходима лицензия на такси конкретно в вашем населённом пункте. Мой рассказ базируется на опыте и специфике работы, прежде всего, в московском регионе. Так вот, в московском регионе основным игроком на рынке такси и агрегатором является ЯндексGo. Я лично проводил эксперимент, зная доход в Яндекс, я отключал его и включал все остальные приложения, которые у меня были установлены на тот момент (Gett, Ситимобил, Максим и др.). В результате – общий пробег, а это, как минимум расход топлива и время работы, резко возрастал, а доход падал! Поэтому, как бы мы все (водители и пассажиры) не ругали ЯндексGo, лучшего на рынке такси пока ничего нет. По перечню автомобилей допущенных к работе в такси в том или ином тарифе «законодателем мод» также является ЯндексGo.
Даже если личный автомобиль подходит по всем параметрам для работы в такси, я бы не спешил торопиться. Для подготовки собственного автомобиля к работе в такси потребуется время и деньги. Кроме этого, нужно здраво оценить плюсы и минусы такого шага. Очень часто приходится видеть, как в такси используются достаточно дорогие модели «паркетников», я сам в 2010 эксплуатировал Hyundai Tucson, сразу скажу, что это не лучший вариант. Если вы посчитаете стоимость его амортизации и владения на один километр пути, то сразу поймёте, что работать вы будете в серьёзный минус и все ваши доходы будут уходить на содержание «дорогого» автомобиля. Кроме этого, нужно хорошо понимать, в случае оформления лицензии стоимость продажи такого автомобиля будет на порядок ниже, чем обычного авто. Стоимость страхового полиса ОСАГО для такси в зависимости от мощности будет гораздо существенней отличаться, чем на обычный автомобиль.
Исходя из всех этих моментов, в этой статье я рассмотрю именно вариант арендованного автомобиля, а уж в более поздней публикации вернусь к оборудованию собственного автомобиля под такси и подготовки необходимой для работы документации.
Итак, кратко перечислю плюсы работы на арендованном автомобиле:
- минимальные временные и финансовые затраты для начала работы;
- обеспечение полным пакетом документов необходимых для работы в такси;
- минимальный первичный инструктаж и помощь в подключении к агрегатору;
- отсутствие затрат на содержание автомобиля и ограничения суточного пробега;
- возможность контактировать с «коллегами по цеху».
Теперь же я более подробно остановлюсь на каждом из этих плюсов и обозначу имеющиеся минусы. С временными затратами более или менее понятно, требуется только время для выбора парка и условий сотрудничества, которые максимально соответствуют вашим ожиданиям. С финансовыми затратами несколько сложнее и запутаннее, поэтому расскажу по подробней. На сегодняшний момент условия аренды автомобиля в любом крупном городе примерно одинаковы и состоят из стоимости аренды и накопительного депозита. Начну с депозита, потому что здесь могут первые подводные камни. Для чего требуется депозит и почему он является неотъемлемой частью оплаты за арендованный автомобиль!? Не будем погружаться в судебные тяжбы и прочие негативные последствия аренды автомобиля, достаточно того, что на начальном этапе сотрудничества у начинающего таксиста может образоваться значительная сумма штрафом, к этому смело можно добавить незначительные механические повреждения кузова. Для погашения этих финансовых издержек, как правило, служит депозит.
Подбирая автомобиль для аренды, я бы рекомендовал на сумму депозита не обращать особого внимание, потому что он везде будет в районе 20000-30000 рублей, может быть больше только на новые автомобили более высокого тарифа. В одной из предыдущей статье я уже писал, что начинать лучше с тарифа эконом, меньше финансовые вложения, больше заказов и быстрее происходит набор опыта, как правило и выбор машин тарифа эконом гораздо больше. Вернёмся опять к депозиту, я бы рекомендовал больше внимания уделить условиям возврата депозита, потому что в некоторых случаях он может быть невозвратным (нарушения условий договора, сроков аренды и т.д.). Поэтому, перед заключением договора этому вопросу нужно уделить должное внимание и не доверять тому, что обещает менеджер «парка» на собеседовании, а сверять обещанное с тем, что написано в договоре. Если дело дойдёт до судебных разбирательств, то слова менеджера, даже записанные на диктофон, не будут являться доказательством. Кроме этого, минимальная сумма депозита может требоваться уже на этапе заключения договора, а остальная часть будет добавляться к ежедневным платежам. Решать, конечно, каждому, в том числе и в зависимости от финансовых возможностей, но я бы рекомендовал иметь сумму депозита «наруках» и из этих денег планомерно производить погашение депозита, в этом случае проще будет втягиваться в непростые таксистские будни.
В общем, с депозитом более или менее понятно. Теперь перейдём к арендной плате, она, как правило, устанавливается по графику 6/1 или 7/0, я писал уже об этом, но специально для «новичков» повторю, приводить её надо к «единому знаменателю». В данном случае сумма 2100 рублей при графике 6/1 будет равна 1800 рублей при графике 7/0, т.е. умножаем сначала на 6, а потом делим на 7 и наоборот. Если планируете реально работать по графику 5/2, то для себя сделайте перерасчёт и именно эту сумму, в данном случае 2520 рублей, откладывайте на оплату аренды ежедневно.
Спасибо, что дочитали до конца! Всем безопасных дорог, адекватных водителей и воспитанных пассажиров! Продолжение следует…