Мир столько раз переживал конец в кино, что трудно перечислить все фильмы-катастрофы. Но давайте задумаемся, почему режиссерам так нравится полное уничтожение?
Фильмы, предлагающие зрителю картину мира накануне катастрофы - биологической, природной или ядерной, - сопровождают кинематограф с самых первых лет создания этого средства массовой информации. Даже в эпоху немого кино можно найти постановки, посвященные концу мира. В архивах можно откопать, например, датский фильм Verdens undergang 1916 года, в котором планета Земля была уничтожена кометой. Однако прежде чем она достигнет своей цели, зрители наблюдают за человечеством, пытающимся справиться с осознанием того, что через мгновение непобедимая сила убъет их.
Ключевым фактором при создании этого фильма оказались настроения общества того времени по поводу появления кометы Галлея, а также ужас, вызванный тогдашней Первой мировой войной.
В ответ на вопрос, поставленный в заголовке, проще всего было бы написать, что кино-катастрофа родилось из потребности в деньгах, а зрители просто обожают смотреть крушение Земли. Однако упомянутый выше фильм из Дании показывает, что так было не всегда и трудно говорить о генезисе (суб)жанра в отрыве от человеческих эмоций.
Фильмы холодной войне были сделаны с отсылкой к ядерной угрозе. В 1951 году был снят американский фильм «Пять» в котором рассказывалось о группе выживших после атомной бомбы. В нем показывались скорее последствия катастрофы, чем нависшая угроза.
В 1954 году в Японии родился Годзилла, существо создалось в ответ на сохраняющийся страх перед новым ядерным ударом. Огромный зверь разрушал здания, убивал людей, но в то же время символизировал травмы, которые испытала страна Восходящего Солнца после сброса бомбы на Хиросиму.
Однако делались отсылки и к реальным событиям, успешно справлялись с жанром катастрофы. Зрителям в 1943 и 1953 годах была представлена история «Титаника» - корабля, столкнувшегося с айсбергом в апреле 1912 года, что привело к затоплению и гибели многих пассажиров. В то время эффекты, которые мы видим в «Титанике» Джеймса Кэмерона 1997 года, не были такими обширными, но не тогдашняя зрелищность была ключом к страху и ужасу, а психологический подход. Кэмерон пошел по другому пути, тоже успешному - он соединил эмоции, романтику и привязанность к героям с великой катастрофой, эффектным затоплением «Титаника».
90-е годы - очень хороший период для катастроф в кино, и тогда родились многие классические представители этого жанра. Самыми известными являются, конечно же Торнадо, День независимости и Армагеддон 1998 года. Техника уже позволяла массовые разрушения, компьютерные корабли пришельцев, астероиды, направляющийся к Земле, и надежную борьбу с торнадо. Зрителям нравится возможность наблюдать за людьми, пытающимися выжить в экстремальных условиях, - кино - это мечта, оно позволяет нам побыть в ситуации, в которой мы можем безболезненно испытать себя.
Помпезная речь президента США в Дне независимости Роланда Эммериха, взбодрила сердца своих соотечественников и неудивительно, ведь он был намеренно сыгран таким образом, чтобы мы встали с кинокресел и пошли надирать космические задницы.
В случае с климатическими угрозами, к которым, в некотором смысле, можно отнести и приближающийся астероид - здесь ситуация кажется патовой, человек просто слишком слаб, чтобы победить силы природы.
Человечество неоднократно сталкивалось с катаклизмами, вызванными цунами, смерчами или горящими лесами. Кино ответило намеком на надежду, показав героев, сталкивающихся с невозможным, при этом рискуя жизнью. Все вышеперечисленные фильмы имели коммерческий успех, продюсеры заметили, что это сработало, и помимо постапокалиптического кинематографа предложили зрителям сюжет, изображающий момент перед катастрофой и попытку спасти человеческий вид.
Эскапизм, безудержное развлечение и наслаждение было до 2004 года и премьеры Послезавтра Эммериха. Второй рывок произошел как раз тогда, когда календарь майя подходил к концу, и люди (не)серьезно говорили о конце нашего мира в 2012 году. Голливуд, конечно, учуял возможность и Роланд Эммерих снова смог показать миру катастрофическую работу, на этот раз по-настоящему эффектную в фильме с творческим названием 2012 и помню, как ходил в кинотеатр - эффекты были впечатляющие. Однако пропала атмосфера, здесь не было интересных вымышленных решений, ведь даже для разрушения нужно что-то такое, что ударит по эмоциональной стороне зрителя.
Президент США мог открыть нам сердца и мотивировать на борьбу, Джек и Роуз выдавливали из нас слезы, когда корабль тонул, а Брюс Уиллис и его команда пытались спасти Землю от астероида. Со временем огромные бюджеты перестали идти рука об руку с креативными идеями и героями, которых мы хотели бы поддержать, и вторая часть Дня Независимости - доказательство нашего плохого состояния. Конечно, можно сказать, что это любовное письмо кинофильмам категории Б, но нам придется долго ждать на новый хороший фильм.
Вывод
Людям нужны истории, которые показывают, что каждый бой можно выиграть, и даже если нам будет тяжело, мы сможем встать. Все это, разумеется, сопровождается впечатляющими спецэффектами, которые, на мой взгляд, должны быть средством достижения цели, а не единственной достопримечательностью.
Если для вас было интересно прочитать этот материал, подпишитесь на канал, поставьте лайк, сделайте репост или прокомментируйте. Я буду очень благодарен!
Также читайте:
#кино #катастрофа #фильм #титаник #2012