Найти в Дзене

Выставка Босх и Брейгель «Мистические образы и тайны». Замороженный суррогат.

Итак, я посетил выставку Босх и Брейгель «Мистические образы и тайны». Будем откровенны, многие из нас далеки от профессии искусствоведа, однако это ничуть не мешает нам сформировать свое мнение относительно работ великих художников. Посещая выставку за выставкой, мы все больше формируем чувство вкуса, учимся принимать свои пристрастия и отвергать неугодное. Данный процесс, знакомый каждому, происходит на столь тонком уровне, что его можно назвать эфемерным.

kuku.travel.Национальный музей Прадо
kuku.travel.Национальный музей Прадо

Я являюсь благодарным поклонником работ Иеронима Босха и Питера Брейгеля. Их картины насыщены библейскими сюжетами, мистическими образами и загадочными деталями. В попытках обуздать свое любопытство и разгадать все скрытое на полотне вы обнаружите, что находитесь в добровольном плену уже весьма продолжительное время. Таковым было мое первое знакомство с работами Босха и Брейгеля в музее Прадо, в Мадриде.

Это же выставка не дала мне ровным счетом ничего! И да, я согласен, возможно, не совсем честно сравнивать один из крупнейших музеев европейского изобразительного искусства с маленьким залом, расположенным на пятом этаже здания арт-пространства «Хлебозавод», однако уверяю, в дальнейших суждениях мной была сделана поправка на возможности и ресурсы.

bosch-bruegel.ru
bosch-bruegel.ru

Естественно, услышав о выставке «Мистические образы и тайны», об оригинальных полотнах, я и не смел мечтать. Сейчас же я с полной уверенностью могу заявить: «Хвалёная техника жикле не справляется с передачей динамики и объема картин Босха и Брейгеля».

🎨 Признаю, что высококачественная цифровая печать как способ избежать культурного голода показывает себя весьма неплохо, ведь не всегда есть возможность транспортировать оригинальную работу из ее постоянного дома в те или иные регионы, а люди жаждут культурного шока. Но это не изменит того факта, что картины, представленные на выставке, вышли плоскими и лишенными жизни. Перестает работать тот основной механизм, на котором основаны все работы Босха и Брейгеля - грех.

bosch-bruegel.ru Брейгель «Падение мятежных ангелов»
bosch-bruegel.ru Брейгель «Падение мятежных ангелов»

На таких работах, как «Сад земных наслаждений» и « Падение мятежных ангелов», подобная критичная ошибка заметна как никогда.

👹 Там, где мы раньше могли наблюдать круговорот многообразия лиц, историй, олицетворений греха, сейчас мы видим плоские статичные силуэты людей и тварей. Отсутствует движение и, как следствие, отсутствует страх перед гиеной огненной.

Повторю, техника жикле не подходит для передачи картин подобного уровня. Машина способна передать многое, вплоть до застывшего волоска, оставленного в свое время кистью автора, но какова цена за столь дословный пересказ? Взамен мы получаем лишь застывший суррогат, не способный вызвать никаких эмоций.
Иероним Босх «Сад земных наслаждений»
Иероним Босх «Сад земных наслаждений»

💀 Теперь поговорим о подаче. Казалось бы, ситуацию способно исправить грамотное оформление картин. Нередки случаи, когда на малых выставках в комбинации с работами художников используются свет, музыка и иные формы достижений века технологий. Ловко жонглируя этими инструментами, организатор создает дополнительный объем и густоту пространства. Полотна приобретают силу выйти за рамки и ухватить взгляд визитёра, в то время как свет и музыка корнями переплетают тело. В нашем же случае ничего этого нет. Картины висят на просторных стенах абсолютно голые. И я мог бы принять это за изысканный минимализм, однако такой метод подачи работает лишь в одном случае, когда сами картины чего-нибудь да стоят. А как мы выяснили ранее, наша выставка подобным похвастаться не может.

Также о табличках. Не надейтесь прочесть на них что-то новое. При всем количестве деталей и интересных фактов о каждой организаторами был выбран самый ленивый и скупой способ толкования картин, поверхностное описание происходящего.

🎭 Таким образом, я бы хотел подвести итог: выставка Босх и Брейгель «Мистические образы и тайны» переоценена и совершенно не заслуживает того внимания, что ей уделяется в медиапространстве; статичные картинки утратили мистический шарм оригинальных работ, а из оформления лишь веревка, удерживающая полотна. И это в то время как Artplay практически ежегодно проводит не грандиозные, но вполне уверенные и самодостаточные инсталляции на похожую тематику. Для меня же все происходящее там больше напоминает девятый круг ада по Данте, где в вечной мерзлоте по шею покоятся грехи.

#хлебозавод #искусство #досуг #Москва