Найти тему
РОКЛЯ

Эпоха Одной секунды

В 2022 исполняется 25 лет "One Second" ("Одна секунда"), шестому студийному альбому #doom/#gothic #metal легенды Paradise Lost (Великобритания).

В этом обзоре проводится подробный обзор альбома, периода группы и gothic сцены на тот момент, а также влияние альбома на последующее творчество #Paradise Lost.

Ранее творчеству этой группы были посвящены обзоры "Чумной дух" и "Вера и Ничтожество".

оригинальная обложка альбома
оригинальная обложка альбома

базовый материал Леонида Кочанова

"One Second" можно считать заключительным в переходной трилогии, берущий начало с "Icon" (1993), когда группа, отказавшись от extreme metal двух первых альбомов, начала линию довольно однообразного gothic.

Альбом стал вторым для записавшего его состава: Nick Holmes — вокал, Gregor Mackintosh — ведущая и акустическая гитара, клавишные, сэмплы, программирование и бэк-вокал, продюсер, Aaron Aedy — ритм-гитара и акустическая гитара, Stephen Edmondson — бас, и Lee Morris — ударные и перкуссия.

Paradise Lost в 1997
Paradise Lost в 1997

В целом, настроение и структура альбома остались таким же, как на двух предыдущих релизах: большое количество небольших по продолжительности песен, однообразные аранжировки, общая атмосфера обаятельной меланхолии, и некоторое количество проходного материала на фоне нескольких хитов.

И все же, "Одна секунда" выглядит интереснее двух предыдущих релизов, то есть, несмотря на эксперименты, заметен рост группы. По сравнению с довольно вялой "Иконой" и монотонными "Драконовскими временами" (1995), где количество хитов и посредственности находилось в соотношении 50/50, здесь ситуация обстоит лучше. Количество проходных песен заметно снизилось, Ник Холмс сделал очередной шаг вперед в развитии пения чистым голосом, а уровень технического и композиторского мастерства также заметно вырос.

Несмотря на это, в глазах большинства "Icon" и "Draconian Times" так и остались эталонами звучания группы, а вот "One Second" наоборот, стал восприниматься как некий шаг к пропасти, случившийся с группой в 1999 году. Нам кажется, что это связано с полным отходом группы от metal именно на этом альбоме - эксперимент показался поклонникам слишком радикальным. Для консервативных поклонников группы, у которых Paradise Lost навсегда останутся первопроходцами в doom, новое gothic rock звучание с танцевальными мотивами и радио-форматной ориентированностью оказалось неприемлемым. От metal здесь не осталось совсем ничего: барабаны теперь звучат не тяжелее, чем в pop музыке, исчезли тяжелые гитарные риффы, а в голосе Ника Холмса нет и тени от былой агрессии, а появляется меланхолическая задумчивость и "девчачья" чувственность. Клавишные стали играть ключевую роль – и остается только в очередной раз удивиться, почему группа не стала привлекать клавишника на постоянной основе.

Альбом встречает слушателя без преувеличения гениальной обложкой, идею которой подал известный в рок-кругах фотограф Росс Хэлфин. Лицо глубокой старухи на темном фоне, омраченное глубокой скорбью от осознания мгновенно пролетевшей жизни – такой простой и гениальной гармонии между названием и оформлением альбома, кажется, больше нет.

обложка сингла "True Belief’97"
обложка сингла "True Belief’97"

Выходу альбома предшествовало три сингла.

Первый из них – "True Belief’97" созданный исключительно с promo целями во Франции включал в себя перезаписанную версию "Настоящей правды", кавер на The Smiths и интервью с Холмсом и Макинтошем. Вдобавок ко всему, музыканты приняли решение поместить на этом же сингле ту же "True Belief" и в инструментальной версии.

обложка сингла "Say Just Words"
обложка сингла "Say Just Words"
обложка сингла "One Second"
обложка сингла "One Second"

Следующие синглы, названные по двум самым раскрученным песням "One Second" и "Say Just Words", получились очень разными. Если на "Say Just Words" любитель раритетов найдет только сокращенную радио-версию заглавной песни, то вот на сингле "One Second", помимо очень интересного ремикса одноименной песни, разместились больше нигде не издававшиеся песни – "The Hour" и "Slave", представляющие собой чистый synth-pop, и намекающие на следующий альбом.

В основной трек-лист альбома включено 12 песен.

1. Открывает альбом заглавная "One Second", ставшая в последствии одним из главных хитов группы. Все признаки нововведений в звучании здесь налицо: гитары ушли на задний план, ритм-секция облегчена, преобладает навязчивый танцевальный ритм, а клавиши создают атмосферу, являясь одним из основных инструментов. Голос Ника Холмса заметно смягчился – теперь вместо агрессивного пения "под Хэтфилда", Ник поет в "готично" отстраненной, чуть меланхоличной манере, кем-то метко прозванную "холодной решимостью самоубийцы". Сама песня является gothic rock хитом, да к тому же с гениальным текстом, заставляющим вспомнить каждого из нас об "односекундном" погружении в самые мрачные мысли и чувства.

2. А следующая "Say Just Words" и вовсе стала самой известной песней из не-тяжелого периода группы и чуть ли не обязательной "закрывашкой" почти для каждого концерта. "Просто скажи слова" представляет собой танцевальную pop-rock gothic композицию – в таком духе вслед за Paradise Lost вскоре заиграют и их коллеги из Tiamat и Lake of Tears. С одной стороны, эта песня мало чем отличается от сотен, если не тысяч других танцевальных тем, с другой – для вечных пессимистов из Потерянного рая, на тот момент это звучало очень необычно и свежо.

3-4. Следующие за этим "Lydia" и "Mercy" в значительной деле несут в себе эксперимент со звучанием гитар и синтезаторов, который спустя всего 2 года выльется в шокировавший практических всех фанатов группы следующий альбом "Host". Это звучание, явно напоминающее Depeche Mode, звучит интересно, но не особо запоминается даже после нескольких прослушиваний, так что альбом немногое бы потерял, если лишился одной из этих песен. "Lydia" исполнилась только в туре в поддержку альбома, а "Mercy" последний раз звучала со сцены в 2003 году.

5. "Soul Courageous" - такой же незатейливый танцевальный pop-rock с простеньким текстом. После первых двух песен именно она является самым частым гостем в сет-листах группы – в последний раз со сцены она звучала в 2014. Кстати, это единственная песня с этого альбома, которую группа зачем-то решила "оркестровать", затеяв в 2014 совместный концерт с симфоническим оркестром. Почему для этой цели была выбрана едва ли не самая не подходящая песня на альбоме, остается загадкой – куда интереснее было бы послушать в таком качестве "Take Me Down" или "Disappear".

6. А вот "Another Day" куда интереснее. Песня просто является саундтрэком к нескончаемым серым будням, от которых чувствуешь все больше и больше опустошения. "Другой день" является настоящим гимном переходного периода от беззаботно-мечтательной юности к суровым будням реальности, где все, куда ни брось взгляд, кажется серым и заурядным. Именно эта песня, пожалуй, лучше всего отражает концепцию и настроение всего альбома. Оттого и странно, что она никогда не исполнялась на концертах.

7. "The Sufferer" выполнен практически полностью в ключе следующего альбома: гитар мало, только беспрерывно звучащие синтезаторы, на фоне которых Ник Холмс почти речетативом произносит беспрерывные меланхоличные монологи. И только живые ударные напоминают о том, что это все-таки rock. Данная песня периодически игралась в туре в поддержку альбома, и в концертном варианте звучит куда интереснее, чем в студийном.

8. А вот "This Cold Life", благодаря своему драйву, относится к безусловной удаче группы. Смиренная и подавленная атмосфера туманных берегов Альбиона, замечательное чистое пение Холмса и эмоциональное соло Макинтоша в конце отлично украшают этот хит. Эта песня никогда не исполнялась на концертах после 2000 года.

9. "Blood of Another" выполнена в похожей танцевальной манере, но запоминается послабее. Как и многим песням Paradise Lost, ей не хватает атмосферности, а из-за слишком простой структуры возвращаться к ней не хочется. Неудивительно, что по окончании тура эта песня навсегда исчезла из сет-листов группы.

10. А вот "Disappear" можно смело назвать самой красивой песней за всю историю команды! Укутанная с ног до головы в красивые клавишные пассажи, эта полубаллада представляет собой великолепный образец красивой и романтичной готики, где атмосфера бесконечной грусти вдруг сменяется светлой печалью и спокойным созерцанием. В последний раз песня звучала на концерте в Лондонской Астории в канун 2001 года.

11-12. Две заключительные песни альбома ни разу не исполнялись на концертах, хотя являются настоящими студийными удачами. "Sane" - среднетемповая песня с прекрасной, холодно-готичной атмосферой, а завершающая альбом "Take Me Down" может смело претендовать на статус самой необычной песни группы за всю их историю. Столь гипнотически и атмосферно группа не звучала больше никогда. Воздушное звучание синтезаторов, полное отсутствие ритм-секции, обволакивающее пение Холмса и атмосфера потустороннего, ирреального мира – за эти 5 с половиной минут группа максимально близко приблизилась к атмосфере медитации, которое в том же году в рамках целого альбома достигли их коллеги Tiamat, "улетев" вместе с поредевшими поклонниками в том же году в мир ирреальных грез и фантазий на альбоме-сне "A Deeper Kind of Slumber".

Обзор этого альбома сделан в статье "В объятиях глубокого сна" .

Таким образом, весь альбом можно поделить на три неравные части: костяк его составляют gothic rock (1,6,8,10), часть – легкий, танцевальный pop-rock (2,5,9) остальные песни – разной степени удачности эксперименты, еще дальше уводящие группу от роковых корней к далям легковесного synth-pop. Более переходного альбома группа в своей истории, пожалуй, больше не записывала, и все же, благодаря своеобразной атмосфере и налету легкой меланхолии альбом обретает неуловимую цельность, напоминая, все же, больше цельное музыкальное полотно, чем сборник песен.

На песни "One Second" и "Say Just Words" были сняты клипы.

Клип на одноименную альбому песню представляет собой незамысловатую концертную компиляцию.

Клип на "Say Just Words" представляет собой красивый, но малопонятный набор окологотических кадров, смысл которых остается загадкой. Впрочем, достаточно вспомнить, например, клипы на "Unforgiven" Metallica, или "Cold Seed" тех же Tiamat, чтобы понять: тогда клипы с такой режиссурой были в тренде.

На японском издании альбома были размещены три бонус-трека, два из которых являлись каверами.

Также одна песня, под названием "I Despair", вышла только в США и на переизданиях альбома. Песня представляет собой довольно простую, типичную rock композицию, микс которой почти полностью "утонул" в гитарных синтезаторах. А вот из второй песни, "Cruel One", вышел на удивление бодрый и зажигательный танцевальный рок.

"How Soon is Now?", кавер на едва ли не самую известную пеню популярную в 1980-х в Британии группы The Smiths, представляет собой синтезаторный гитарный рок (как, собственно, и в оригинале), но с добавлением фирменной для группы толики занудности. Аналогичная ситуация обстоит и с кавером на Stillborn "Albino Fogged in Black", но звучит она более мрачно и авангардно. Вообще, хоть обе песни и выполнены в стилистике Paradise Lost того периода, чужеродность материала при прослушивании чувствуется сильно.

Ну и отдельно хочется сказать о ремейке одноименной песни. Группа изменила свою песню просто до неузнаваемости: длина композиции увеличилась в два раза, структура песни оказалась перетасованной, а большая ее часть превратилась в синтезаторный инструментал. И без того сильная песня превратилась в настоящий маленький шедевр, который должны оценить все поклонники группы.

Лирика на альбоме стандартна для Ника Холмса: бесконечный набор глубоко меланхоличных образов, словно написанных человеком, находящимся в состоянии глубокого душевного упадка. Помимо потрясающей лирики к заглавной песне, особенно стоит отметить яркие поэтические образы в таких песнях как "This Cold Life", "Disappear", "Another Day", где характерные для Холмса сложные обороты переплетаются с туманно-мрачными образами. Пика этой самой мрачности автор достигает на "The Sufferer", лирика к которой является самой настоящей предсмертной запиской.

Грэг макинтош и Ник Холмс на обложке журнала "Metal Hummer" за июль 1997
Грэг макинтош и Ник Холмс на обложке журнала "Metal Hummer" за июль 1997

Несмотря на то, что значительная часть поклонников true metal отвернулась от группы именно после этого альбома, продавался "One Second" примерно также хорошо, как и предыдущий альбом. И хоть в Америке интерес к группе именно тогда значительно упал (31 место в чартах, вместо 16), в остальном мире группа не утратила, а где-то даже упрочила свою популярность - сказался растущий спрос на субкультуру gothic, захлестнувшую Европу в конце 1990-х - начале 2000х.

После выхода альбома группа отправилась в очередной тур, сыграв в 1997-1998 в общей сложности 70 концертов. Открыв тур в родном Лондоне 13 июля 1997 года, группа исколесила всю Европу и впервые приехала в Россию, дав 6 марта 1998 свой первый концерт в Москве, в легендарной Горбушке. Из раннего периода группы прозвучала только обязательная "As I Die", а вот последнему альбому группа уделила повышенное внимание, сыграв с него в общей сложности аж 8 (!) композиций, 5 из которых за все последующие приезды в Москву больше никогда не игрались. Также это был единственный сэйшн группы в Москве, на котором исполнялись песни "Dying Freedom", "Remembrance" и "Shadowkings". К сожалению, профессиональных записей этого концерта в свободном доступе не сохранилось, хотя по Сети и "гуляет" сомнительного качества бутлег.

Несмотря на то, что концерты Paradise Lost редко насыщены какой-либо шоу-составляющей, именно в этом туре музыканты сделали исключение, подобрав индивидуальный видеоряд практически к каждой исполняемой песне.

обложка видео-релиза
обложка видео-релиза

Как это выглядело, можно увидеть благодаря съемкам, сделанным на концерте в Лондоне 26 января 1998, и позже вышедших на видео "One Second Live".

С переизданием на двойном CD в 2017, к своему 20-летию, альбом обрел новую жизнь: кроме обновленного оформления и оригинального ремастированного материала, на втором диске была размещена также ремастированная, выше обозначенная концертная запись, ранее доступная только в формате видео.

На оформлении переиздания цветовая гамма смещена в фиолетовую часть спектра.

обложка переиздания
обложка переиздания

Влияние этого альбома заметно и на последующем творчестве Paradise Lost.

Заметно оно и за пределами metal культуры. К примеру, на просторах Сети можно обнаружить необычный акустический кавер на заглавную песню.

Ник Холмс, 2017: "Этот альбом был очень существенным уходом в сторону в сравнении с альбомом "Draconian Times" (1995). "One Second" стал началом очень экспериментального этапа в нашем творчестве: удачном или не очень - это уже не нам судить. В любом случае, "One Second" стал краеугольным камнем в судьбе нашей группы, чья история длится уже почти 30 лет".

Те, кто ценят этот альбом и сегодня, как правило отмечают его креативный компонент, здоровую экспериментальность, творческий выход за собственные рамки.

Prisoner of the Void, Darkside.ru (орфография автора сохранена, публикуется с сокращениями): "До этого альбома Paradise Lost были ограниченны жанром Doom Metal и по этому они не могли показать все свои сильные стороны. Для многих, начиная с этого или может предыдущего альбома, Paradise Lost умерли, как группа, но по мне One Second стал новым рождением, рождением группы на порядок лучше, чем старый Paradise.
Нет, я люблю Doom, но считаю, что творчество Paradise Lost начиная с альбома One Second лучше, чем до него. Так вот, о сильных сторонах: появилось сбалансированное сочетание синтеза, клавишных и гитар. Вокал Ника Холмса стал спокойным, завораживающим, как сказал кто-то “в голосе слышна холодная решимость самоубийцы”, мне по душе эта перемена. Поэзия того же Холмса тоже очень хороша, песня One Second вообще гениальна с поэтической точки зрения. Ритм песен стал медленнее, что тоже не потеря, а находка.
Единственное что стало хуже так это то, что нету песен с меняющимся ритмом и мелодией как в раннем творчестве, но найденное ценнее потерянного. Зато все остальное просто прекрасно. One Second один из лучших альбомов Paradise Lost, я рекомендую его всем, кроме слишком уж ярых фанатов старого Paradise".

В контексте всего творчества Paradise Lost, альбом "One Second" воспринимается как один из лучших, ставший уверенным и интересным переходным периодом от металла к экспериментальному року, с сильным влиянием тенденций того времени.

Кто бы мог подумать, что на этом группа не остановится в экспериментах, и, пойдя дальше своих коллег из Tiamat, в следующий раз выпустит работу, вообще не имеющую отношения к рок-музыке. Но пока что, в 1997-1998, у Paradise Lost продолжалась эпоха Одной секунды...

обложка российского кассетного издания альбома с типовым оформлением для серии металл-альбомов
обложка российского кассетного издания альбома с типовым оформлением для серии металл-альбомов