Найти тему
Горы. Камни. Люди

Исчезнувший город: необычное прошлое площадей Екатеринбурга

Не нужно быть архитектором-градостроителем по специальности, чтобы понимать, что не застройка, а открытые пространства – тот самый ключевой элемент, который придаёт любому городу индивидуальность. В современном мире мы привыкли воспринимать городские площади исключительно как некий "декоративный" элемент. В то же время, ещё буквально сто лет назад они были не столько украшением города, сколько неотъемлемым функциональным элементом жизни рядового горожанина – ведь именно на них велась торговля, устраивались ежегодные ярмарки. В XX веке, когда эти огромные открытые пространства постепенно утратили своё основное предназначение, #город постепенно начал поглощать их. В настоящее время в уральской столице насчитывается полтора десятка площадей, хотя ещё сто лет назад их было гораздо больше. О пяти площадях, навсегда исчезнувших с карты города, я расскажу вам в этой статье.

1. Щепная площадь

Эта, прямо скажем, немаленькая площадь располагалась в квартале, образованном современными улицами Народной воли, Хохрякова и Куйбышева, а также Университетским переулком. Своё название она получила из-за того, что на ней торговали преимущественно так называемым "щепным" товаром, то есть изделиями из дерева. Здесь можно было купить деревянную посуду, веретёна, коромысла, самые разнообразные ящики, кадки, бочки, сундуки, корыта и даже телеги с санями. В народе #площадь также была известна как Монастырская, поскольку за ней располагался Ново-Тихвинский женский монастырь. При непосредственном содействии послушниц и монахинь ежегодно в день иконы Тихвинской Богоматери (26 июня по старому стилю) на площади устраивали большую ярмарку.

Смотр батальонов Чехословацкого корпуса на Щепной площади в Екатеринбурге в октябре 1918 года. По материалам из открытых источников
Смотр батальонов Чехословацкого корпуса на Щепной площади в Екатеринбурге в октябре 1918 года. По материалам из открытых источников

Площадь начала застраиваться ещё во времена Российской Империи, когда в 1911 году на её западной оконечности началось строительство здания, которое пятью годами позже занял Уральский горный институт. К началу 30-х годов XX века монастырь упразднили, монастырское кладбище на месте современного парка Зелёная роща сравняли с землёй, а на бывшей Щепной площади собрались было разместить зоопарк – соответствующий проект уже успел разработать архитектор Моисей Рейшер, создатель знаменитой Белой башни на Уралмаше. Но зоопарк сюда так и не перенесли, а на #площади в итоге построили комплекс спортивных сооружений, находящийся здесь и по сей день – стадион, бассейн, спортивную школу и ледовую арену.

2. Цыганская площадь

Площадь располагалась в квартале современных улиц Фрунзе, Степана Разина, Отто Шмидта и Чапаева. Как несложно догадаться из названия, именно здесь, на тогдашней городской окраине, останавливались приезжавшие в Екатеринбург цыганские таборы. В Российской Империи к цыганам относились достаточно дружелюбно. Все знали, что самых лучших коней и, пожалуй, самые лучшие сопряженные с лошадьми "аксессуары" – сёдла, сбрую, попоны – можно было купить именно у них. А ещё, конечно же, неизменным спросом пользовалась цыганская музыка – особенно в конце XIX века, на который пришёлся пик моды на исполнительскую культуру этого народа.

Строящийся трамвайный парк на бывшей Цыганской площади в 1929 году. По материалам из открытых источников
Строящийся трамвайный парк на бывшей Цыганской площади в 1929 году. По материалам из открытых источников

Цыганская площадь начала стихийно застраиваться сразу после окончания Гражданской войны, но уже в 1930 году квартал очистили от "цыганского" самостроя и разместили здесь первое в Свердловске трамвайное депо. А в 1941 году, с началом Великой Отечественной войны, чуть восточнее депо возвели цеха Свердловского инструментального завода. Вплоть до 1947 года на нём выпускал реактивные снаряды для знаменитых установок "Катюша", а потом переориентировали производство на выпуск сложнорежущего инструмента. Трамвайное депо и завод располагаются на территории бывшей площади и по сей день.

3. Сенная площадь

Сенная площадь или, как её ещё назвали, Конная площадь располагалась на месте современного парка имени Павлика Морозова, в квадрате улиц Луначарского, Декабристов, Белинского и Куйбышева. На площади в основном торговали сеном. Так как этот товар, что вполне естественно, весьма габаритный, Сенная площадь была самой большой в дореволюционном Екатеринбурге. Помимо сена здесь могли купить лошадей те, кто не хотели иметь дела с цыганами или просто не имели достаточной суммы денег для покупки дорогого животного – соответствующие ярмарки устраивались на площади регулярно, а продавали на них в основном рабочих крестьянских лошадок. Непосредственно к Сенной площади примыкал комплекс Оровайских казарм, построенных в 40-е годы XIX века по проекту знаменитого уральского архитектора Михаила Малахова, а сама площадь одновременно служила плацем для квартировавших в казармах военнослужащих.

Панорама Сенной площади. Вдали возвышается комплекс Оровайских казарм, а за ними угадываются очертания Плешивой горки, ныне известной как Метеогорка. По материалам из открытых источников
Панорама Сенной площади. Вдали возвышается комплекс Оровайских казарм, а за ними угадываются очертания Плешивой горки, ныне известной как Метеогорка. По материалам из открытых источников

После революции Сенную площадь переименовали в площадь Первого Мая и стали активно использовать её для проведения демонстраций, военных парадов и различных спортивных мероприятий. Однако большую часть времени она пустовала, из-за чего ещё до начала Великой Отечественной войны её начали активно застраивать, причём это была преимущественно #архитектура в модном тогда стиле конструктивизма. В 30-е годы XX века здесь появились здания фабрично-заводской школы-семилетки, промышленно-экономического техникума и городка военведов. В 1957 году неподалёку возвели комплекс Свердловской студии телевидения. В результате площадь уменьшилась в размерах более чем в три раза, а оставшееся свободным пространство превратилось в привычный нам ныне #парк имени Павлика Морозова.

4. Торговая площадь

Центральная площадь дореволюционного Екатеринбурга имела неправильную форму: большая её часть располагалась на месте нынешнего торгового центра "Пассаж", а меньшая примерно совпадала с современными очертаниями Площади 1905 года. Эта площадь – практически ровесник города, её #история берёт своё начало в 1738 году, когда в её центре был построен на казённые деньги первый в Екатеринбурге гостиный двор. Сам гостиный двор впоследствии неоднократно перестраивался, пока не стал зданием Свердловского городского совета народных депутатов – ныне его помещения занимает Администрация города Екатеринбурга. Впрочем, не буду отвлекаться – о необычной истории этого знакового для #города здания я не так давно уже рассказывал в отдельной статье.

Торговая площадь в конце XIX века. Здание гостиного двора и церковь Большой Златоуст на заднем плане. По материалам из открытых источников
Торговая площадь в конце XIX века. Здание гостиного двора и церковь Большой Златоуст на заднем плане. По материалам из открытых источников

Большую часть площади занимали торговые ряды, а непосредственно к ней примыкали Горная канцелярия, главное административное здание того времени, и первый в городе православный храм – Екатерининский собор. В 1774 году на площади возвели каменный двухэтажный Богоявленский #собор – в середине XIX века он получил статус кафедрального, в связи с чем и площадь переименовали в Кафедральную. Примерно в то же время её замостили брусчаткой, которая сохранилась до наших дней – в отличие от Богоявленского собора, взорванного в 1930 году.

5. Ночлежная площадь

Пустырь на юго-восточной окраине города – теперь это квартал улиц Луначарского, Большакова, Бажова и Декабристов – поначалу площадью и вовсе не был. Скорее, он был просто "пробелом" в городской застройке, образовавшимся между уже упоминавшейся выше Сенной площадью, старообрядческим кладбищем и Плешивой горкой, на вершине которой ещё с 1836 года функционировала обсерватория для метеорологических наблюдений – далёкая предшественница современного Управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

Храм Симеона Верхотурского на Ночлежной площади в Екатеринбурге. Начало XX века. По материалам из открытых источников
Храм Симеона Верхотурского на Ночлежной площади в Екатеринбурге. Начало XX века. По материалам из открытых источников

Во второй половине XIX века этот пустырь пользовался среди горожан недоброй славой. Маргинальный "статус" окончательно закрепился за ним в 1885 году, когда здесь был открыт ночлежный дом на 600 мест. С тех пор пустырь стали называть Ночлежной площадью. Немудрено, что вскоре на площади появилась соответствующая "инфраструктура" – полицейский участок, арестный дом и пожарная часть. В 1905 году попечением братства Святого Праведного Симеона Верхотурского на площади построили #церковь с двумя школами при ней, а саму площадь переименовали в Симеоновскую. В годы Великой Отечественной войны оставшийся незастроенным кусочек Симеоновской площади, носивший тогда название Площади Горького (примечательно, что переименование произошло ещё при жизни писателя), стал местом сборов и построений призывников, готовившихся защищать Родину от немецко-фашистских захватчиков. В память об этом после окончания войны площадь переименовали в Площадь Обороны, а в 2005 году установили на ней #памятник уральцам, ковавшим Победу, работы скульптора Геворка Геворкяна, больше известный как "Седой Урал".

На страницах этого канала я уже неоднократно рассказывал вам о памятниках архитектуры уральских городов, как существующих поныне, так и безвозвратно утраченных. Если говорить о столице Урала, городе Екатеринбурге, то это, к примеру, единственный в регионе дворцовый ансамбль – усадьба Расторгуевых-Харитоновых на Вознесенской горке – или здание городской клинической больницы скорой медицинской помощи в Зелёной роще, ныне превратившееся в одну из знаковых городских заброшек, обросшую кучей жутких легенд. Немало архитектурного наследия разной степени запущенности имеется и за пределами областного центра. Так, старые и некогда богатые купеческие сёла, стоящие в междуречье Исети и Синары на стыке Челябинской, Свердловской и Курганской областей, по праву можно назвать краем заброшенных церквей.