«Гений сарказма», «мастер безвыходного юмора» — так называли этого поэта, философа и виртуоза афористической прозы. Он родился сегодня, 6 марта. Рассказываем о жизни и творчестве Ежи Леца то, что вы вполне могли и не знать.
Настоящее имя писателя — Станислав Ежи де Туш-Летц. Его отцом был австро-венгерский барон еврейского происхождения. Позже, уже после смерти отца, Станислав изменил фамилию, использовав написание Lec, что на идише означает «клоун» или «пересмешник», и сделал ее своим литературным псевдонимом.
Родился и провел детство знаменитый поляк во Львове. Здесь же он получил юридическое образование — в университете Яна Казимежа.
Уже в годы студенчества он занялся литературой. И прежде всего стихами. Его первое стихотворение «Весна» было опубликовано в издании «Иллюстрированный Ежедневный Курьер».
«В нём говорилось, ясное дело, о весне, — пояснял Лец спустя годы, — но это не была традиционная весна, по настроению эти стихи выглядели… пессимистическими. А почему я выбрал именно ИЕК? Это издание выписывали и читали в нашем доме, а я хотел прослыть поэтом прежде всего в семье».
Талант начинающего поэта быстро оценил польский классик Юлиан Тувим и издал его в своем сборнике молодых поэтов. Жанр, в котором Лец чувствовал себя уютнее всего — короткие юмористические фрашки (жанр польской поэзии, близкий эпиграмме) на 2-4 строчки.
Некоторое время он прожил в Варшаве, где стал постоянным автором нескольких юмористических журналов.
Начало войны застало его на родине в Львове. Он угодил в концлагерь по Тернополем (1941—1943 гг) и был отправлен на расстрел, из-под которого удачно сбежал. После он работал в подполье, редактируя издания военных польских газет, партизанил в Люблинском Воеводстве и под конец войны даже сражался в рядах регулярной Польской армии. Дослужился до звания майора и получил военную награду (Кавалерский Крест ордена «Возрождённая Польша»)
«Бог сотворил нас по своему образу и подобию. Но откуда уверенность, что он работал в реалистической манере?»
«Ну допустим, пробьешь ты головой стену. И что ты будешь делать в соседней камере?»
«Безвыходным мы называем положение, выход из которого нам не нравится».
О приключениях в годы войны Леца ходит легенда. Согласно ей эсэсовец заставил обречённого на смерть рыть себе могилу, но погиб сам от его удара лопатой по шее. Указанная версия событий не упоминается в польских и немецких источниках.
О жизни Леца в концлагере рассказал его приятель Ян Шпивак. Согласно его версии, история с вырытой могилой имела другое содержание:
«После агрессии Гитлера на СССР Лец был подвергнут коричневому террору. Нацисты в отличие от коммунистов не нуждались в его услугах и заключили писателя в концентрационный лагерь в Тернополе. Лец дважды избегал смерти, и каждый раз она была одета в чёрный мундир СС. Однажды напившись, эсэсовцы согнали целую группу заключённых на кладбище и приказали им стоять в смешных позах. Приятель Леца по-немецки спросил эсэсовца, в каких позах стоять. Эсэсовец был в бешенстве. Ты, проклятый еврей, сейчас мне расскажешь, в каких позах стоять? Вон! И пиная ботинком, он выгнал их с кладбища. В другой раз Лец стоял раздетый перед выкопанной им могилой и ждал расстрела, он бросился бежать в сторону лагеря, по нему начали стрелять, но не попали».
После войны Лец, как и многие польские интеллигенты тех лет, успел поработать на дипломатическом поприще. Его направляли в Вену в качестве атташе по вопросам культуры политической миссии Польской Республики.
Не очень жалуя послевоенные перемены в советской Польше, Лец уехал в Израиль. Однако жить в отрыве от родной польской культуры долго не смог и через два года вернулся на родину.
Дома ему этого «почти предательства» не забыли и на протяжении четырех лет его стихи и прозу нигде не печатали. В эти годы Лец перебивался пеерводами. Он целиком посвящает себя поэзии И. В. Гёте, Г. Гейне, Б. Брехта, К. Тухольского, а также современных немецких, русских, белорусских и украинских авторов.
«Дьяволы бывают двух видов: разжалованные ангелы и сделавшие карьеру люди».
«Дурак — это человек, считающий себя умнее меня».
«Тот, кто не разбирается ни в чем, может взяться за что угодно».
Во второй половине 50-х запрет на печать произведений Леца снимается. И с этого момента в его стихах становится много философских мыслей и тем. Выходит сборник его стихов, написанных в Иерусалиме («Иерусалимская тетрадь») и ставший знаменитым сборник «Непричёсанные мысли».
«Оптимизм и пессимизм расходятся только в дате конца света».
«Плагиаторы, спите спокойно. Муза — женщина, она редко сознается, кто был первым».
«Юмор — это когда страшное смешно, сатира — когда смешное страшно».
«Нелегко жить после смерти. Иногда на это надо потратить всю жизнь».
«Иногда надо замолчать, чтобы тебя выслушали».
В 1966 году поэт и автор блестящих афоризмов скончался после долгой болезни. Он похоронен в Варшаве на кладбище Воинское Повонзки.
Спасибо, что добрались до этого места. Если чтение вам понравилось или показалось полезным, то ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал. Это поможет алгоритмам Яндекса показывать вам больше материалов на близкие темы.