Дорогие наши читатели, добрые и отзывчивые друзья! Спасибо вам огромное за поддержку взглядов на текущую ситуацию, за поздравления и добрые слова. Это чрезвычайно мотивирует вдохновляет! Я тут подумала и решила сократить количество заимствованных "новодельных" слов в лексиконе. Выступить так сказать в защиту нашего богатого русского языка. И ещё хочу поддержать почин автора канала "Исторические напёрстки" и отказаться от нецензурной лексики.
Конечно, матом разговаривать нехорошо, но надо же называть вещи своими именами! Поэтому просмотр и чтение новостей у нас дома довольно часто сопровождались многоступенчатыми репликами. Постараемся заменить цветастые обороты изысканной бранью в духе девятнадцатого века.
День вчера прошел чудесно! С утра я принимала поздравления с разных городов нашей страны, из разных часовых поясов. Потом мы официально попили чаю с тортиком у мамы Андрея, и я отправилась осваивать свои денежные подарки. Настроена была решительно, поскольку лето почти на носу, а вся моя летняя обувь пришла в негодность. Мои братцы по несчастью - люди, которые знают что такое вальгус и деформация стоп - поймут, что подобрать летнюю обувь это тот еще квест задача не из легких. И я вдруг приняла прямо-таки "бодипозитивное" смелое решение, разрешающее себе быть собой со всеми изъянами ( на самом деле принятие своего физического тела - это не только про лишний вес). Я купила совершенно открытые, очень удобные босоножки, ремешки которых подгоняются по стопе на липучках. Открытую обувь я не носила лет 25 наверное, стеснялась свернутых в сторону пальцев, косточек на суставах. И вот надела и не захотела снимать. И вспомнила нашу с Иринкой коллегу, старшую подругу Ольгу Васильевну: "А сколько той жизни осталось, чтобы себе в этом отказывать?" Чудесные босоножки дополнила парусиновыми кедиками.
На кассе меня застал звонок от Иринки:"С обувью справилась? Чаем меня напоишь?" Вот это сюрприз! Вот для чего нужны друзья, чтобы с утра прыгнуть в электричку и вместе с подарками и плюшками приехать в Рязань со словами:" Я подумала, что тебе чего-то взгрустнулось, вот и приехала". Это так трогательно, прям до слёз!
И конечно мы с Андреем и Ириной устроили обед, плавно переходящий в ужин, под длинные беседы и долгие чае/кофепития до вечера. Наболтались, повспоминали, конечно составили свои прогнозы по ситуации. Приятно, что все мои близкие, люди пережившие 90-ые, совершенно не боятся санкций, словно избавились от нужды жить с оглядкой на "цивилизованный мир". Не случайно у мудрых китайцев кризис обозначается двумя иероглифами: опасность и развитие. Так наверное и есть!
ШуБа дЖо всегда встречают Иринку благосклонно. И даже кокетка-недотрога Басенька приходить посидеть с ней рядом. Небывалая честь для гостей!
А вечером расцвел мой гиацинт. Он оказался ярко-розовым и дядя Жорик пришел его занюхать.
Хочу показать вам один из моих подарков - я нашла пазлы, которые хотела приобрести еще до нового года. Их здорово уценили, потому что картинка специфическая.
Наверняка вы видели эти очень выразительные картинки, их ни с чем не спутать. Плавные, текучие линии, прекрасные женщины, волшебные цветы, смешение мотивов Востока и Запада, витражность контуров, выразительные обрамления в виде арок и цветочных гирлянд — все это знаменитый «стиль Мухи», такой узнаваемый, такой притягательный. Эталон стиля модерн. Картины Альфонса Мухи в наше время известны меньше его эффектных плакатов в стиле ар-нуво, хотя сам автор считал вершиной своего творчества цикл "Славянская эпопея".
Альфонс Муха (1860-1939) чешский художник, родом с юга Моравии. В то время этот исторический регион Чехии принадлежал Австрийской империи. Детство художника прошло в довольно бедной семье: отец служил мелким чиновником и растил шестерых детей. Школьное образование мальчик смог получить благодаря таланту к музыке: он пел в церковном хоре, что давало право учиться в гимназии. При помощи отца Муха устраивается работать писарем, а свободное время посвящает любительскому театру — исполняет роли, рисует декорации и афиши. Вскоре его художественный талант был замечен: 19-летнего художника позвали в Вену создавать декорации для столичных театров. К сожалению, эта карьера завершилась трагедией: в 1881 году в Рингтеатре произошел жуткий пожар, унесший жизни 500 человек. Среди погибших были и коллеги Мухи. Потрясенный художник возвращается в провинциальную Моравию почти без денег. Вскоре судьба снова улыбнулась молодому человеку. Работая портретистом, он знакомится с графом Куэн-Беласи (Eduard Khuen-Belasi) и получает предложение заняться декорированием его фамильного замка. В дальнейшем граф несколько лет покровительствовал художнику и помогал получить профессиональное образование. Вместе с четой Куэн-Беласи Альфонс Муха побывал в Италии, потом два года учился в академии искусств Мюнхена и, наконец, прибыл в Париж в 1887 году. Во Франции Альфонс Муха быстро остался без финансовой поддержки: его покровитель проиграл в карты огромную сумму и застрелился. Обучение на этом завершилось, и началась работа. Художник рисовал постеры и открытки, иллюстрировал журналы, а со временем и более серьезные книжные издания. В этот период он знакомится с Винсентом Ван Гогом (Vincent van Gogh) и Полем Гогеном (Paul Gauguin), а также серьезно увлекается фотографией.
Муха купил свою первую фотокамеру, способную делать снимки 10×15 см, и стал использовать ее не только для съемки себя и друзей, но и фотографирования моделей в нужных ему позах. Не конкурента, но замечательного помощника видел в фотокамере Муха. Художник сам проявлял негативы и наносил на небольшие отпечатки карандашную сетку, чтобы впоследствии перевести изображение в более крупный формат по клеточкам. Фотоархив Мухи насчитывал более полутора тысяч отпечатков, экспонированных пластин и негативов.
Настоящая слава пришла к Альфонсу Мухе благодаря сотрудничеству с легендарной актрисой Сарой Бернар (Sarah Bernhardt). Однажды ей срочно понадобились новые афиши: заказанный заранее вариант не произвел впечатления. Перед новогодними праздниками работать никто не хотел. В типографию пришел один лишь Муха, и всего за одну ночь он сделал черновой вариант будущего шедевра. Когда афиша к пьесе «Жисмонда» появилась на улицах, Муха проснулся знаменитым.
Со временем художник стал настолько популярным, что в обществе появилось понятие «Женщина Мухи» — роскошная, грациозная и чувственная красавица. Помимо афиш, живописец создавал рекламные плакаты и сотрудничал со знаменитым ювелиром Жоржем Фуке. Последнего заинтересовал удивительный браслет, придуманный Мухой для афиши спектакля «Медея». Вскоре фантазия художника получила воплощение в золоте. Украшение назвали «Роза руки», и за ним последовали новые эскизы.
Венцом парижского периода стало участие во Всемирной выставке 1900 года, принесшее Мухе ордена от французского и австрийского правительств.
В 1906 году Альфонс Муха женился на молодой художнице-землячке Марии Хитиловой, которую он сам называл Марушкой. Несмотря на большую разницу в возрасте, этот брак был счастливым. В семье родилось двое детей: дочь Ярослава стала художницей, а сын Иржи — писателем и сценаристом.
Еще до свадьбы новые обстоятельства заставили Муху задуматься над двумя вопросами: как лучше обеспечить семью и где бы взять средства, чтобы тратить время не на рекламные постеры, а на настоящее искусство? Ответом стали регулярные поездки в США, где художник проводил по несколько месяцев в году. Он преподавал, занимался интерьерами, писал портреты, и однажды нашел щедрого покровителя. Им стал богатый филантроп Чарльз Крейн (Charles Crane). Он согласился финансировать масштабный проект Мухи: цикл огромных картин, посвященных истории славянских народов. В него вошли батальные сцены, исторические и религиозные эпизоды из общего прошлого чехов, русских и болгар. Заручившись такой поддержкой, художник возвращается Чехию.
…Для создания столь масштабной работы Мухе требуется поистине огромная студия. После усиленных поисков в 1911 году художник находит подходящее помещение. Это замок Збирог, расположенный между Прагой и Пльзенем. Перестроенный из старой крепости эксцентричным немецким магнатом, замок Збирог представлял собой строения в стиле нового ренессанса. А главное — там были подходящие залы: для «Славянской эпопеи» Муха приобрел холсты максимально возможного размера — 6×8 метров.
Работа растянулась на 18 лет и была завершена к десятилетию провозглашения Чехословацкой Республики. Двадцать грандиозных произведений были пожертвованы Праге, в которой на тот момент не нашлось даже галереи, способной их вместить.
Десять полотен Муха посвятил истории Чехии, остальные десять — истории других славянских народов. Исторические сцены переплетаются с мифологическими видениями, патетика перемежается драматизмом. Ежедневно художник проводит по 9−10 часов на лесах, а жители деревни Збирог принимают в работе над полотнами самое непосредственное участие на протяжении 18 лет — позируют художнику в исторических доспехах и костюмах. Моделью для многих женских персонажей была любимая жена Мухи, Марушка, часто позировали дочь и сын.
Очень интересным был способ, с помощью которого Муха переносил изображение с небольших набросков на громадные холсты. Наброски художник делал акварелью и гуашью. Затем он брал кальку, расчерчивал ее сеткой и сегментами переносил на нее рисунок. Далее вдоль каждой линии рисунка делались маленькие отверстия. Калька прикладывалась к холсту, и по этим отверстиям распылялся уголь, после чего оставалось только соединить получившиеся точки линиями. В качестве основы Муха использовал яичную темперу, а большую часть деталей выписывал маслом.
Картина «Апофеоз истории славянства» стала эффектным завершающим штрихом этого цикла. Несмотря на трагические фрагменты, она исполнена радости и ощущения свободы. В «Апофеозе» Муха использует четыре цвета для отображения разных эпох в истории славянства. Призрачные силуэты в синей дымке в правом нижнем углу полотна символизируют древние времена. Красный цвет преобладает в «средневековом» фрагменте. Мрачные черные фигуры – угнетатели и поработители, от которых страдали славянские народы в разное время. И, наконец, все оттенки желтого и золотого – символ свободы и счастья.
Во время работы над «Славянской эпопеей» Муха много путешествовал по Восточной Европе, вооружившись фотокамерой. Он дотошно перепроверял каждую мелочь и деталь, советовался с историками и штудировал справочники. На этих картинах невозможно найти ни одной неточности в оружии или меблировке, костюмах или даже вышивке.
«Целью моих произведений не было разрушать, а всегда только строить, возводить мосты, так как мы все должны питать надежду, что человечество сблизится. И это сближение будет происходить тем быстрее и проще, чем больше люди узнают друг о друге» — писал Альфонс Муха о своей главной художественной работе.
Благополучная жизнь 78-летнего художника завершилась после захвата Чехии гитлеровской Германией. Поскольку он был известен своим патриотизмом, его задержали и несколько раз допрашивали в Гестапо. Результатом стало воспаление легких и смерть 14 июля 1939 года. Почти восьмидесятилетний старик был замучен фашистами за то, что любил свою родину, воспевал в своих картинах славянский мир, был славянином.
Когда Чехия стала социалистической, Муху на родине сочли буржуазным художником и надолго о нем забыли. Лишь в 1990-е стали проводиться первые выставки, а через некоторое время появился музей Альфонса Мухи. Сейчас произведениями мастера гордятся лучшие собрания мира.
А я буду собирать чудесные пазлы с плакатами Альфонса Мухи, буду думать о нем, буду помнить. Альфонс Муха - художник, который не был великим воином или бунтарем-вольнодумцем, а был человеком, который не предал свой народ, не перечеркнул свои корни, не стыдился славянского происхождения.
Да, сейчас нелегкое время для всех славянских народов, нет мира, нет понимания. Но я думаю, что все эти испытания необходимы. Ничего не бывает в жизни человека, народа просто так. Я в это верю.
#домашний клуб шуба джо
#день рождения
#славяне
#ар-нуво
#альфонс муха