Привет, Киночитатели! Очень часто у моих Дзен-коллег я вижу статьи, осуждающие одну из героинь фильма "Служебный роман" (1977). Негативные отзывы прослеживаются и в комментариях читателей. Я не одобряю действия Оли, но я могу её понять. Поэтому я решила немного её защитить. Если вы согласны или не согласны со мной, пишите своё мнение. Мне всегда интересно его узнать, как и увидеть обратную связь от Киночитателей!
1) Новосельцев хорошо о ней отзывается
Уже в начале фильма, когда идёт знакомство с героями, голос главного героя говорит о том, что Оля - хороший друг и оптимистка. На таких людях и держится весь мир, по словам Новосельцева. Я склонна верить главному герою, поэтому с первых кадров для меня этот персонаж - положительный.
2) Незакрытый гештальт
Вся эта история с воспоминаниями о былой любви - это, возможно, незакрытый гештальт, как сказали бы психологи. Мы не знаем, почему в юности расстались Оля и Юра. Судя по воспоминаниям во время танца, у них была красивая романтическая история, которая почему-то закончилась. Я думаю, если они расстались по инициативе Оли, то ей нужно было поставить точку в этой истории и "закрыть гештальт", может быть, даже попросить прощения за разрыв. Но Самохвалову было неинтересно вспоминать прошлое, а может быть, неприятно.
Может быть, ей хотелось всего лишь подтверждения того, что и он тоже страдал, помнил и любил, как и она. Фразы "Я всё помню" Оле было мало. Скорее всего, на этом вечере и закончилась бы эта история, если бы Юрий поддержал эту "игру в воспоминания", они сказали бы друг другу о том, что им жаль, но жизнь продолжается, а их юношеская любовь - приятные воспоминания, которые никак не отразятся на их нынешних семейных отношениях.
3) Зачем нужно было писать письма?
Думаю, в своих письмах Оля писала обо всём, о чём не могла сказать все эти 12 лет после расставания с Юрой. Это были невысказанные слова любви, сожаления, восхищения, которые её душили. Вряд ли у неё была цель - возобновить отношения и увести мужчину из семьи, как кажется большинству зрителей.
4) Поддержка Калугиной
Помните реакцию Калугиной, когда она узнала историю с письмами? Она была в бешенстве от поступка Самохвалова, который передал личные письма в местком. А потом Людмила Прокофьевна подошла к Ольге, сказала комплимент, улыбнулась, пригласила в свой кабинет "посплетничать". Значит она не осуждала Ольгу за эту её историю. Наверное, как женщина, пережившая несчастную историю любви, Калугина поняла состояние Оли.
5) Чувства взяли верх над разумом
Нередко и в фильмах, и в жизни бывают такие истории любви, похожие на историю Рыжовой. Обычно сильная влюблённость настолько захватывает женщину, что отключается разум, а с ней и мораль, и логика. Такие влюблённые не отдают отчёт своим действиям. Не стоит осуждать их поступки, стыдить за любовные письма. Придёт время - и они успокоятся, чувства исчерпают себя, голос разума вернётся к ним и тогда этим жертвам любви станет стыдно за некоторые свои действия.
6) Она не виновата в том, что вспомнила былую любовь
Нельзя осуждать Ольгу за то, что её былые чувства ожили после встречи с Юрием. От такой ситуации никто не застрахован, особенно натуры чувствительные, готовые бросаться в любовь как в омут с головой. Помните, как поётся в песне Софии Ротару: "А я не знала, что любовь моя прежняя Оживет так негаданно, вновь его повстречав..." С Олей так и случилось. Вряд ли она сама была рада этим нахлынувшим воспоминаниям.
7) Отрицательной героине не доверили бы красивый стих
Я думаю, что не стоит осуждать Олю ещё и потому, что ей всё же стало стыдно за то, что она поддалась своим чувствам. Возможно, Самохвалов и правда вспомнил их историю любви, но смог справиться с чувствами. Во время "вальса воспоминаний" он постоянно менял тему, спрашивал про коллег. А Ольга играла в "театре одного актёра". И стихотворение объясняет её душевное состояние. По-моему, зрители, которые считают Рыжову плохой и высмеивают героиню, которой грустно, стыдно и больно - жестокие и бесчувственные.
О, мой застенчивый герой,
ты ловко избежал позора.
Как долго я играла роль,
не опираясь на партнера!
К проклятой помощи твоей
я не прибегнула ни разу.
Среди кулис, среди теней
ты спасся, незаметный глазу.
Но в этом сраме и бреду
я шла пред публикой жестокой -
все на беду, все на виду,
все в этой роли одинокой.
О, как ты гоготал, партер!
Ты не прощал мне очевидность
бесстыжую моих потерь,
моей улыбки безобидность.
И жадно шли твои стада
напиться из моей печали.
Одна, одна - среди стыда
стою с упавшими плечами.
Но опрометчивой толпе
герой действительный не виден.
Герой, как боязно тебе!
Не бойся, я тебя не выдам.
Вся наша роль - моя лишь роль.
Я проиграла в ней жестоко.
Вся наша боль - моя лишь боль.
Но сколько боли. Сколько. Сколько. (Белла Ахмадулина)