"Страшно далека я от народа", - подумала королева Мария-Антуанетта и решила что-то с этим делать.
Надо сказать, в XVIII веке европейская аристократия как раз повально увлекалась пасторалью во всех её проявлениях. Элегантные дамы томно вздыхали по "прелестям истинной деревенской жизни", наряжались в пастушек (точнее, в то, как пастушки выглядели в представлении этих самых дам) и даже ходили на экскурсии в коровники. Чтобы, так сказать, отдохнуть душой от городской суеты. А после - вернуться в свои роскошные гостиные и обсудить, как же славно побыть в истинной гармонии с природой.
Самые состоятельные даже выстраивали около своих замков специальные дома "в деревенском стиле". Мария-Антуанетта как раз узнала, что принц Конде обустроил у себя в Шантийи целую мини-деревушку. Аккуратные домики под соломенными крышами. Хорошенькие крестьяночки подают чай в изящных сервизах, пока хозяин наслаждается "сельской жизнью"... Красота!
"Мне надо так же, только лучше", - поняла Мария-Антуанетта и распорядилась построить в Версале Hameau de la Reine - "Деревню королевы".
К задаче подошли по-взрослому. Архитектор Ришар Мик перечитал труды Жан-Жака Руссо с его "назад к природе", вдохновился и приступил к созданию "настоящей и гармоничной" деревни. Она должна была быть не только реалистичной, но и эстетически безупречной. Художники рисовали эскизы, инженеры ломали голову над устройством коммуникаций...
Итогом стал кукольный "хуторок" из 11 домиков с озером, водяной и ветряной мельницами, молочной фермой, голубятней, курятником, теплицей и даже непонятно зачем маяком. Кругом разбили клумбы и огороды, виноградники, высадили тысячи фруктовых деревьев.
Фасады домов тщательно задекорировали под старину - как будто дерево уже потемнело от времени, а штукатура местами осыпается. Правда, внутри "крестьянские избушки" имели вполне добротный паркетный пол, лепнину на стенах, зеркала и камины. А в доме, в котором должна была "находить пристанище" сама Мария-Антуанетта, солому просто накидали поверх нормальной черепичной крыши. Правильно, а ну как солома протечет во время дождя и королеве причёску испортит
Какая же деревня без крестьян? Крестьян в Амо-де-ля-Рен тоже завезли. Отмыли, нарядили и стратегически распределили по местности. Кто-то же должен был ухаживать за грядками.
В общем, на реальное крестьянское поселение это походило мало. Но Мария-Антуанетта хлопала в ладоши от восторга. Теперь она то и дело радостно объявляла, что устала от тягот городской жизни и уходит в деревню. Королева переодевалась в "крестьянскую" одежду (на деле просто чуть меньше драгоценных камней, чем обычно) и принималась с энтузиазмом "помогать" доить коров и стричь овец. Ещё ей нравилось приглашать в Амо-де-ля-Рен близких друзей и устраивать там танцы на свежем воздухе. А если портилась погода, всегда можно было укрыться под черепичной-соломенной крышей и поиграть в бильярд. В общем, хорошо жить в деревне! Пусть и игрушечной.
...Во время Великой французской революции Мария-Антуанетта сложила голову, а Амо-де-ля-Рен оказалась заброшена. Через несколько лет Наполеон I распорядился снести деревню, но это так и не было сделано. А ещё через несколько лет император решил реконструировать её и подарить ее своей супруге. Но после отречения Наполеона про Амо-де-ля-Рен опять все забыли. И только в конце XX века французские власти озаботились её реставрацией.
Сегодня восстановленная "Деревня королевы" открыта для посетителей.