Найти в Дзене
Вкус жизни

Адвокат дьявола в твоей голове

Однажды случилась трагедия: наркоман убил ножом двоих людей. После суда журналисты заинтересовались его жизнью и мотивами преступления. Выяснилось, что этот мужчина вырос в неблагополучной семье. Сколько он себя помнил, пьяный отец избивал мать. Жили они за счет украденных главой семьи вещей. Ничего удивительного, сын начал воровать уже в шесть лет, пропадал с уличными компаниями. Потом привлекался за торговлю наркотиками, отсидел, и вот теперь - двойное убийство. Общаясь с журналистами, осужденный главным образом упирал на неблагополучие семьи и влияние отца. «Разве в таких условиях я мог стать кем-то другим?», — это был приговор, который он вынес себе сам. Получалось, что тяжкое преступление было логическим почти оправданным результатом того, как недобро встретила его жизнь еще ребенком.

Однако, как оказалось, у преступника был брат. Узнав об этом, журналисты навестили и его. К их изумлению, он представлял собой полную противоположность. Это был мужчина с высшим образование, юрист, партнер в юридической конторе. Он был женат, растил двоих детей и, по всем признакам был счастлив в семье. Журналисты пришли в растерянность, когда в ответ на их вопросы он рассказал ту же самую семейную историю, что и брат, но закончил ее словами: «Много лет, с детства я наблюдал, куда все это ведет. Разве после этого я мог стать кем-то другим? При первой же возможности я уехал как можно дальше».

… Те же родители, то же окружение в детстве и юности, но две разные судьбы. Почему так случается, что два человека (брата!) в одних и тех же условиях выбирают для себя прямо противоположные пути? Давайте абстрагируемся от этой истории. Разве вы не замечали в знакомых семьях, а, возможно, и в вашей собственной, что двое детей очень часто (почти всегда) являют собой две противоположности. Один выбирает светлую сторону жизни, а другой предпочитает теневую. Увы, в семье моих близких родственников один из братьев умер молодым от алкоголизма, тогда как другой живет и радуется жизни.

При всем обилии объяснений и гипотез, у меня есть одна генеральная метафора – в голове того, кто выбрал отрицание основных ценностей (личных, семейных, социальных), успешно поработал «адвокат дьявола».

Вы, конечно, помните этот потрясающий фильм с Аль Пачино. Какова была там миссия его героя? Оправдывать все и всяческие пороки. Сторона защиты, когда ей покровительствует сам «отец греха», всегда выглядит очень убедительной и легко находит оправдания. Вплоть до самых фундаментальных – про неблагополучное детство и токсичную семью, как в истории двойного убийцы.

Главная стратегий зашиты дьявола – снять, переложить на других людей или обстоятельства ответственность за поступки «подзащитного». И тем самым освободить человека как от чувства вины за уже содеянное, так и от принятия трудного решения в будущем. При этом «адвокат» умалчивает кое о чем: возлагая на кого-то или что-то вину, мы одновременно сбываем с рук и собственную власть над собой. И если чуток подумать, напрячь когнитивный ресурс, то выясняется, что при такой «защите» мы становимся беззащитны…

Ну, ладно, убийство… Это крайность в нашем дискурсе. Давайте возьмем что-то попроще – дабы понять, как работает адвокат дьявола в нашей голове, в каждой голове, пусть и не в самых важных в жизни вещах.

Однажды ко мне на консультацию пришел мужчина (допустим, Роман) средних лет с очень большим избыточным весом - почти под двести килограммов. Как водится, ему «ничего не помогало» - ни диеты, ни фитнес клуб с бассейном.

С ним, как и с большинством тучных людей, однажды случился затяжной эмоциональный пищевой «запой». Ну, вы понимаете - то самое нестерпимое желание что-то немедленно съесть. Жирное, сладкое, мучное и на ночь. В лишний вес конвертируются особые эмоциональные состояния, явные и скрытые. Человек, который скрытно носит где-то в глубине сознания боль, травму, эмоциональную незажившую рану, переедает словно под напором обезболивающего – чтобы если не вылечить, то хотя бы снять симптом, прекратить страдания.

Почти сразу это успокоительное начинает проявлять свой деспотический характер. Личность начинает неумолимо меняться, и не только внешне. Возникает низкая самокритика к своему здоровью, внешнему виду. Роман, к примеру, легко признавал, что его реальный метаболический возраст лет на 20 больше паспортного. И сообщал это спокойно, буднично. Его обесценивание проблемы, как это часто бывает, шло через откладывание на завтра-послезавтра решительных действий, шуточки-прибауточки на тему широкой кости. Конечно, все эти психологические защиты, уловки и маски – работа «адвоката дьявола».

В случае с Романом мы постепенно добрались до той самой незажившей эмоциональной раны, которая все время требовала анестезии. Отношение к нему родителей – они не верили в сына, в то, что у него что-то дельное получится в жизни. Однако, он, прямо с порога взрослости кинулся доказывать обратное. Сначала делал карьеру, потом открыл свое дело. Но грянул очередной кризис, и со своей фирмой пришлось проститься. Тут-то и открылась прежняя рана детско-родительской отчужденности. И Роман начал заедать глубинную эмоциональную боль – ведь получалось, что родители все-таки оказались правы…

Мне, как психологу, всегда сложно в таких случаях брать на себя роль прокурора, «обвинителя». Но приходится, потому что, если просто гладить клиента «по шерстке», толку не будет. Разумеется, у меня задача не прокурорская – не наказать, а помочь. Но правда болезненна – взрослый мужчина не должен впадать в инфантильность, перекладывая ответственность за происходящее с ним на родителей, когда он уже старше их, тех, из своего детства. Этот приемчик скидывания ответственности ему подсказал адвокат его проблемы, его слабоволия.

И такая коллизия у каждого своя - когда рутинный стресс повседневности, не страшный для большинства, становится труднопереносимым для клиента «адвоката дьявола». Когда вечер, кажется не пережить без жирно-сладко-мучного обезболивающего, без сигарет, рюмок, таблеток... Легкая подмена жизнестойкости - заесть боль, запить крепким, заглушить всеми видами наркотиков (от химических до поведенческих, типа сексоголизма или игромании).

Почему человека оправдывают за деяние, совершенное в состоянии аффекта? В моменты, когда мы захвачены страстями, той частью мозга, которая отключается под их напором, оказывается префронтальная кора. Именно там расположены зоны контроля над поведением. Но, даже никого не убив, когда мы просто раздражены, угнетены обидами, претензиями, страхами, разочарованиями, мы отключаем префронтальную кору. Эмоциональный мозг способен отодвигать рассудочные структуры в сторону весьма грубым жестом. Разумеется, если мы позволяем ему это делать, находя оправдания и снимая с себя ответственность.

Как это выглядит? Скажем, вы говорите человеку – тебе бы бросить курить! Он отвечает вам – что, бросить курить? Кто не курит и не пьет, тот здоровеньким помрет! Мол, всем помирать, в том числе и тебе, некурящему. Да, соглашаешься ты, но у тебя одышка, твои легкие сгниют… А я проживу лет на 20–30 больше, то есть на целую жизнь. Мне нравится курить, отвечает зависимость, а когда захочу, тогда и брошу, но не сегодня. Это так адвокат включает защиты, с места дистанцируясь от попыток критики. На следующем этапе человек может даже согласиться: да, у меня одышка, большой живот, больные колени, диабет… Но потом в его голове берет оправдательное слово «адвокат дьявола»: это похоже на правду и, конечно, ты можешь бросить… Какие сомнения? Хоть завтра – курить, переедать и выпивать! Но сегодня еще немного, напоследок, на посошок… А завтра будет видно.

Примерно так общается зависимость со своим заложником. Она проникла глубоко в структуры мозга, захватила их, и оттуда транслирует бесконечное разнообразие уверток, защит, полумер, обещаний и самооправданий. Добровольно она оттуда не уйдет. «Адвоката дьявола в голове» это не защитник, а террорист, который действует только с позиции силы и угроз и понимает только язык силы.

Так что человек – самостоятельно или с посторонней помощью, но должен создать стресс, конфликт, горячий волевой выбор – с напряжением всех наличных сил и мотивации. Собрать все в один кулак и все-таки выгнать непрошенного адвоката-террориста.

Бессознательное с большим трудом соглашается на перемены, на выход из зоны комфорта, пусть и токсичного. Поскольку всегда выбирает энергосберегающий вариант, отрицая или забалтывая проблему – ровно как матерый адвокат на процессе! Мозг наш в глубине своей аморален – его задача лишь выживание своего клиента, а не нравственный облик, здоровье или привлекательный внешний вид. Покровительствуя маленьким слабостям, бессознательное таким способом экономит энергетику, требуемую на бунт и побег из ловушки самооправданий.

...Но вот мы задумались нам всем этим, назвали вещи и персонажей своими именами. Теперь сделайте одно домашнее задание (так я обычно прошу клиентов после консультации) нарисуйте в воображении вашего собственного «адвоката дьявола». И пожалуйста, увольте его – прямо сегодня!