Сююмбике и ее односельчане. Глава 35.
Махмуту Сююмбике стелила постель в холодной половине. Одеяла, подушки высушены на солнце, постельное белье выполоскано на ключе, просушено во дворе, на солнце. Как сладко ему спалось в родном доме. Одно беспокоило, сестра запретила строго на строго писать Фриде.
Только единственный раз он отправил письмо своей любимой, когда ездил в район по делам. Но она и этого письма не получала. Бабушка сожгла его, не читая. У нее были свои планы на девушку. Красивая выросла, просто чудо! Заведующий продуктовой базой только один раз видел ее, но готов был на все, чтобы сделать Фриду своей женой.
Махмут работал. На сенокосе работал, ночами пас колхозных коней, на заготовке леса трудился. Лишь бы заработать на зерно, на муку. Ризван тоже старательно работал в колхозе. Сейчас он уедет, а Сююмбике останется одна с младшенькими.
Лето пролетело незаметно. Уже середина августа. Ризван бредил морем и кораблями. Его единственная мечта, увидеть дальние страны, стать моряком. Сююмбике понимала, что это почти что не достижимо. Однако, она так любила своего брата, что готова была на все, лишь бы мечта его сбылась. Пусть он уедет надолго, может навсегда. Может забудет свою старшую сестру. Зато он будет счастлив.
Опять пришлось покланяться Хамидулле. Справку надо, что Ризван колхозник, либо сын бедняка. Пришла в контору уже ближе к вечеру. Сания, увидев девушку в коридоре, позвала к себе.
- Сююмбике, Хамидулла-абзый уже сегодня не приедет. Он в районе. Тебе справка на Ризвана нужна? Приходи завтра. Он после обеда будет в конторе. Документов куча на подписку лежит. Как твои дела? Как Махмут? Я видела всего один раз с тех пор, как он приехал.
- Работает. Он старается сделать все, чтобы нам жилось легче. Опять на целый год уедет.
- У тебя замечательный брат, Сююмбике. Глядишь, скоро женится, помощницу тебе приведет.
- Ох, Сания, ему не до этого. Работает денно и нощно. Считай, всю семью содержит. Все, что зарабатывает, отдает мне. Слава Всевышнему, благодаря брату дети обуты и одеты.
Хамидулла-абзый с Санией выправили Ризвану справку с настоящими подписями и печатями. Сююмбике очень серьезно поговорила с братом. Прямо очень серьезно.
- Ризван! Тебя всю жизнь учили, что ты должен быть честным. Понимаешь, так случилось, что нашего папу осудили безвинно, и мы вынуждены скрывать, что он арестован. Хамидулла-абзый выдал справку, что ты сирота из бедной семьи.
Никому никогда не рассказывай про нас. Очень тебя прошу. Просто молчи. Все, что ты можешь сказать, ты сирота, у тебя нет родителей. Хорошо запомнил? Иначе ты подведешь не только себя, но и Хамидуллу-абзый, Санию. Ты все понял?
- Апай! Я все понимаю. Обещаю, не подведу никого.
- Ризван! Ты выбрал очень трудную профессию. Конечно, мне бы хотелось, чтобы ты жил рядом со мной. Получается, что ты уедешь, мы с тобой редко будем видеться. Но, я не могу тебя держать возле себя. Пусть твоя мечта сбудется, и ты станешь капитаном.
- Спасибо, апай! Я выучусь и заберу тебя, ты всегда будешь жить со мной.
Сююмбике только улыбнулась. Милый мальчик. Он верит в то, о чем говорит. Сестры не могут быть вечно рядом с братишками. Приходят в их жизнь другие женщины и забирают.
Тяжело Сююмбике отпускать братишку. Он такой доверчивый, нежный. Девочкой бы ему родиться. А он решил поступать в Мореходное училище в Кронштадт. Это же на краю Земли. Как он там будет без нее. С кем будет делиться своими мечтами, помыслами?
Месяц пролетел, как один день. Вот и уезжают ее братья. Сююмбике приготовила завтрак, всей семьей сели за стол. Каким-то чудом она смогла сдержать слезы. Проводила братьев за ворота, смотрела им вслед, пока они не скрылись в переулке.
Махмут всем сердцем был уже в Казани. Колеса стучали в такт биению его сердца Фри-да, Фри-да, Фри-да. Сойдя с поезда, он устремился к киоску, не для того, чтобы скорее увидеть тетушку, чтобы спросить, приходила ли к ней Фрида.
Но киоска не было. Не было его. Вот береза стоит, даже лужа под ней та же. А киоска нет. Снесли. Махмут в полной растерянности стоял под деревом. Ризван ходил за братом, не понимая, почему он так мечется. Махмут поставил сумки прямо на землю и сказав брату: «Стой здесь!», пошел в чайную.
Стоило зайти в двери, из-за стола навстречу ему встал Алешка, его постоянный покупатель.
- Махмут, выйдем, сказать тебе что-то надо.
- Алеш! Что случилось, киоск где?
Алексей оглянулся кругом, отошел от входа в чайную.
- Слушай, друг, тут столько всего произошло! Тебе лучше не появляться здесь. Агляма арестовали. Тетушка Фая скончалась. Соседи ее похоронили. Дом свой завещала приемной дочери Агляма. Теперь она живет там со своими детьми.
Это какой-то ужас. В один день Махмут остался без жилья, без работы, без друзей. Он рассчитывал, что Ризван переночует у тетушки, завтра отправится поездом в Ленинград. Конечно, Сююмбике рассказала ему, что Ризван будет поступать в Мореходное училище. Нужно что-то решать.
- Ризван, в доме тетушки живут другие люди. Брат! Моя тетушка умерла.
- Как это? Почему?
- Не знаю. Ничего не знаю и не понимаю. Тебе, брат, лучше уехать сегодня. Я один куда-нибудь приткнусь. Пойдем, куплю тебе билет.
Через полтора часа Махмут посадил братишку в поезд, сдал сумки в камеру хранения и пошел на Богоявленскую улицу. Постучать в дверь к Фриде парень не посмел. Прождав некоторое время, побрел к дому тетушки.
На дверях висит новенький замок. Двор не метеный, поленница развалилась, чугунок немытый у дверей валяется. Махмут вышел за калитку, сел на лавку, низко опустив голову. Куда теперь идти, что делать?
Соседка, тетя Анфиса, увидев Махмута, вышла из дома, села с ним рядом.
- Вот и не стало твоей тетушки Фаи. Мы-то думали, что она оставила дом тебе, оказалось, дочь у нее была, ей и завещала. Аглям ее растил как свою. Много тайн было, оказывается, у Фаины. Денег много оставила, откуда у нее столько? Всю жизнь в киоске просидела.
- Тетя Фиса! Как она умерла?
- Никто не знает точно, говорят, что угорела. Зачем ей было в такую жару печь топить? Как Агляма арестовали, через три дня и умерла. Главное, дом был открыт, двери нараспашку, сундук весь перерыт, а деньги целые. Вот так, милый. Хорошо, что тебя не было в городе. Мог ведь и ты угореть. Куда теперь пойдешь? Есть где переночевать?
- Пойду в номера, сегодня ночую, там видно будет.
- Знаешь, что! В конце улицы живет Емельян. Он на вид угрюмый и злой, на самом деле хороший человек. Попросись к нему на постой. Пустит, хотя бы пока жилье не найдешь.
Продолжение. Начало читайте здесь: Глава 1.
Продолжение читайте здесь: Глава 36.