Перспективы международного сотрудничества в развитии круизного туризма по Северному морскому пути. Кобзарь Г.В.
Северный морской путь (СМП) – главная судоходная магистраль России в Арктике и является основой развития арктической транспортной системы. Путь проходит по морям Северного Ледовитого океана, соединяет европейские и дальневосточные порты. Освоение Арктики требует активного развития Северного морского пути. В политике России международное сотрудничество играет важнейшую роль как способ достижения устойчивого развития Арктического региона планеты. Важную роль играет в нем СМП, являющийя Евро-Азиатским морским транспортным коридором. Повышенный интерес к транспортному потенциалу Северного морского пути проявляют многие иностранные судоходные компании, что определяется двумя факторами. Во-первых, он может стать более выгодной с экономической точки зрения альтернативой осуществляемым на данный момент перевозкам между портами Европы, Дальнего Востока и Северной Америки. Расстояние по этому пути от Гамбурга до Иокогамы всего 6 600 морских миль, тогда как через Суэцкий канал – 11 400 миль. Во-вторых, северный морской путь интересен для иностранцев как транспортная артерия для перевозки минерального сырья из арктических регионов России. В прилегающих к нему районах содержится около 35% мировых запасов нефти и газа.
Для решения актуальных вопросов международных взаимоотношений в ходе использования Северного морского пути в области как политической конфронтации, так и сотрудничества (международные проекты типа «Ямал СПГ») необходимо прежде всего развитие инфраструктурного обеспечения. Морское инфраструктурное обеспечение в российской Арктике является основой не только для безопасного плавания, но и для предупреждения экологических угроз и соблюдения российского суверенитета в акватории СМП. К сожалению, сейчас инфраструктурное обеспечение в Арктике несовершенно. Поэтому одним из актуальных вопросов развития Арктики в российской литературе является исследование институциональных и инфраструктурных проблем и построение на этой основе транспортной политики в регионе.
Одним из перспективных направлений развития региона, является экологический туризм, прежде всего круизный. Так, например, камчатские туроператоры разработали новые арктические программы с посещением Командорских островов, побережья Камчатки, Чукотки, Красноярского края, Архангельской и Мурманской областей. Хотелось бы отметить, что для этих проектов будут использоваться как иностранные, так и российские суда ледового класса, способные посещать районы, недоступные для обычных круизных теплоходов. В 2019 году Камчатский край принял 20 круизных судов, которые доставили в регион почти 19,5 тысячи туристов. По сравнению с 2018 годом, количество прибывающих лайнеров увеличилось почти вдвое, численность их пассажиров – на 50%. За 2019 год на полуострове побывали более 35 тысяч туристов, что на 40% больше, чем в 2018 году. Как мы видим, статистика подтверждает актуальность и экономическую целесообразность дальнейшего рекреационного развития арктического пространства России.
Огромный интерес к рекреационным объектам российской Арктики проявляют многие государства и прежде всего Китай. Китай стремится наращивать поток туристов в Арктический регион России, который вызывает повышенный интерес у жителей КНР своей уникальной природой и экосистемой. У Китая нет арктических территорий, и, естественно, такой вид туризма для КНР представляет повышенный интерес и с точки зрения изучения, и с точки зрения новых впечатлений, нового туристского продукта.
Среди многообразия рекреационных территорий, доступных благодаря использованию Северно морского пути, выделяется национальный парк «Русская Арктика». Сегодня посетить «Русскую Арктику» можно не только по пути на Северный полюс, но и в рамках круиза по Северному морскому пути. В «Русскую Арктику» заходят круизные суда, следующие по трем маршрутам: шесть – к Северному полюсу с заходом на Землю Франца-Иосифа на атомном ледоколе «50 лет Победы», три – на теплоходе Sea Spirit по маршруту Шпицберген – Земля Франца-Иосифа, два рейса – на судне «Академик Шокальский» выполнены по Северному морскому пути. Китайские туристы выбирают туры на ледоколе к Северному полюсу, несмотря на их высокую стоимость - от 28 до 40 тыс.$ в зависимости от уровня комфорта каюты. Как правило, каждый год пассажирский состав хотя бы одного рейса на ледоколе «50 лет Победы» полностью состоит из китайских туристов, это около 120 человек на рейсе. «Подобные рейсы, состоящие целиком из китайских туристов, полностью адаптированы для них.
В настоящее время тема развития Арктики становится всё более актуальной в международной повестке дня. Свою выгоду от ресурсов Северного Ледовитого океана стремятся получить не только арктические державы, но и целый ряд стран, не имеющих территориального выхода к Арктике, в том числе и Китай.
На протяжении последних лет КНР проводит целенаправленную, последовательную и системную политику в Арктическом регионе. В механизмах её реализации Китай делает акцент на развитие многосторонних отношений, предпочитая иметь дело напрямую с арктическими странами, одновременно с этим закрепляя своё присутствие в различных инициативах. С 2013 года Китай имеет статус наблюдателя в Арктическом совете. Стоит отметить, что усиливающаяся активность Китая становятся предметом серьёзной озабоченности для членов Арктического совета.
Пекин уже строит в Шанхае Арктический научно-исследовательский центр и планирует увеличить штат научных сотрудников, занимающихся крайним Севером, в пять раз — до тысячи человек. Свою заинтересованность Арктикой Пекин объясняет громадным значением, которое она имеет для всей планеты. Следовательно, делается вывод в Белой книге, за развитие и благополучие полярного региона должны отвечать все страны независимо от географического положения, но обязательно с соблюдением всех норм международного права — устава ООН и Конвенции ООН по морскому праву (UNCLOS). Китай, подчеркивается в документе, готов работать со всеми заинтересованными государствами на основе «уважения, сотрудничества и устойчивого развития региона». «Политика Китая в Арктике» акцентирует внимание на четырех основных вопросах. Во-первых, Китай намерен энергично участвовать в развитии маршрутов в Арктике, составляющих Северо-Западный проход и Северный морской путь. Во-вторых, Белая книга говорит об участии Китая в эксплуатации природных ресурсов, включая нефть, газ, минеральные ископаемые и другие ресурсы. Причем, в отношении энергетики Пекин делает акцент на развитие альтернативных источников энергии. В-третьих, Китай, конечно же, намерен добывать в Арктике так называемые «живые» ресурсы, в первую очередь, рыбу и другие морепродукты. В-четвертых, Поднебесная намерена развивать арктический туризм, в котором она уже является одним из лидеров.
Широко известно, что изменения в хрупкой экосистеме Арктики будут иметь глобальные климатические и экологические последствия. Тезис о непосредственном влиянии климатических изменений в Арктике на климат, экологию и национальные экономические интересы Китая акцентирует и Белая книга. Этим и объясняется серьезная научно-исследовательская деятельность Китая в Арктике. Растущий интерес Китая к Арктике несет для России и новые перспективы, и новые сложности, которые следует тщательно просчитывать при разработке и реализации российской стратегии в Арктике. Принятая в феврале 2013 г. «Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 г.» предусматривает «содействие в организации и эффективном использовании транзитных и кросс-полярных воздушных маршрутов в Арктике, использовании Северного морского пути для международного судоходства в рамках юрисдикции Российской Федерации и в соответствии с международными договорами Российской Федерации». Официальное закрепление этого намерения благоприятствует расширению круга партнеров России в Арктике за счет стран-наблюдателей в Арктическом совете, включая Китай. Однако приоритетом российской политики в Арктике остается сотрудничество с государствами, расположенными в Арктическом регионе.
Таким образом, тщательно спланированные, с учетом экологической безопасности, новые круизные маршруты и разработка дополнительных рекреационных территорий в Арктике являются одними из ключевых задач развития внутреннего туризма в России, а поэтому требуют креативных решений и слаженной работы различных структур. Учитывая высокую заинтересованность иностранных компаний в развитии арктического туризма, следует работать на опережение и приложить максимум усилий к развитию инфраструктуры СМП уже в ближайшее десятилетие.
Литература:
1. Боднарский М.С. Великий северный морской путь. Историко-географический очерк открытия Северо-восточного прохода. М. ; Л., 1926. 251 с. ; Итоги МПГ 2007/08 и перспективы российских полярных исследований / под ред. А.Н. Чилингарова. М., 2013. 256 с. ; Пасецкий В.М. Русские открытия в Арктике. Ч. 1. СПб., 2000. 616 с.
2. Калинкин Г.Ф. Режим морских пространств: территориальные воды, международные проливы, экономические зоны, континентальный шельф. М., 1981. 192 с. ; Колодкин А.Л., Гуцуляк В.Н., Боброва Ю.В. Мировой океан: международно-правовой режим. Основные проблемы. М., 2007. 637 с. ; Правовой режим морских прибрежных пространств // Мировой океан и международное право: основы современного правопорядка в мировом океане / под ред. А.П. Мовчана. М., 1987. 228 с. ; Young O.R. The Arctic in Play: Governance in a Time of Rapid Change // The International Journal of Marine and Coastal Law. 2009. Vol. 24, no. 2. P. 423–442.
3. Конвенция о континентальном шельфе 1958 г. [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и нормативнотехнической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/1900370 (дата обращения: 29.05.2018) ; Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/depts/los/convention_agreements/texts/unclos/unclos_r.pdf (дата обращения: 29.05.2018).
4. Морская доктрина Российской Федерации 2015 г. [Электронный ресурс]. URL: http://static.kremlin.ru/media/events/files/ru/uAFi5nvux2twaqjftS5yrIZUVTJan77L.pdf (дата обращения: 29.05.2018) ; Об исключительной экономической зоне Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 17 дек. 1998 г. № 191-ФЗ. Доступ из информ.-правового портала «Гарант» ; О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ : ред. от 5 февр. 2018 г. // Законодательство Российской Федерации. URL: http://fzrf.su/zakon/o-vnutrennih-morskih-vodah-155-fz/ (дата обращения: 29.05.2018) ; О континентальном шельфе Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 30 нояб. 1995 г. № 187-ФЗ : с изм. и доп. Доступ из информ.-правового портала «Гарант» ; Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 г. [Электронный ресурс] // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации. URL: http://legalacts.ru/doc/strategijarazvitija-arkticheskoi-zony-rossiiskoi-federatsii-i/ (дата обращения: 29.05.2018).
5. Буник И.В. Международно-правовые основания регулирования Россией судоходства по Северному морскому пути : дис. … канд. юрид. наук. М., 2007. 195 с. ; Джунусова Д.Н. Международно-правовые особенности использования континентального шельфа Арктики : дис. … канд. юрид. наук. СПб., 2007. 226 с. ; Мухина И.Н. Международно-правовой режим морских пространств Арктики : дис. … д-ра юрид. наук. М., 2003. 252 с.
6. См., например: Arctic Yearbook 2014: Human Capital in the North [Электронный ресурс] / ed. by L. Heininen, H. ExnerPirot, J. Plouffe. URL: https://rafhladan.is/bitstream/handle/10802/10917/Arctic%20Yearbook%202014.pdf? (дата обращения: 24.06.2018) ; Arctic Yearbook 2015: Arctic Governance and Governing [Электронный ресурс] / ed. by L. Heininen, H. Exner-Pirot, J. Plouffe. URL: http://library.arcticportal.org/1903/1/arctic-yearbook-2015.pdf (дата обращения: 24.06.2018) ; Arctic Yearbook 2016: The Arctic Council: 20 Years of Regional Cooperation and Policy-Shaping [Электронный ресурс] / ed. by L. Heininen, H. Exner-Pirot, J. Plouffe. URL: https://www.uarctic.org/media/1597635/arcticyearbook2016.pdf (дата обращения: 24.06.2018).
7. Косов Ю.В., Николаенко А.В. Политическое управление развитием Арктики (Анализ основных этапов становления) // Управленческое консультирование. 2018. № 1. С. 23–33. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2018-1-23-33.
8. Российская Арктика в поисках интегральной идентичности : коллектив. моногр. / отв. ред. О.Б. Подвинцев. М., 2016. 208 с.
9. Цукерман В.А. Рынок транспортных услуг Арктической зоны Российской Федерации: актуальные проблемы и стратегические задачи // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2014. № 6 (43). С. 27–30.
10. О Концепции национальной безопасности РФ [Электронный ресурс] : указ Президента РФ от 10 янв. 2000 г. № 24 // Президент России. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/14927 (дата обращения: 29.05.2018).
11. Емельяненков А. Лед познания [Электронный ресурс] // Российская газета. 2018. № 7525 (62). 25 марта. URL: https://rg.ru/2018/03/25/kogda-i-s-chem-idem-v-arktiku.html (дата обращения: 29.05.2018).
12. Лизун В., Паулсен Ф., Макдауэл М.Ф. Глубина 4261 метр. М., 2007. 152 с.
13. Полунин А. Схватка за Арктику продолжится в ООН [Электронный ресурс] // Свободная пресса. URL: https://svpressa.ru/politic/article/154115/ (дата обращения: 29.05.2018).
14. Роснедра: ООН не примет в 2018 г. заявку РФ на расширение границы шельфа Арктики [Электронный ресурс] // ТАСС. Информационное агентство России. 2018. 25 мая. URL: http://tass.ru/ekonomika/5235992 (дата обращения: 29.05.2018).
15. Подробнее см. в ст. 83 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.
16. Арктический регион: проблемы международного сотрудничества : хрестоматия : в 3 т. Т. 3. Применимые правовые источники. М., 2013. 663 с.
17. Медведев Д.А. Международное экономическое сотрудничество в Арктике. Арктический экономический совет. М., 2015. 92 с.
18. Конышев В.Н., Сергунин А.А. Арктика в международной политике: сотрудничество или соперничество? М., 2011. 194 с.
19. Журавель В.П., Антюшина Н.М. Арктический совет: переход председательства от Канады к США // ОбозревательObserver. 2015. № 3. С. 47–55.
20. Государство Российское: новый этап. Арктический вектор / А.А. Проханов [и др.]. М., 2016. 318 с.
21. Маршалл А. Принципы экономической науки. Т. 1. М., 1993. 416 с.
22. Лукин Ю.Ф. Российская Арктика в изменяющемся мире. Архангельск, 2013. 281 с.
23. Тарифы на ледокольную проводку судов, оказываемую ФГУП «Атомфлот» в акватории СМП [Электронный ресурс] // Федеральное государственное бюджетное учреждение «Администрация Северного морского пути». URL: http://www.nsra.ru/ru/ofitsialnaya_informatsiya/tarrifs_for_icebreaker_escort_atomflot.html (дата обращения: 18.06.2018).
24. Согласно системе калькуляции Суэцкого канала. См. подробнее: Tolls Calculator [Электронный ресурс] // The Suez Canal Authority (SCA). URL: https://www.suezcanal.gov.eg/English/Tolls/Pages/TollsCalculator.aspx (дата обращения: 18.06.2018).
25. Лексин В.Н., Порфирьев Б.Н. Социально-экономические приоритеты устойчивого развития Арктического макрорегиона России // Экономика региона. 2017. Т. 13, вып. 4. С. 985–1004. https://doi.org/10.17059/2017-4-2.
26. Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 г. [Электронный ресурс] // Президент России. URL: http://kremlin.ru/supplement/1800 (дата обращения: 17.06.2018).
27. Богатуров А.Д. Международные отношения России в «новых политических пространствах»: Космос. Приполярные зоны. Воздушные и морские пространства. Глобальная информационная сфера. М., 2011. 272 с.
28. Международный кодекс для судов, эксплуатирующийся в полярных водах (Полярный кодекс) [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/420376046 (дата обращения: 17.06.2018).
29. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.
30. Правила плавания в акватории Северного морского пути от 17 января 2013 г. [Электронный ресурс] // Федеральное государственное бюджетное учреждение «Администрация Северного морского пути». URL: http://www.nsra.ru/files/fileslist/120-ru-pravila_plavaniya.pdf (дата обращения: 17.06.2018).
31. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ [Электронный ресурс]. Доступ из информ.-правового портала «Гарант».
32. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ [Электронный ресурс] : с изм. от 29 дек. 2017 г. № 460-ФЗ. Доступ из информ.-правового портала «Гарант».
33. National Security and Homeland Security Interests in the Arctic [Электронный ресурс]. 2009. Jan. 9. Point 5. P. 3. URL: https://fas.org/irp/offdocs/nspd/nspd-66.pdf (дата обращения: 07.04.2018).
34. Мурманские инициативы // Кольская энциклопедия : в 5 т. Т. 3. Л – О / гл. ред. В.П. Петров. Мурманск, 2013. 480 с. ; Фокин Ю.Е., Смирнов А.И. Киркенесская декларация о сотрудничестве в Баренцевом/Евроарктическом регионе: взгляд из России 20 лет спустя. М., 2012. 88 с.
35. Копылов М.Н. О правовом режиме Арктики // Правовая инициатива. 2013. № 12. С. 1.
36. Терещенко А. Критическое направление в исследованиях безопасности [Электронный ресурс] // Отечественные записки. 2013. № 2 (53). URL: http://www.strana-oz.ru/2013/2/kriticheskoe-napravlenie-v-issledovaniyah-bezopasnosti (дата обращения: 07.04.2018).