Найти тему
Иван Жилин

Прикоснуться к радуге. Трибьюты Ронни Дио

Оглавление

В прошлом материале, который первый за более чем год существования моего канала чем-то заинтересовал Дзен (у статьи больше трети всех показов моего канала), я попытался рассказать о некоторых работах Ронни Джеймса Дио за пределами его основных команд - Rainbow, Black Sabbath и собственно Дио. Одна из них, прекрасный кавер на аэросмитовскую Dream On навела меня на мысль попытаться разобраться с обратной ситуацией: когда кто-то каверил самого Дио.

Сразу скажу, что в целом это тема неподъёмная и необъятная. Многие песни Ронни превратились в рок-стандарты, скажем, количество версий Holy Diver измеряется десятками, и про эту песню вполне можно сделать отдельный материал. Так что пока предлагаю ограничиться тем, что у нас есть прямо сейчас и в ближайшее время не должно попасть под санкции (если, конечно, правообладатели не отрубят яндекс.музыку или владельцы акций Яндекса не обанкротят его). То есть рассмотрим то, что лежит на я.музыке, причём не всё подряд, а трибьют-альбомы, то есть целые пластинки каверов, которые посвящены одному музыканту (tribute это, в данном случае, "дань уважения").

До написания этого материала я пребывал в наивной уверенности, что создание диска, посвящённого конкретному артисту, является гарантией если не качества, то хотя бы серьёзного подхода к материалу. Мне кажется, что я немного ошибся.

A Light in the Black - A Tribute to Ronnie James Dio

-2

И первый же заход оказался крайне разочаровывающим. За красивой обложкой с огненным Мюрреем и старгейзеровской чередой бредущих во тьме к свету бедолаг скрываются два диска скуки. Тут дело не в том, что исполнители подобрались неизвестные и не раскрученные, и даже не в том, что они исполняют классические треки без души, нет. Они совершенно лишены фантазии, и это, на мой взгляд, убивает весь смысл происходящего.

Поясню свою позицию. Может быть, это касается не всех артистов, но уж точно относится к Дио: спеть песни Ронни лучше, чем он, практически невозможно, достижимый максимум - это сделать не хуже. А зачем же мне слушать какую-то безвестную команду, которая сделала не хуже, когда я могу послушать оригинал? Смысл в кавере возникает только если он привносит что-то своё, разительно отличается от исходной версии, только тогда он становится интересен и самоценен. Но на A Light in the Black таких треков практически нет, все старательно воспроизводят классические песни и пытаются подражать Ронни, Блэкмору, Айомми, но это безумно скучно.

На хоть какой-то огонь оказалась способна только Rebellion, немецкая команда, созданная бывшим гитаристом Grave Digger Уве Лулисом (он сейчас играет в Accept). В принципе оба трека, которые они сыграли, I с саббатовского Dehumanizer и радужный Kill the King с Long Live Rock'n'Roll, тоже не сказать, что радикально отличаются от исходников, но, возможно за счёт вокала и интонаций получились всё же любопытными и запоминающимися. На этом всё позитивное и заканчивается, остальные работы - ровная серость.

Stand Up And Shout - A Tribute To Ronnie James Dio

-3

Продюсеры этого диска вместо красивой обложки в качестве заманухи используют список звёзд, принявших участие в записи альбома. И ведь работает: видя слова Whitesnake, Alice Cooper, Michael Schenker Group прям весь собираешься, а от Trans-Siberian Orchestra ждёшь эпичный прог по мотивам Gates of Babylon.

И только потом замечаешь, что в начале сказано - "от бывших и действующих участников групп". То есть это не Элис Купер ни фига, это кто-то, кто когда-то с ним играл. Труба становится значительно ниже, дым, соответственно, жиже, а результат грустнее. Но есть и хорошие новости, по крайней мере несколько треков на диске тоже можно выделить.

Во-первых, это песня с женским вокалом, и совершенно неудивительно, что для этого группа Time the Sky (про команду не нашёл практически никакой информации) выбрала Lady Evil (хорошо, что не Country Girl!). Саму эту песню я не слишком люблю, но ей переработка очень пошла.

Во-вторых это очень забавная перепевка Wild One от некоего Чарли Боннета III. Господь ведает, чем занимались первый и второй Боннеты, но третий играет кантри и блюз в где-то в Теннесси, а на яндекс.музыку попадает в основном когда перепевает рок-хиты в стиле кантри. В настоящем случае получилось очень забавно, в том числе из-за смены темпа и общей тональности.

Ну и не за результат, но за старание отметим версию Stars, ключевого сингла проекта Hear'n'Aid. Имена людей, поющих на месте Ронни, Роба Хальфорда, Джеффа Тэйта и Блэки Лоулесса ничего мне не говорят, и, хотя они честно пытаются, их относительная безвестность делает этот эксперимент несколько бессмысленным. Но достойным упоминания.

Elves, Rainbows and Crosses: A Tribute to Ronnie J.Dio, Vol. 1

-4

Как видно из названия, этот трибьют является первым томом проекта, посвящённого творчеству Ронни. К счастью ли, к сожалению ли, сведений о наличии второго тома обнаружить не удалось - наверное, одной пластинки с набором перепевок от не самых центровых групп оказалось достаточно. Как и все предыдущие, в целом альбом оказался трибьютом в довольно буквальном смысле этого слова: артисты были настолько преисполнены уважения к Дио, что не рискнули привнести в его классические треки сколько-нибудь фантазии. Но на этом очередном несколько разочаровывающем диске всё же есть, на что обратить внимание.

В первую голову выделю блестящий вариант Neon Knights от Avulsed, испанской дэт-метал команды. Эта песня в принципе напрашивается на какой-то экстремальный вариант, и туда прекрасно ложится бластбит и адский гроул. Да, ничего общего с волшебным голосом Ронни, но это даже и хорошо: трек обретает свежее звучание.

Вторым ярким номером отмечу ещё одну саббатовскую песню всё с того же Heaven and Hell, один из моих любимых треков. Перепевка стремительной Die Young от Dragonfly, испаноязычной пауэр-метал группы, замечательна выдающимся голосом. Вокалист просто мастер, голос у него, безусловно, отличается от Дио, но поёт он просто потрясающе здорово и сильно. У этой группы на ямузыке всего один диск (на самом деле их дискография богаче), и он вполне может быть рекомендован к ознакомлению: яркий и эмоциональный пауэр, которому очень идёт испанский язык.

Подходя к третьему запомнившемуся треку, я внезапно понял, что скорее всего весь проект создавался испаноязычной метал-сценой, и остаётся только пожалеть, что никто не перевёл песни Дио на язык Лорки и Сервантеса, это должно было получиться круто. Но тем не менее даже на английском Killing the Dragon от Vendaval, прозвучал внезапно интересно. Я даже не знаю, что именно там цепляет; возможно, просто чуть больше энергии (оригинал, как весь одноимённый альбом, к творческим удачам Дио, увы, не отнесёшь). Тем не менее трек рекомендую к ознакомлению, какая-то изюминка в нём есть.

Ronnie James Dio - This Is Your Life

-5

Ну уж тут-то всё должно быть без сучка и без задоринки, ведь этот проект собирался по эгидой самой вдовы Ронни, Венди Дио! Правда, обложка какая-то чересчур эпатажная и не соответствующая названию: Мюррей гонит вперёд армию друзей Ронни, и что, это правда моя жизнь? И эта картинка подходит диску, название которого взято из самой грустной и лиричной его песни? Но не будем встречать по одёжке и посмотрим на содержание.

Конечно, тут совсем другой состав исполнителей, это натурально большие имена в хард-роке и металле, и, безусловно, это имеет значение. Диск не получился идеальным, местами он провисает, местами разочаровывает не хуже рассмотренных нами ранее. Но в целом пластинка получилась куда более интересной.

Сначала о разочарованиях. Не будем о просто ровных номерах, исполнители которых не смогли привнести искру индивидуальности в песню, но два трека откровенно расстраивают. От Anthrax, одной из групп большой трэш-четвёрки, я ожидал большего. Neon Knights, как уже отмечалось выше, прекрасно подходит для переделки во что-то экстремально быстрое, а нью-йоркцы даже нормального трэша выдать не могли, и как они за эту работу получили номинацию на Грэмми - ума не приложу. Схожая претензия и к покойному Лемми - пусть он выбрал и не самую лучшую песню в репертуаре Дио (Starstruck), она неплохо ложилась в стилистику Motorhead. Почему он отказался вкладывать душу в этот номер - ведают только Господь да сам Ронни, с которым Килмистер ныне вместе играет металл на небесах.

Но есть и удачи. Scorpions правильно выбрали песню и правильно исполнили, а Клаус Майне обладает голосом, способным магически превращать всё что угодно в песню скорпов. Получилось просто замечательно. Давний друг Дио, вокалист Judas Priest Роб Хальфорд исполнил немного утяжелённую версию одного из главных гимнов Ронни, The Man on the Silver Mountain мощно, и узнаваемо, и с чувством. Очень достойно спели главную нетленку, Holy Diver, металкорщики Killswitch Engage, но, наверное, это тема для отдельного материала. Как всегда прекрасна Доро Пеш, с традиционным для неё номером Egypt, хорош Хьюз, спевший Catch the Rainbow, ну и даже пересмешники Tenacious D во главе с Джеком Блэком всерьёз взялись за дело. Им, кстати, в смысле Блэку сотоварищи, таки досталась Грэмми за их исполнение The Last in Line, и это тоже рождает некоторые вопросы. С другой стороны, я думаю, это была во многом награда самому Ронни - у него, по-моему, даже номинации никогда не было.

Но изюминка диска - Ronnie Rising, номер Metallica. Хотя это получился больше трибьют альбому Rainbow Rising: попурри из Light in the Black, Stargazer, Tarot Woman и Kill the King (которую, как известно, тоже написали во времена Rising и исполняли во время тура в поддержку альбома) звучит здорово, Хэммет неплохо косплеит Блэкмора, а Хетфилд орёт в своё удовольствие. Он даже не пытается петь, как Дио, что в целом правильно - это для него технически невозможно, но в атмосферу выступления он попадает очень точно. Композиция сделана очень в духе "метлы", но очень уважительно к оригиналу, да и вообще идея попурри в таком жанре очень уместна, мне кажется.

На этом я, пожалуй, завершу этот краткий и неполный обзор трибьютов Ронни Джеймсу Дио, представленных на я.музыке. По большому счёту, любой из них можно разок послушать, возможно, вас зацепят какие-то другие треки, а выделенные мной будут с гневом отвергнуты. Более серьёзного внимания требует только This is Your Life, он куда более интересен. И не меньше был интересен первый, ещё прижизненный серьёзный трибьют великому певцу, изданный в 1999 году под названием Holy Dio. Его, увы, нет на стриминге, и это обидно - там был прекрасный состав, пусть и с сильным пауэр-металлическим уклоном (как будто это что-то плохое!).

Но отдельные песни ещё можно наковырять, и хотелось бы закончить статью лучшей композицией с этой пластинки. Я, конечно, субъективен: во-первых, Don't Talk to Strangers это моя любимая вещь у Дио, а во-вторых я люблю Blind Guardian, особенно образца прошлого века. Когда две эти сущности соединились, получился идеальный номер: стремительный, пугающий, с надрывным вокалом Ханси Кюрша. В общем, два куска урана соединились и получился ядерный взрыв. К счастью, трек попал на ремастер Forgotten Tales и всё ещё доступен для всех впечатлительных натур. В общем, будьте здоровы и слушайте музыку!

P.S. Про альбом Dio Йорна Ланде я знаю, но о нём, наверное, надо говорить в контексте кавер-творчества певца вообще, ведь работяга Йорн выпустил уже четыре диска с обработками важных для него песен.