Народный артист РФ. Лауреат престижных премий. «Демон». Наставник. Ректор Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой… Если на свете и есть более блестящие биографии, их можно пересчитать по пальцам. А наш герой вдобавок красив и умён. Нет, пожалуй, всё же он один такой
Биография Николая Цискаридзе – лучший довод в пользу позднего материнства. Мать, Ламара Николаевна, успешный физик, родила его в 43. Едва сыну исполнилось шесть, няня познакомила его с творчеством Шекспира и Толстого. А ещё была бабка по отцовской линии – француженка, которая до замужества играла в театре. И когда черноглазый стройный мальчуган декламировал стихи перед соседями, те разводили руками: кровь не водица…
Потом были Тбилисское и Московское хореографические училища, учёба в столичном институте, красный диплом престижной МГЮА. С академическим образованием у Цискаридзе полный порядок, с талантом – сами знаете. При этом профессиональный путь далеко не всегда был усыпан лепестками роз. Танцовщик оказывался в эпицентре то одного, то другого скандала. Сначала вслух обвинил руководство Большого театра в затянувшемся ремонте, по итогам коего храм искусств стал похож на пятизвёздочный турецкий отель. Затем его имя «склоняли» в связи с «кислотной атакой» на танцовщика Сергея Филина. Вишенка на торте – скандал в Академии русского балета. В финале Цискаридзе вышел победителем: впервые в истории стал ректором, который не заканчивал Академию, не знает исполнительских и учебных традиций…
Его это не смутило, маэстро вообще нелегко покоробить или запугать: смелый острослов, он всегда говорит что думает – и попадает в точку.
«Служенье муз не терпит суеты…»
«Я много лет прожил за колонами Большого театра, не зная, что происходит на площади, потому что это небольшое расстояние от метро до служебного входа я пролетал, не замечая, что там идут митинги, люди дерутся, грянул дефолт. Мне не было дела до этого, потому что я всё время был в каких-то фантазиях, ролях. Я не успевал оглянуться…»
«Не понимаю…»
«В балете жизнь проходит за очень сжатый срок. Я начал взрослеть, меня не устраивал репертуар. Я не понимаю старую Жизель, не понимаю кривоногого Лебедя, короткоруких балерин, распиаренных чьих-то жён с накаченными губами, бездарных, тупых артистов, которых постоянно кто-то пиарит…
Я в принципе не хожу на спектакли: могу просто зарыдать от того, что это даже не убитые спектакли, это мертвечина. Как говорил Воланд в «Мастере и Маргарите»: у рыбы не бывает второй свежести».
«Так сложились звёзды…»
«Хороший вопрос – кто кого выбрал, я – Большой театр, или он меня. Очень часто, стоя на сцене Большого театра, я понимал, что не просто так туда пришёл. Ну не может ребёнку, который родился слишком далеко (не географически, а ментально) от этого места, прийти в голову мысль, что я здесь буду главный. Я это сказал в 10 лет, пришёл и стал главным. По сей день никто мою тень не подвинул.
Думаю, что Большой театр выбирает себе персонажей. Я не могу себе представить Большой театр без Образцовой, Плисецкой… Потому что эти личности и есть Большой театр».
«Ненавижу 31 декабря»
«Я родился 31 декабря. В детстве лучшим подарком к Новому году был билет на балет «Щелкунчик». Потом 18 лет подряд, когда я стал уже премьером, лучшим подарком было в свой день рождения гениально станцевать «Щелкунчика». Не навалять в этот день, потому что публика собиралась меня поздравить, и вообще это был самый важный спектакль в Большом театре 31 декабря. Плюс дирижёр всегда спешит домой, все спешат, поэтому спектакль был в очень активном темпе.
А сейчас я ненавижу этот праздник - день рождения. Если в пять лет очень радуешься новой свечке на тортике, то после 17-ти уже неприятно её видеть. Когда появляются ёлочки в витринах и мишура на улице, у меня портится настроение. Потому что мой год прибавляется».
«Серость против личности»
«Великая прима Майя Михайловна Плисецкая много чего рассказывала. Ни один премьер, примадонна Большого театра, крупный дирижёр или режиссёр в этом заведении не закончили благостно: обязательно им отравляли жизнь. Об этом написал Булгаков в «Жизнь господина де Мольера», театральный роман – серость объединяется против личности и пытается уничтожить. С одной стороны, это радует – ты чего-то стоишь. С другой – ужасно омрачает быт.
Гонения меня радовали, значит, всё-таки я один из немногих… Но было нелегко».
«Они меня задавливают»
«Сейчас торжество пиара над разумом, и огромное количество глянцевых журналов пишут: «Это великая, это гениальная, это такая, сякая, в таком наряде, вот в таком наряде»…
Но это не Плисецкая, это не Максимова, это не Захарова по одной простой причине: личности нет. Никто не знает их, понимаете, и никогда не запомнит, потому что нас выискивали, из нас растили с детства что-то. Другое дело, дал господь бог, чтобы зерно проросло - и вырастало. Не дал – не вырастало. А сейчас пришли ушлые маркетологи, торгующие бездарностями…»
«Я не диссидент»
«Очень смешно, когда меня хотят представить диссидентом, что я борюсь с режимом. Это всё не так. Ни с чем я не борюсь и не собираюсь. Просто есть вещи, которые несправедливы, и именно о них я пытаюсь рассказать. Единственно, что для себя решил, когда на меня лился поток грязи, что мир настолько большой, и в нём столько хорошего и прекрасного ещё можно найти... Всё, что происходит, не конец».
«Не могу выйти небритым»
«Я никогда не хотел быть педагогом. Но мои способности заметили рано, преподавать начал в 20 лет. Сначала заменял педагога в школе, потом в театре, затем стал вести класс каждый день 11 сезонов без остановки, потом репетировал с молодыми артистами. Придя в академию, я не хотел брать класс, но пришлось...
Я сын педагога, пример мамы всегда перед глазами. Она три дня в неделю проводила в парикмахерской. Я спрашивал, не надоело ли, а мама отвечала, что не имеет право плохо выглядеть, на неё смотрят дети. Вот я, к примеру, ненавижу бриться. В Большом театре брился лишь перед выходом на сцену. Но теперь по утрам каждый раз себя уговариваю и объясняю, что не имею права выйти небритым к ученикам».
«Дис-ци-пли-на!»
«Когда я стал ректором Академии Русского балета, много чего мне пришлось изменить. Я ужесточил дисциплину моментально. Первое – то, как дети выглядят. Внешний вид и аккуратность – первое, что формирует сознание, поэтому я ввёл единую танцевальную форму. Потом – все балетные взрослые люди курят. В Академии было так поставлено дело, что преподаватели, бывало, с пачкой сигарет открыто ходили перед учащимися. Я это исправил. Запретил учащимся пользоваться любыми мобильными устройствами в классах. Категорически. Это всё не только отвлекает: в наше время мы все задавлены информацией. И у детей совсем другое восприятие мира, нежели было у нас. У них нет навыка ходить в библиотеку, искать информацию в книге. Они не понимают, почему от Ромео до Джульетты так долго шла записка. Им надо объяснять, что смсок и телефона не было. И потом к получаемой информации они относятся поверхностнее, потому что они задавлены ею. сли к ним применять неправильные подходы, то ты не можешь их понять и помочь им».
Да здравствует кнут!
«Бывает, некоторые обижаются, другие понимают, что их ругают любя. В этой профессии кнут - большой пряник. Когда нет «кнута», ты не участвуешь в конкурсах и просмотрах, ты не нужен. «Кнут» - показатель того, что тобой интересуются. Как только такое требовательное отношение заканчивается, можешь собирать манатки».
«Мамаши с протекцией»
«Все хотят, чтобы их дочь стала Анной Павловой. Но сейчас торжество пиара, причём это касается не только балета. Наше искусство элитарно, оно не для всех и требует больших способностей. В этом деле очень мешают амбиции родителей, но это же было и 300 лет назад. Сегодняшнюю ситуацию можно увидеть и в дневниках директора императорских театров Теляковского: после успеха «Русских сезонов», когда артисты получили всемирную известность, в академию повалило огромное количество мамаш с детьми - с протекцией…
Слова Евгения Шварца, написанные для «Золушки», что никакие связи не помогут ножке стать маленькой, душе - большой, а сердцу - миролюбивым, как нельзя точно относятся к балету.
Балет – будущее России
«Не надо никогда забывать, что в России балет это национальное искусство. Это визитная карточка России: космос, нефть и балет. Таких традиций, как у нас, в балете нет ни у кого. Несмотря на то, что сам балет придумали французы, возвели его в фантастический ранг именно в России. И сколько существует человечество – прекрасная женщина с красивыми пропорциями в белой пачке будет актуальна всегда. И образ Лебедя, и бессмертный девиз нашей профессии «душой исполненный полёт» тоже придумали в России».
«Видом на воду наслаждаюсь»
«Один из моих любимых городов – Венеция, очень красивая, всегда спокойная. Люблю морские прогулки, например, путешествия на яхте – идеальный отпуск. Главное, чтобы было море: я люблю воду, так было заведено у нас, летом всегда на море. Идеальное место для жизни, на мой взгляд, это Лазурный Берег, дом в простом стиле на первой линии моря… Обязательно должен быть душ и интернет, а из окон чтобы открывался вид на море - больше мне ничего не надо. Кстати, и моя московская, и петербургская квартиры расположены на набережных: видом на воду я могу наслаждаться бесконечно».