Часто книги и фильмы оправдывают своих героев, даже если они делают не самые полезные вещи.
Таково отношение к Роберту Робертсону – младшему брату миссис Бэнкс, дяде ее детей Майкла и Джейн, прозванному Мэри «Мистером Эй».
Кстати, лично я, просмотрев чудесный советский фильм режиссера Леонида Квинихидзе много раз, лишь став взрослой, поняла, что актер Лембит Ульфсак не говорил за себя в этой картине. И уж тем более не пел.
Его речь озвучивал Александр Абдулов, а песни за него исполнял Павел Смеян.
Под очарованием прелестно показанной сказки и совершенно очаровательных песен зрители как-то так вот не задумываются над тем, что «Мистер Эй», пусть и будучи милым и любимым сестрой и племянниками, все же нес для них сплошной деструктив.
И речь не просто о его неловкости – мол, хотел как лучше, а получилось, что включил машину неправильно, и она случайно пробурила землю, «протаранив» газовую трубу. В конце концов, Роберт был довольно юным и имел право на ошибки.
Фильм снимался в 1983 г., актеру Ульфсаку тогда было 36 лет. Но по сюжету можно догадаться, что его персонаж был вряд ли старше 20 лет.
Но деструктив – в том, что он, как типичный шестидесятник, хотел исправить мир, да вот только… всё ухудшал.
Ну вот вдумаемся:
1) «Мистер Эй» жил за счет своей сестры. Более того – даже не за ее счет, а за счет ее мужа, который единственный в этой семье приносил доход, благодаря чему домочадцы могли есть, иметь одежду, прелестный дом и множество приятных мелочей;
2) да, юный Роберт всеми силами стремился показать свою независимость от «буржуазного быта». Например, он жил в палатке. Но палатка находилась во дворе дома его сестры; а есть, принимать душ и переодеваться он приходил именно в этот дом. Да и в холодное время года палатка явно перекочевывала в чулан, а Роберт – в дом;
3) выведя из строя газовую трубу, он не пошел, как полушутя сказала Мэри, в полицию; он не попытался найти работу, чтобы компенсировать причиненный им урон. Нет. Он даже не стремился открыть свою вину перед всеми, чтобы извиниться и как-то сгладить неприятный эффект (наверняка соседи во всем винили мистера Бэнкса).
Какой выход нашел «Мистер Эй»? Он собрался пойти по стране – рассказать народу о беде, которая постигла семью Бэнксов. То есть речи о том, чтобы оплатить причиненный им ущерб, даже не велось.
Вот она, психология некоторых (конечно же, не всех) шестидесятников: главное – рассказать...
Зато, когда у папы Бэнкса появился хоть какой-то шанс найти деньги – надо было всего лишь 1 месяц вежливо пообщаться с его собственной бывшей няней, – Роберт начал восставать.
А сам он ничего не сделал. Лишь сочинял песни и пел их. Дескать, никакие социальные бонусы не могут перечеркнуть человеческое достоинство. И вообще «не стоит прогибаться под изменчивый мир» и проч. Но сам-то Роберт что делал, чтоб исправить сложную ситуацию, им же самим созданную?
Когда местный правоохранник на виду у всей Вишневой улицы укорил папу Бэнкса, обвинив его в выводе из строя трубы и объявив о большом грозящем ему штрафе, – помог ли как-то своему родственнику Роберт?
Ну, как сказать? Он сказал правоохраннику: дескать, сейчас я вам спою песню о детях, которые из-за вас останутся без денег и (как следствие) без молока.
Но, когда ему ответили, что без теплого молока из-за сломанной трубы остались остальные дети на Вишневой улице, Роберт почему-то не проникся сочувствием.
Так ли уж неправа была мисс Юфимия Эндрю, обвиняя его в том, что он нигде не работал и не учился?
Вовсе нет: она была полностью права – ведь он на самом деле палец о палец не ударил.
И почему, собственно, папа Бэнкс должен был кормить не только 2 детей и жену, но и брата жены?
Кстати, жена Бэнкса, т. е. сестра Роберта, тоже всё больше в облаках витала.
Она занималась какой-то непонятной общественной деятельностью и, не имея работы, не могла уделить время для воспитания собственных детей, причем уже не маленьких. Поэтому им и понадобилась нянечка.
Ведь брат был здоровый, работоспособный… Может, папе Бэнксу тоже хотелось бы вот этак – с гитарой сочинять песенки. Но он понимал, что тогда семье просто нечего будет есть и негде будет жить. Однако над самим же папой постоянно подшучивают...
Во многом «Мистер Эй» показан как символ шестидесятников. Он выступал за слом старых обычаев, за новый виток призыва «мы разрушим до основанья», но дальше творчества дела не шло.
Даже повторяя наводку Мэри о том, что, мол, надо что-то делать, он не пошел работать – нет, он пошел петь дальше… рассказывать о проблеме широкой публике («Я хочу, чтобы о беде дома Бэнксов узнали все люди, от королевы до трубочиста. И наши дети будут спасены!»). По сути, человек нашел лишний повод пропиариться.
Будем честными, отдельных (не всех, конечно) шестидесятников больше интересовала демонстрация своего творчества перед публикой, чем сам процесс творчества и та польза, которую оно могло принести.
Безусловно, далеко не все шестидесятники были людьми слова, а не дела (битлы и Владимир Высоцкий пели не просто во дворе рядом с палаткой, Олег Ефремов играл на сцене и перед камерой не с упрощенными призывами и т. д.).
И в фильме Квинихидзе показана своего рода пародия на тех из них, кто так и не смог стать выше пустых декламаций.
Однако кино Квинихидзе настолько прелестно поставлено, что его можно назвать одним из лучших советских фильмов для детей… и именно по этой причине о деструктивном характере «Мистера Эй» никто не задумывается, а многие даже оправдывают его.
О развенчивании главной же героини этой книги и картины читайте мой пост «Чему учит детей двуличная Мэри Поппинс?», а также Дзен-статью «Мэри Пoппинс и фрекен Бок: какая воспитательница лучше?».
Впрочем, воспринимаем всё (и персонажей, и рассуждения о них) строго с юмором! :)
#психология #кино #культура #СССР #литература #чтение #советскоекино