Запретить Чайковского! Отменить Достоевского! Закрыться, закупориться от русских деятелей и русской культуры, чтобы даже духу российского тут не было…
Так ли всё решается в современном обществе, когда сталкиваются политические интересы?
Оказалось, что и музыка, и спорт, и искусство — не вне политики. Это мы увидели, когда Миланский университет Бикокка предложил исключить из программы произведения Достоевского. Чем провинился Фёдор Михалыч? Тем, что герои у него — русские люди, да и сам он, откровенно говоря, россиянин. Проблема-с.
Немного ранее, еще в 2021 году, в ноябре, в Берлине решили отменить постановку «Щелкунчика» - балета Петра Ильича Чайковского. Причина — неполиткорректность.
Пётр Ильич не мог знать, что в китайском и арабском танцах найдут что-то оскорбительные для чёрных или азиатов.
Мне хочется думать, что, живи он в наше время, он бы просто послал эти «правила» куда подальше.
И был бы прав.
А недавно венгерский композитор написал оперу по произведению Чехова «Три сестры». И партии сестёр отдал мужчинам-контратенорам, очень высоким голосам, близким к женским. И в одной из первых постановок партии исполняли негры в платьях.
Объясните мне кто-нибудь, что происходит в мире…
Куда идём?
Оглядываясь назад, на десятки и сотни лет, можно увидеть, как искусство уверенно шагает вниз. Потому, что становится проще, примитивнее, площе. Кусок собачьего дерьма на подносе можно обставить так, что его купят за пару сотен тысяч долларов как особо ценный экспонат — современное искусство.
Изначально современное искусство должно было показать то сокровенное, что годами скрывалось, считалось неприличным, не выставлялось напоказ. Изначально именно современное искусство должно было подарить человеку свободу от догм и классических правил.
А оказалось, что в большинстве случаев человек приобрел свободу от хорошего вкуса и чувства эстетики.
Я — музыкант, и образование моё исключительно классическое. Я воспитывалась на симфониях Моцарта, операх, прости-господи, Чайковского. Сопровождалось все это Достоевским, Толстым, Булгаковым, а из живописи: Рембрандтом и Тицианом.
Нет, это не означает, что я не вижу великих деятелей современности. Я замечаю писателей, композиторов, художников, которые вкладывают в произведения душу и мастерство. И я горю и болею за них, ведь их сейчас не так уж и много. Мы должны их беречь, этих несущих огонь людей.
К чему идём?
Не знаю. Потому что много тенденций в мире, которые говорят, что путь наш лежит к принятию пороков в качестве красоты, безобразности — в качестве естественности, примитивности — в качестве доступности и открытости.
Подмена понятий?
Возможно.
Радует, что есть и другие тренды — пусть не такие заметные, но зато живые, энергичные, наполненные внутренним светом.
Я верю, что, когда мы поймём, что нот всего 12 (7 белых и 5 черных), мы перестанем гонять по кругу всего 3 из них, как в некоторых популярных песнях. Всё-таки, целых 9 мы просто оставляем без внимания. Но людям нравится, а значит, нет смысла стремиться к большему.
Я верю, что мы перестанем покупать за миллионы картины, где посреди холста стоит один-единственный мазок с подписью: «Смерть неизбежна». Это не философия, это — её отсутствие.
Я верю, что человечество уже скоро устанет от примитива и захочет насытиться красотой. Услышать великолепную симфоническую музыку, написанную новыми людьми, с новой точки зрения, прочесть книги, в которых слова используют не для заполнения места между предлогами, а для создания образа, и так далее, и так далее…
Словом, рубеж уже близко.
Это моё личное мнение как музыканта, как человека, который привык находить в искусстве смысл. Для меня искусство без смысла превращается в аттракцион или рекламу — тут уж зависит от ситуации.
А что выберете вы: классического «Щелкунчика» или трансгендерных сестёр?
Автор: Маргарита Малинина автор текстов, музыкант, композитор, 28 лет, Крым, Ялта