В истории церкви Византии была одна противоречивая традиция: адельфопоэзис. Церковный союз двух мужчин.
С греческого это красивое слово переводится, как «братотворение», т.е. «братание» по-нашему.
«Иногда у двух людей одного пола, чаще мужчин, возникала потребность создать крепкую дружбу, проникнутую евангельским самопожертвованием и любовью к ближнему своему» — пишут христианские исследователи.
С распространением христианства, адельфопоэзис стали практиковать и другие национальные церкви.
Вообще, обряд братания был у многих народов. Люди любят назначить себе новых родственников, если с кровными не очень повезло. В адельфопоэзисе интересно, как это происходило и зачем.
В восточной церкви обряд братания повторял венчание: будущие братья перед алтарем держались за руки, священник читал молитвы, связывая их священными узами.
А потом они целовались в губы. Потому что так было принято. Целовали священника (не знаю куда) и шли на праздничную трапезу агапу.
Впоследствии обряд адельфопоэзиса видоизменился, сведясь к совместному причастию и обмену нательными крестами.
Юридически адельфопоэзис давал все те же права, что и официальный брак: совместное владение имуществом, наследование, проживание в одном доме и т.д.
Кроме того, побратавшиеся считались теперь близкими родственниками и родные с разных сторон не могли заключать браки, так как это считалось кровосмешением.
На Руси обычай тоже был. Потом адельфопоэзис официально запретили и в Византии и у нас. Как говорят, из-за каких-то злоупотреблений... Интересно, что же это могло быть.
Святые мученики Суркис и Бахус (или Сергий и Бах), бывшие офицерами в римской армии — одни из самых знаменитых парных святых. Они занимали важные должности при кесаре Галерии Максимилиане.
Казнили их, кстати, за веру и отказ почитать Юпитера, а не за крепкую мужскую дружбу. И хотя историчность сюжета подвергается сомнениям, в христианстве это почитаемые святые.
Профессор Йельского университета Джон Босуэлл в своей книге «Однополые союзы в Европе до модерна» предполагает, что между Суркисом и Бахусом мог быть проведен адельфопоэзис и существовала романтическая связь.
Работа ученого встретила и критику и одобрение. Можно предположить, что обряд «братотворения» на протяжении многих лет совершался с разными целями:
- Связать друзей сугубо платоническими и братскими узами
- Позволить влюбленным жить под одной крышей, не вызывая вопросов со стороны общественности
- И даже заключать политические союзы между правителями, когда адельфопоэзис совершался, как формальность
Сейчас официальная церковь утверждает, что обряд имел сугубо духовное значение, а все, кто не согласен должны покаяться за свои пошлые мысли 😁
Хочется спросить:
- Почему адельфопоэзис тогда не заключали между разнополыми людьми? Или платоническая любовь доступна лишь мужчинам?
- Почему его в итоге строго настрого запретили?
А насколько целомудренным в реальности был союз двух греков, живущих под одной крышей, каждый может решить сам для себя.