5 лет назад, в июне 2015, вышел 14-й альбом британской doom/gothic группы Paradise Lost "The Plague Within".
Сразу оговорюсь, что мой интерес к данной группе носит фрагментарный характер, и я не являюсь таким большим поклонником этой, безусловно великой, команды, так, как например, Deep Purple, Iron Maiden или Tiamat, поэтому мои рассуждения могут носить местами весьма поверхностный характер.
Из 4-х альбомов раннего периода выделю недооцененную, как мне кажется, песню "No Forgiveness".
Классический альбом "Draconian Times" (1995), на мой взгляд, немного переоценен, но, безусловно, это очень сильная работа группы.
А вот "One Second" (1997) - первый альбом, который я могу слушать почти от начала до конца (за исключением пары проходных песен), он является №3 в моем рейтинге альбомов Paradise Lost.
У альбома "Host" (1999), наверное, есть немало поклонников, но, по моему мнению, его материал не имеет отношения к рок-музыке, а потому мной не оценивается.
Альбом "Believe in Nothig" (2001) - второй альбом, который я слушаю от начала до конца, №2 в моем рейтинге альбомов группы.
На альбомах десятилетки 2002 - 2012 есть сильные песни, но они вполне могли бы составить один солидный релиз.
В целом, для меня этот период группы - создание монотонных, скучноватых альбомов, в которых на 2-3 сильные песни приходится в 2-3 раза больше проходного материала.
Не стал исключением и альбом "Tragic Idol" (2012), который почему-то очень высоко оценили поклонники группы.
А вот "The Plague Within" стал для меня революционным прорывом группы, и №1 в дискографии легенд gothic metal.
далее базовый материал: Леонид Кочанов
В 2015 году Paradise Lost, находившаяся долгое время в творческом застое, умудрилась неожиданно выпустить едва не лучший альбом в своей истории, на котором музыканты вернулись к своим корням.
Олдскульному настрою музыкантов, возможно, способствовало участие лидеров группы в сайд-проектах.
Так, незадолго до записи альбома Ник Холмс вспомнил, как петь гроулом на альбоме Bloodbath «Grand Morbid Funeral», а Грэг Макинтош на тот момент успел записать уже 2 альбома со своей группой Vallenfyre, играющей сырой doom/death наподобие самого раннего творчества Paradise Lost.
Обложку для альбома нарисовал известный польский художник Збигнев Беляк, о творчестве которого упоминалось в статье «Откровения проклятых». Впервые, чуть ли не со времён "One Second", группа смогла сделать для своего альбома красивый и смысловой artwork.
"The Plague Within" был записан в лондонской Orgone Studios и вышел 1 июня 2015 года в Европе, а днём позже - в Северной Америке на лэйбле Century Media Records.
1. Уже первые секунды «No Hope in Sight» заставляют как следует встряхнуться и подумать: «Это Парадайзы? Они правда так могут?»
Вязкий резкий звук, тяжёлые риффы, низкий гроулинг Холмса возвращает нас в славные времена «Gothic» (1991), а его мастерский переход на чистое пение живо напоминает о временах «One Second» (1997).
Песня стала первым синглом альбома, который вышел в апреле в виде лирик-видео.
Это хит в чистом виде, с которого группа открывала все концерты тура, стал триумфальным, хоть и малозамеченным, возвращением группы в русло основателей мрачнейшего doom.
2. Следующая за ней «Terminal» удивляет дважды. Во-первых, тем, что перед нами – скоростной боевик в духе «Once Solemn» и «Painless», таких вещей у группы очень мало. Во-вторых, лирикой, которая в кои-то веки представляет собой не меланхоличную монотонность, а мотивирующий текст (что в принципе удивительно - ведь обычно позитив и Paradise Lost – вещи несовместимые).
Прекрасный, драйвовый номер, к сожалению, редко звучавший на концертах.
3. Прекрасный образец тяжелой среднетемповой баллады с сентиментально-трагическим настроем и почти эпическим размахом. «Eternity of Lies» выполнена в куда более мягком духе того же «In Requiem» (2007), но с куда более захватывающей атмосферой, достигаемой за счёт потрясающей партии клавиш и женский бэк-вокалом Хизер, девушки Грэга Макинтоша.
По словам Ника Холмса, было сделано около 15 версий этой песни, из которой группа выбрала лучшую.
4. «Punishment Through Time». Пожалуй, самая непримечательная, хотя и вовсе неплохая песня. Это незамысловатый готический боевик в духе «Draconian Times» (1995), в которой Холмс поёт в манере Джэймса Хэтфилда.
5. Претендент на самую олдскульную песню альбома. Канонический doom, отдающий влиянием первой волны дума а-ля Candlemas, а порой и самих Black Sabbath. По словам музыкантов, «Beneath Broken Earth» была записана самой последней. Также, песня претендует на звание самой медленной композиции группы.
Именно благодаря ей музыканты окончательно настроились на думовую стезю, записав спустя 2 года интересную, но чересчур однообразную «Medusa» (2017), где почти все песни были выполнены в таком же ключе.
6. Идущая следом «Sacrifice the Flame», является, по-моему, самой недооценённой песней альбома. Нехарактерное для группы басовое интро вкупе со струнно-скрипичным аккомпанементом создаёт несвойственную группе средневековую атмосферу, которой пропитана вся песня.
7. «Victim of the Past». Впервые эта песня была сыграна на уникальном концерте с симфоническим оркестром в польском городе Пловдив 20 сентября 2014 года.
По словам музыкантов, это был первый случай со времён дебютного «Lost Paradise» (1990), когда группа играла новую песню до выхода альбома. На столь замечательном альбоме «Жертва прошлого» выглядит единственной песней, подходящей под определение «крепкий середняк». Это просто добротная песня в духе группы, одинаково хорошо звучащей что в альбомной, что в оркестровой версии.
Хотя, если группа когда-нибудь решат повторить эксперимент с оркестром, мне бы с «The Plague Within» больше всего хотелось бы услышать, все же, «Eternity of Lies».
8. А вот и главный сюрприз! Жесткая «Flesh From Bone» способна шокировать любого поклонника группы, какой-бы период творчества он больше не любил. Удивившее многих заявление музыкантов о том, что в «новом альбоме будут элементы death» оказались не пустыми словами, и эта песня их подтверждает.
Местами песня звучит то как ранние Deicide, то как поздние Behemoth, и претендует на звание самой быстрой песни группы.
9. Следующая за «Плотью из кости» «Cry Out» и вовсе переворачивает вверх тормашками представление о «Потерянном рае» как о музыкантах, пишущих исключительно мрачную музыку. Эта песня является самым настоящим приветом стадионному glam 80-ых с оттенками классического metal.
Единственная своём роде «весёлая» пеня группы, в котором Холмс открывает очень интересную «апатичную» манеру пения, которая будет крайне удачно «ввернута» в два последующих альбома группы.
10. Завершает альбом, на мой взгляд, самая атмосферная песня в истории группы. «Return to the Sun» словно вобрала в себя лучшее, то есть в творчестве Paradise Lost: потрясающие переходы Холмса от жесткого гроулинга к трогательному чистоголосому пению, фирменные «плачущие» соло Макинтоша, атмосфера уныния и безысходности, сложная для понимания лирика…
Блестящее завершение этого потрясающего альбома.
"The Plague Within" - это тот редкий случай, когда на альбоме размещены интересные бонусы.
По словам группы, эти песни нравятся музыкантов не меньше тех, что вошли на альбом, но их решили поместить бонусами, посчитав, что они не вписываются в концепцию альбома.
Грустная «Fear of Silence» выполнена больше в духе предыдущего альбом «Tragic Idol» (2012). Запоминается за счёт бесконечно грустного пения Ника и фирменной заунывной атмосферы.
Агрессивная «Never Look Away» здорово напоминает смягченную версию «Terminal», и одновременно с этим свежий «Obsidian» (2020).
По мнению автора, эти 2 песни хоть и не являются откровенно проходными, все же не вписываются в общую концепцию пластинки.
Тематически альбом вращается вокруг того, что символически изображено на обложке новой пластинки — сумасшествие. Глядя на рисунок, мы видим распад тела и психики, тщетную борьбу личности с болезнью, страх будущего и смерти измученного человека, его попытку отсрочить собственную погибель, выбрав пребывание в иллюзиях…
Представляется, что и образное название ("Чумной дух") говорит не об инфекции, а о разложении и гибели, заложенном во всем живом, и вызывающих неизбежную рефлексию у представителей тяжелых жанров.
И все же, возвращение к корням, которое так трепетно ждали все олдскульные фанаты группы со времён "Host" (1999), прошло мало замеченным.
Почему? На мой взгляд, дело тут в двух факторах. Первый – в некой переоцененности группы, за счёт которой на каждый, даже откровенно слабый лонгплей «Парадайзов» находилось достаточное количество желающих вознести очередной релиз до небес. И второй – в поразительной плодовитости группы, которая иногда играет с ней плохую службу (сильные альбомы остаются в тени слабых).
Завершив череду экспериментов с выходом «Symbol of Life» (2002), группа выпустила целых 4 альбома, хоть и выполненных в стиле «ни рыба, ни мясо», но на каждом из них находилось множество отголосков предыдущих работ группы – от «Shades of God» (1992) до «One Second» (1997). Для многих поклонников группы это великолепие отчасти затерялось в неустанной череде релизов.
А жаль – любая песня с "The Plague Within" значительно превосходит как откровенно застойные альбомы десятилетия 2002-2012 гг., так и последовавшие за ней как интересный, но чересчур однообразный альбом «Medusa» (2017), так и неплохой, но лишенный изюминки «Obsidian» (2020).
Удался на "The Plague Within" и звук – продюсер Jaime Gomez Arellano, известный по работе с Ghost и Cathedral, выставил плотный и атмосферный саунд в противовес более жидкому звуку, что можно услышать к примеру, на альбоме "In Requiem" (2007).
Игра всех музыкантов, разумеется, остается на самом высшем уровне, хотя особое предпочтение я бы отдал Холмсу, играющему голосом настолько умело и ярко, что становится сложно подбирать комплименты. Лирика маэстро как всегда многослойна и сложна для понимания без хорошего знания английского языка, хотя фирменное «упадническое» настроение тут, в общем-то, точно такое же, как и на любом другом релизе группы.
Ник Холмс: "На нём много дэт-метала, много там и готик-метала, и даже песен, похожих на темы из 2000-х годов. Это настоящее месиво из разнообразного PL, и это работает. Есть несколько песен, которые могли бы быть написаны в 1989, несколько реально олдовых дум-дэт песен, которые удивят пару-тройку человек, когда те их услышат".
"В этот раз мы хотели подойти к новому альбому по-другому, скрестив САМЫЕ ранние дни группы и последние несколько лет.
Мы сочинили очень мрачный, хоть и мелодичный альбом, и в этот раз во многих песнях определенно ощущается привкус дэт-метала, чего мы не делали в PARADISE LOST очень-очень давно".
Тур в поддержку альбома стартовал в мае 2015 года и растянулся на 2 года, в аккурат до записи следующего диска. В сет-листе группа играла стандартные хиты, которые были разбавлены несколькими песнями с «Чумы». Чаще других игрались «No Hope in Sight», «Eternity of Lies», «Beneath Broken Earth», «Flesh From Bone» и «Return to the Sun», остальные песни так или иначе также звучали на концертах.
Исключительными концертами в тот период стали 2 шоу, в апреле и июне 2016 года: в Голландии, и на французском фестивале Hellfest соответственно, на которых группа целиком сыграла подзабытый классический альбом «Gothic» (1991), с которым часто сравнивали «The Plague Within».
15 июня 2016 года барабанщик группы Эдриан Эрландсон объявил о том, тот покидает группу в связи с занятостью в других проектах. Его место занял финский драммер Waltero Vayrynen, отыгравший первую часть тура в качестве сессионного музыканта. На момент присоединения к группе ему было всего 20 лет.
В мае 2017 года группа посетила Россию. Помимо традиционных шоу в Москве и Санкт-Петербурге группа заглянула в Екатеринбург.
На тот момент группой уже был записан следующий студийный альбом, а тур был на исходе – отчего неудивительно, что в сете с этого замечательного альбома были оставлены только 4 песни.
Андрей Кочанов: "Мой первый концерт Paradise Lost в мае 2017 - несомненно, лучший из концертов, увиденных мной в том году. Несмотря на то, что конкуренцию ему могли составить и Deep Purple с новой программой, и Черный кофе и ДДТ с ностальгическими турами, и даже Мумий тролль, яркость выступления англичан оставила статичные выступления остальных команд далеко позади.
Материал с шедеврального "The Plague Within" здорово гармонировал с ранними и поздними вещами, и был исполнен ярко и мощно. Самые яркие впечатления концерта - «No Hope in Sight», «Return to the Sun» и "One Second", хотя и все остальные вещи слушались отлично. Не хватило буквально одной - почти любой! - песни с нового альбома".
Уже отмечалось, что следующий альбом, "Medusa" (2017), хотя и слушается интересно, но довольно монотонен и явно уступает своему предшественнику.
Наиболее яркой композицией с него можно назвать "The Longest Winter".
Таким образом, альбом "The Plague Within" стал чуть не главным сюрпризом уходящей эпохи alternative metal, проживающего явный спад. Уникальность «The Plague Within» состоит в том, что группа, находящаяся в долгом застое, умудрилась записать едва ли не сильнейший альбом в олдскульном металле за всё истекшее десятилетие. Он подойдёт ценителям doom/death, независимо от своего отношения к группе.
It's a Battle...