«“…если священник помазанный согрешит и сделает виновным народ, то за грех свой, которым согрешил, пусть представит из крупного скота тельца, без порока, Господу в жертву о грехе, и приведёт тельца к дверям скинии собрания пред Господом, и возложит руки свои на голову тельца, и заколет тельца пред Господом. И возьмёт священник помазанный крови тельца и внесёт её в скинию собрания, и омочит священник перст свой в крови и покропит кровью семь раз пред Господом, пред завесою святилища. И возложит священник крови тельца пред Господом на рога жертвенника благовонных курений, который в скинии собрания, а остальную кровь тельца выльет к подножию жертвенника всесожжений, который у входа скинии собрания. И вынет из тельца за грех весь тук его, тук, покрывающий внутренности, и весь тук, который на внутренностях, и обе почки и тук, который на них, который на стёгнах, и сальник на печени; с почками отделит он это, как отделяется от тельца жертвы мирной; и сожжёт их священник на жертвеннике всесожжения. А кожу тельца и всё мясо его с головой и с ногами его, и внутренности его, и нечистоту его, всего тельца пусть вынесет за стан на чистое место, где высыпается пепел, и сожжёт его огнём на дровах; где высыпается пепел, там пусть сожжён будет”» (Лев. 4:3–12).
Представив тему, Господь открыл Моисею первую из четырёх категорий грешников, которые нуждались в инструкциях относительно того, как они смогут получить прощение, если согрешили.
Стих 3. В первую категорию грешников, рассмотренную в этой главе, входит священник помазанный, или первосвященник. Своим грехом, за который он должен был принести жертву о грехе, он делал виновным народ. Действия первосвященника были чрезвычайно важными. Если он выполнял свою работу согласно Божьим директивам, то пользу получал весь народ: все получали благословения и прощение. Если, с другой стороны, он каким-либо образом согрешал, его грех и осуждение распространялись на всю общину.
За свой грех помазанный священник должен был принести тельца, самую большую и дорогостоящую жертву, какую можно было потребовать. Телец должен был быть без порока.
Стихи 4–10. Большинство действий в процессе жертвоприношения тельца были аналогичны тем, которые требовались при всесожжении. Во-первых, согрешившему священнику было велено принести животное к дверям скинии собрания. Во-вторых, он должен был возложить руки свои на голову тельца. В-третьих, он должен был заколоть тельца (4:4). В-четвёртых, он должен был посредством крови животного провести очищение с помощью тщательно разработанной серии ритуалов. Он должен был покропить кровью семь раз пред завесою святилища, то есть внутри святого места скинии (4:5, 6). Ему также было сказано возложить крови пред Господом на рога жертвенника благовонных курений, который стоял в святом месте перед входом в святое святых (4:7). Остальную кровь он затем должен был вылить к подножию жертвенника всесожжений, который был у входа скинии собрания (4:7). В-пятых, как и в случае «приношения мирной жертвы» (см. 3:14–16), но не приношения жертвы всесожжения, ему было велено сжечь только тук, жирные части животного, на жертвеннике всесожжения (4:8–10).
Стихи 11, 12. Шестое действие в серии отличается от всего, ранее описанного в книге «Левит». В то время как тук приносимого в жертву животного должен был сжигаться на жертвеннике, кожу, мясо, голову, ноги, внутренности и нечистоту то есть всего тельца, надо было вынести за стан и сжечь на чистом месте. Место, где надлежало сжечь оставшуюся часть тельца, называлось местом, где высыпается пепел.
Помимо возможного ритуального значения, сжигание остатков жертвенного животного гарантировало, что священники не смогут извлекать выгоду из неправильного поведения своего коллеги, употребляя в пищу жертвы, принесённые за грехи священников. Им позволялось есть мясо от других жертв за грех (6:24–30; 10:17), но им не разрешалось есть мясо от данной жертвы за грех. Процедура в отношении жертвы за грех священника символизировала то, что священник, возлагая руки на голову животного, отождествлял себя с этим животным и в каком-то смысле переносил свой грех на животное. Когда животное убивалось, телец умирал смертью, которую заслужил грешник.
Кропление кровью в святилище и рядом с ним было своего рода просьбой к Богу принять жертвоприношение животного как очищение за грех священника. Сжигание оставшейся части животного вне стана могло означать, что грех, который был очищен кровью (то есть смертью) животного, был теперь удалён из стана и искоренён, так что община уже не пострадает от последствий греха помазанного священника.
#иудаизм #тора #левит #толкование библии #изучение библии