Найти в Дзене
Майор Гром

Что будет с рублём?

Пока спецоперация на соседней территории развивается по плану, без каких-то сенсационных новостей, то можно взглянуть и на внутреннюю кухню. Многих наших граждан волнует вопрос, что будет с рублём? Как только в стране возникает какая-то нештатная ситуация, то наши взоры мгновенно приковывает обменный курс, а многие сограждане направляются в банки закупать или снимать валюту, кроме того эти же граждане потом идут в магазины и закупают какие-то товары, на который искусственно создаётся ажиотажный спрос. Из последних примеров: греча, соль, теперь вот сахар.


Теперь к рублю. После 24 февраля курс ожидаемо скакнул ввысь. Факторы, приведшие к этому, понятны. Банки в это время совсем потеряли берега, доводя курсовую разницу до 150 рублей за доллар. То, что банки пекутся лишь о своей прибыли, знают все потребители их финансовых продуктов, будь то кредиты или вклады. Когда ЦБ всё же проснулся, то начал предпринимать действия, чтобы курс рубля стабилизировать на каких-то более реальных позициях, нежели 150 к 1.


Сейчас за доллар просят 105 рублей. С учётом ограничительных мер от западных партнёров в марте укрепления рубля ждать точно не приходится. Курс так и будет в районе 100-110. Что в дальнейшем может способствовать его укреплению? Прежде всего рост цены на нефть. Сейчас она в районе 130 долларов за баррель, но эксперты прогнозируют дальнейший рост. Также сыграет свою роль и газ, на который цена тоже продолжает расти и достигла уже рекордных значений. Отметим, что даже по долгосрочным контрактам, например, с той же Германией, мы теперь будем получать куда как большие суммы, так как в формулах расчёта цены используются нефтяные котировки, стоимость газа на спотовом рынке. В итоге Россия может существенно нарастить приток валюты, что будет благоприятно для курса рубля.

Рубль. Фото из открытых источников
Рубль. Фото из открытых источников

Также отметим, что золотовалютные резервы ЦБ также дадут некоторый запас прочности. В том числе более 100 миллиардов долларов в ФНБ. Эти средства могут пойти на внутренние инвестиции, так как внешних пока дождаться будет трудно.


Ещё один фактор – это введенное ЦБ правило для экспортёров продавать 80% валюты, полученной от ведения деятельности. Так как ЦБ сейчас ограничен в валютных интервенциях из-за заморозки части активов, то экспортёры будут частично компенсировать эти потери, способствуя укреплению курса.


До конца марта компании должны заплатить налог на прибыль (один из основных налогов). Многим понадобятся рубли, что подтолкнёт на них спрос, и курс должен будет снижаться. Ещё заметим, что ограничение на вывоз золота и запрет на продажу нерезидентам наших ценных бумаг также сыграет свою роль.


В заключение отметим, что пока ЦБ, при всей нашей нелюбви к его руководству, действует вполне профессионально, чтобы не допустить падения в пропасть. Пока мы можем констатировать, что пик падения пройден. В дальнейшем мы не ожидаем какого-то сильного ослабления (некоторые колебания возможны), однако сильного укрепления мы тоже не ждём. По крайней мере, ближайшие несколько месяцев курс будет в этих значениях, а как только на Западе прочувствуют всю отдачу от введённых ограничений и начнут их отменять-ослаблять, то курс соответственно потянется к значениям начала года.