В индустрии шотландского виски много примеров, когда винокурнями владеют иностранные компании. Порядка пятидесяти процентов существующих винокурен (которые были основаны до 2000 года) имеют владельцев за пределами Великобритании. Одним из первых примеров зарубежных хозяев являются Hiram Walker в 1930-х годах, а затем Seagrams в 1950-х годах. В 80-е годы прошлого века скорость приобретения винокурен зарубежными владельцами выросли. И Tomatin стала примером такого поглощения.
Первые упоминания о винокурне Tomatin появились между 1897 и 1906 годами, но известном пришла после второго открытия в 1909 году. Винокурня активно поставляли виски для купажей, и её развитие целиком связано с развитием виски индустрии в 20-м веке. В 1956 году количество кубов было увеличено с двух до четырёх, в 1958 году добавили ещё два, а в 1961 году увеличили до одиннадцати. А в 1974 году сразу прибавили ещё двенадцать. В итоге с 23 кубами и объёмом производства в 10 миллионов литров в год, Tomatin становится одной из крупнейших винокурен Шотландии.
Но уже в 1974 году наметились первые признаки кризиса, который и случился в 80-е годы прошлого века. И хотя Tomatin так и никогда не работала на полную мощность, в 1985 году она оказалась на грани банкротства, и всё шло к ликвидации, если бы не крупные клиенты из Японии, которые и приобрели эту винокурню. Сегодня у Tomatin три владельца, которые являются хорошо зарекомендовавшими себя компаниями с долгой историей: Kokubu — это оптовый торговец продуктами питания и спиртными напитками, основанный в 1712 году; Takara Shuzo, основанный в 1842 году, является крупным производителем сакэ и сётю; Marubeni, ведущая свою историю с 1858 года, является пятой по величине сого сёся (торговая компания) в Японии.
Сейчас на винокурни работают шесть пар кубов, используют два вида ферментации: короткую в 54 часов и длинную до 110 часов. Это всё позволяет получать яркий фруктовый нью-мейк с нотками тропических фруктов. Для такого спирта нужны хорошие бочки, о чём прекрасно понимают на винокурне и используют большой процент бочек первого наполнения — из-под бурбона и из-под хереса, что позволяет добавить веса и сложности в существующий интересный нью-мейк. Кроме основного не торфяного виски, выпускается и торфяной, пару недель в году, с фенольностью 40ppm под маркой Cù Bòcan.
Ну и как всегда, судить по винокурне можно по флагманскому виски, которым здесь является 12-летний релиз. В 2014 году он был обновлён, крепость увеличена до 43%, а не 40% как было раньше. Выдерживается в бурбонных бочках, а потом финишируется от шести до девяти месяцев в бочках из-под хереса Олоросо. Что ж, как всегда, надо пробовать.
Tomatin 12YO, 43%abv
Цвет золотой.
Нос лёгкий, ровный, свежий с нотками яблок, трав, лёгких оттенков сухофруктов и печёных яблок, а также ванили и лёгкой цветочной парфюмерности. В бокале держится долго, немного упрощается, но не распадается. Развития также нет. Всё просто, ровно и понятно.
Вкус ровный, мягкий с нотками яблок, кислинки сухофруктов, ванили, а также хорошо подсушивает дубовыми танинами.
Послевкусие достаточно продолжительное, встречает яркими специями, а далее проявляются ваниль, печёные яблоки, кислинка сухофруктов, смесь перцев, а также слегка подсушивает дубовыми танинами.
Виски хорошо сбалансирован, выверен, и очень ровный, чувствуется японский подход к созданию вкуса виски. В целом хороший питьевой виски, без особой яркой изюминки. Он хорошо пойдёт как в компаниях, так и для личного потребления. Здесь ровность и понятность делают его желанным гостем для многих любителей виски. Ну а больше его ничем и не выделишь.
И как всегда главные вопросы: нужно ли его брать и стоит ли он своих денег. И здесь ответы очень просты. Если есть сомнения в том, что этот виски вам нужен - то его не стоит брать, можно будет легко разочароваться. И если вы не можете позволить купить виски по указанному ценнику, то он явно не стоит своих денег для вас.
Данный материал не является рекламой, а лишь отображает личное мнение автора, основанное на его дегустационном опыте. Это мнение не является истиной, и на него можно смело положить. Если ищете намёки на рекламу - ищите. Данный материал не является рекомендацией к покупке. Употребляйте крепкие напитки умеренно. Всем отличного настроения! Sláinte!
ЗЫ. Для тех, кто хочет знать мою оценку 81