Золотой век ралли наступил в 50-х, когда в Европе провели первый чемпионат по данному виду гонок. Такое престижное и масштабное мероприятие не прошло мимо глаз руководства советского государства: любой, даже мало-мальский успех представителей СССР мог бы существенно добавить очков отечественному автопрому в глазах потенциальных покупателей из стран Запада. Однако первый блин вышел комом, так как многие наши раллийные автомобили элементарно не доезжали до финиша. И только в 60-х, когда сделали ставку не на «Волги» с «Победами» и «Запорожцами», а серийные «Москвичи», успехи не заставили себя ждать.
Первый советский чемпионат
Он состоялся в последний майский день 1957 года и собрал свыше 100 автомобилей. Ралли было многодневным, поэтому в перерывах участники успевали даже посещать рестораны прямо по ходу гонки! Вдобавок в те годы гонщики не готовили свои «болиды» с командой инженеров-техников, а занимались доводкой машин самостоятельно. Одним словом, почти все держалось на голом энтузиазме…
Раллийщики стартовали в Москве и там же финишировали, но только после прохождения дистанции в 3000 км. Участки гонки нужно было проходить участки с определенной средней скоростью и с за регламентированные отрезки времени, желательно без получения штрафных баллов. На гонку отвели 52 часа, но оказалось, что со временем вышел перебор – экипажи старались проходить отрезки на максимальной скорости и вернулись в столицу на пару часов раньше. Во-вторых, до финишной ленточки многие автомобили не доехали, так как на одном из сложных перегонов банально сошли с дистанции.
ПРИМЕЧАНИЕ.В чемпионате принимали участие как команды, так и индивидуалы. Среди последних были не только профессиональные гонщики, но летчик-испытатель, генерал, доцент и женщина-юрист, которая впервые села за руль едва ли не перед самым началом соревнований. Одним словом, уровень любительский.
Победители первого советского ралли определились не на дистанции, а во время фигурного вождения, проводившегося уже после финиша. Нет смысла приводить давно забытые фамилии пилотов, занявших пьедестал почета. Однако отметим, что впоследствии некоторые из них представляли отечественные раллийные гонки на международной арене. Были как успехи, так и падения.
Динамика развития
В начале 60-х годах пришли к безальтернативному выводу, что ставку нужно делать только на «Москвичи». И такое решение полностью оправдало себя. «Запорожцы» буквально во всех смыслах были слабосильными, а номенклатурно тяжеловесные «Волги» терпели бедствия после прыжков даже на минимальную высоту. Ралли – это вам не паркетено-шоссейные гонки!
Поэтому закономерно, что сборная АЗЛК со временем стала костяком советской раллийной сборной, которая «золота» в общекомандном зачете и не завоевывала, но постоянно присутствовала в тройке лидеров. Как было сказано, случались и позорные провалы.Например, во время престижнейшего ралли Монте-Карло один из «Москвичей»оказался разбитым из-за ошибки экипажа, а не дешевая «Волга» буквально развалилась на комплектующие во время гонки в Греции. Но повторимся: все эти машины были сугубо серийными, в то время как им противостояли «БМВ» и «Мерседесы» с двигателями и комплектующими абсолютно другого класса! Справедливо это было или нет – история умалчивает.
Подвел не только задний привод
Советским раллийщикам первые места в турнирах покорялись нечасто, но периодически они завоевывали вторые и третьи места. Это однозначно помогало главной цели – узнаваемости наших моделей в западных странах. Вдобавок в определенные отрезки времени серийные модели очень ценились в разных уголках мира благодаря очевидной неприхотливости и надежности. А это – увеличение экспорта и престиж страны-производителя!
Однако 80-е окончательно расставили точки на над всеми «и». Вперед вырвался передний привод. Причем как в раллийных гонках, так и городских. Поэтому классическая компоновка «Москвичей» постепенно растеряла свои позиции, отдав пальму первенства заднеприводным моделям Европы и США. Разумеется, новые раллийные конкуренты тоже не были не идеальны, но за ними стояли большие деньги и технические ресурсы. Поэтому только в 2000-х годах авторитет не советских, а уже российских раллийных автомобилей вернулся на достойный уровень.