Я сижу в самолете и держу в руках фотографию. Главный герой вспоминает слова своих родителей:
"Сынок, ты не такой как все. Ты рожден для подвига".
Как оказалось, они были правы.
Самолет терпит крушение и падает в океан. Вокруг ничего.
Нет, подождите, тут маяк. Делать нечего, нужно плыть туда.
Захожу туда и тут же включается свет. Передо мной статуя неизвестного мужчины и, судя по всему, его цитата:
"Ни богов, ни королей. Только человек".
Как интересно...
Внизу маяка - батисфера для погружения на дно и, удовлетворяя свое любопытство, я захожу в нее и дергаю рычаг.
Спуск начинается, а перед моим взором возникает экран, с которого ко мне обращается некий Эндрю Райан.
Уж ни его ли статуя встретила меня здесь?
Мужчина задает мне вопросы - имеет ли человек права на то, что зарабатывает своим трудом?
Во многих столицах мира - заработанное по праву либо принадлежало бедным, либо Богу, либо делилось равно перед всеми. Но такие ответы не устроили Эндрю Райана и он создал свой город на дне океана.
Восторг...
Вот, что я испытываю, когда Райан с придыханием в голосе называет свой город и перед нами расстилается удивительная картина. Огни мегаполисов на дне океана.
Красивое и завораживающее зрелище.
Восторг - это первое чувство, что я испытала, начав играть в эту игру.
Тогда, в 2012 году, я еще не знала, что в последствии, первый Bioshock станет одной из моих любимейших игр, которую я пройду не раз и не два.
Но сегодня, когда игра пройдена мною в седьмой раз, я хочу сделать на нее обзор и, тем самым, открыть серию обзоров на любимые игры.
Итак, сегодня я познакомлю вас с первой частью игровой серии Bioshock, расскажу о своих впечатлениях, сюжете и о том, почему в нее стоит сыграть самому.
1) Атмосфера. Графика. Музыка.
Начнем пожалуй с общих черт игры, с того, что меня впечатлило.
Создатели Bioshock явно знали, на что стоит надавить, чтобы игра мне понравилась.
Bioshock встречает нас тайной, мистикой и, что особенно нравится мне, антиутопией.
Город на дне океана. Золотая мечта, ставшая катастрофой.
Я помню, как меня потряс монолог Эндрю Райана в начале игры и когда он произносит слово - "Восторг", а экран исчезает, открывая нам вид на город, это чувство захватывает меня с головой и даже заставляет ахнуть.
Да, графика. Она хороша даже в версии без ремастеринга.
Да, по сравнению с сегодняшними технологиями она состарилась. Но состарилась со вкусом.
Как дорогое вино, с годами, оно становится только лучше.
Музыка тоже встречает нас в открывающей сцене. Музыка Bioshock - это много скрипки, загадочности и мрачности, возвышенности и упадка. Музыка хорошо передает основной костяк игры - мечты, что потерпела крах.
И все эти составляющие, работают вместе, как слаженный механизм и создают особое впечатление о Bioshock.
И от этого впечатления, мы переходим непосредственно к игровому процессу.
2) Геймплей.
Если вы зайдете на вики или Steam, или в любое другое место, где есть страница по Bioshock, то в жанрах вы увидите - шутер от первого лица.
И это верно.
Bioshock это шутер. Но шутер весьма изобретательный. И я сейчас говорю не об огнестрельном оружии.
Тут стандартный, внушительный арсенал - револьвер, дробовик, пулемет, огнемет и т.д.
Фишка Bioshock - это плазмиды. Плазмид - это генетическая модификация, дающая определенную сверхспособность. И этих сверхспособностей в игре, достаточное количество.
Тут вам и телекинез, и пирокинез, и заморозка, и пчелы, яростно атакующие ваших врагов, и много чего еще.
Сверхспособностями так же могут обладать и некоторые из ваших противников, в совокупности - это делает игровой процесс Bioshock уникальным.
Ловко орудуя плазмидами, огнестрелом и запасом вашей маны (в игре - Евы), вы сражаетесь на ходу выдумывая стратегию вашего боя, а не просто бездумно палите во все, что движется.
Но шутанская часть в Bioshock еще не весь игровой процесс.
Сюжет, хоть и идет линейным ходом, ведь всю игру вы по сути движетесь строго вперед и следуете прямым указаниям, в Bioshock все же присутствует момент важных решений, влияющих на концовку игры.
И хоть эти решения довольно очевидны и особо не влияют на сам процесс в игре, но в итоге, в финале у нас есть три концовки, на одну из которых вы выходите при принятии этих решений.
А еще, у нас есть аудиозаписи, разбросанные по игре и раскрывающие лор Bioshock, а так же элемент взлома - который представляет известную мини игру - "Водопроводчик", где вам нужно поставить трубы так, чтобы вода нашла свой выход и не застряла где-нибудь посередине.
Да, геймплей в Bioshock сейчас не покажется кому-то новаторским, но тем не менее, играть в Bioshock не скучно. Шутерская часть выполнена прекрасно, прослушивание аудиозаписей помогают лучше проникнуться атмосферой игры, а сюжет...
3) Сюжет.
Давайте так, сейчас я вкратце обрисую сюжет без спойлеров и если кого-то, кто еще не играл, Bioshock заинтересует - он сходит и пройдет ее сам, чтобы получить максимально полные эмоции от игры.
А потом, для знающих, я обрисую сюжет целиком.
Итак, без спойлеров - наш главный герой терпит крушение в океане и находит свое спасение в маяке, где следуя за своим любопытством, он спускается в подводный город - Восторг.
Город, которые предназначался для художников, учёных и мыслителей, где они делают все, что захотят, без вмешательства государства, гнета религий и осуждений общества. Но после открытия плазмидов и генетически изменяющего вещества - АДАМ, город этот, как иронично, "потонул" в борьбе за это вещество, злоупотребление которым, превратило большинство людей в безумных мутантов, только и охотящимися за манящей красной жидкостью.
Но в Восторге еще остались здравомыслящие люди, которым требуется помощь и главный герой как раз и знакомится с одним из них - Атласом.
Атлас связывается с героем по рации и он готов помочь ему выжить в этом безумном городе, но и герой должен помочь Атласу и его семье выбраться из этого кошмара на поверхность.
Так и начинается путь чужака в городе на дне океана. Путь к спасению...или смерти?
А теперь - СПОЙЛЕРЫ!
Я вас предупредила.
Итак, ГГ - зовут Джеком, это мы узнаем уже ближе к концу игры, но сейчас я буду называть его по имени.
Итак, Джек следует указаниям Атласа, узнает многое о том, что такое Восторг и что в нем случилось, принимает свой первый плазмид и знакомится с обитателями этого города - мутантами, маленькими сестричками и большими папочками. Если с мутантами все понятно, это люди, злоупотреблявшие АДАМом, то сестрички - это маленькие девочки, внутри которых вживлен моллюск из которого добывается АДАМ. Этот паразит, делает девочек практически бессмертными, а еще, тем самым, они могут чувствовать АДАМ в других людях и собирать его с трупов, что делает их лакомой целью для мутантов. Ведь фактически, сестрички это гарантированный доступ в манящему веществу.
Но для защиты сестричек и придуманы большие папочки, некогда люди, но теперь, бездумные монстры в огромных аквалангистских костюмах, следуемые единственным инстинктом - защищать сестричек.
Джеку нужно добраться до Атласа и его семьи, чтобы они все вместе забрались в батисферу и выплыли на поверхность, но им мешает сам Эндрю Райан, правитель Восторга, что считает Джека засланным правительственным шпионом, а значит, его нужно устранить, чтобы власти ненароком не узнали о подводном городе и его причудах.
Атлас понимает - чтобы Джек смог выжить в этом безумии, ему нужны плазмиды, а следовательно - АДАМ, а это значит, что нужно высасывать его из сестричек, в котором это вещество изобилует. Но в таком случае - сестричка умрет и это не нравится другому человеку, готовому помочь Джеку - доктору Тененбаум, что когда-то и обнаружила свойства АДАМА и создала этих малюток. Она дает Джеку особый плазмид, который позволяет удалять моллюска из тел сестричек, тем самым избавляя их от участи сбора АДАМА с трупов и оставляя их в живых, но АДАМА с них получаешь меньше.
Вот и возникает главная дилемма игры, ведущая в различным концовкам.
Если очищать сестричек, то будешь получать меньше АДАМА, но заработаешь себе хорошую концовку, а если убивать, то красного вещества у тебя будет в достатке, но конец будет жестоким и кровавым.
Лично я никогда не могла убить этих малюток, так что мой Джек выбирает очищать сестричек и получать меньше, но в итоге, больше и важнее - хорошую концовку.
Джек пробирается по Восторгу и почти встречается с Атласом и его женой с ребенком, но коварный Эндрю Райан, подрывает батисферу в которой находились Мойра и Патрик (жена и сын Атласа).
Атлас в гневе, теперь он одержим местью и хочет расправиться с Райаном, а значит, Джеку пора вновь отправляться в путь, искать дорогу к безумному правителю Восторга.
Он вновь минует множество испытаний, но таки попадает в то место, где обитает Эндрю, но тут мы и натыкаемся на тревожный поворот...
Сначала, мы оказываемся в комнате на стене которой, огромными буквами выведено - "Would you kindly" (в русском переводе - "Будь так любезен") - эту фразу на протяжении всей игры, мы слышали от нашего друга Атласа, он произносил ее, когда просил нас что-нибудь сделать. За этими буквами, висят фотографии известных личностей Восторга и неизвестного мужчины (неужели это Джек?), и все они соединяются красными линиями, намекая о связях между ними.
Тут же мы натыкаемся и на две аудиозаписи. В одной говорится, что опыты над годовалым младенцем, мускулатура которого как у девятнадцатилетнего мужчины, проходят не очень, но результаты в принципе ожидаемы. А во второй, некий доктор Сушонг, просит маленького мальчика свернуть шею собачке, а когда ребенок отказывается, он говорит - "будь любезен" - и ребенок сворачивает шею щенку.
Страшная догадка посещает наш мозг, но мы отметаем ее и следуем в офис Эндрю Райана, чтобы встретиться с врагом лицом к лицу.
Эндрю встречает Джека, потому что он его ждал. Он затевает с ним важный разговор в ходе которого мы понимаем, тот ребенок из опыта - это Джек. Он дитя Эндрю Райана и стриптизерши Жасмин Джолин, которая продала эмбрион Фонтейну - заклятому врагу Райана, который генетически модифицировал младенца и отправил его на поверхность, чтобы у него всегда был "туз в рукаве" - оружие, способное убить Райана.
Сам же Райан, глубоко разочарован тем, что его сын, всего лишь раб, выполняющий приказы по кодовым словам - "будь любезен", и чтобы доказать Джеку, как сильно влияют на него эти слова, он буквально заставляет сына убить его, забить насмерть клюшкой.
И когда Джек наносит удары по Эндрю, следуя его приказам, мы понимаем, что он делает это не по своей воле.
Райн, кричит - "повинуйся!" - и Джек убивает его.
Тут же по рации с нами связывается Атлас, который просит нас взять ключ от города и добавляет - "будь любезен, засунь его в эту чертову машину!", что Джек и делает, не в силах нарушить приказ.
Итак, город спасен, но теперь он под руководством...
Фрэнка Фонтейна, заклятого врага Эндрю. Он все это время был жив и притворялся Атласом, он дергал за ниточки и управлял Джеком. И теперь, инструмент для достижения цели ему не нужен и он хочет избавиться от него.
Но тут на помощь приходят маленькие сестрички, посланные Тененбаум, они помогают Джеку бежать и добраться до доктора.
Ей удается убрать команду из его мозга, так как она была одной из тех, кто работала над созданием управления над Джеком, однако Фонтейн еще может дергать за ниточки, что он и делает, заставляя здоровье Джека постепенно уменьшаться.
Но Тененбаум знает, как его спасти, нужно найти образец 192 - особое вещество, которое изобрел Сушонг - это вещество может полностью избавить Джека от ментального воздействия Фонтейна.
Джеку удается добыть вещество и теперь он свободен. Осталось только убить Фонтейна и спасти тем самым маленьких сестричек от ужасной участи.
Подготовившись к финальному бою, Джек добирается до Фонтейна, который перекачался АДАМом настолько, что стал похож на Атласа из античной мифологии. (как иронично)
Начинается сражение, Джек изматывает Фрэнка и постепенно выкачивает из него АДАМ с помощью шприца маленькой сестрички. Однако Фонтейн слишком силен и он практически побеждает, но появляются маленькие сестрички, которые гурьбой накидываются на злодея и насмерть затыкивают его шприцами, выкачивая весь АДАМ из тела.
Восторг спасен. И, так как мы на протяжении игры не убивали малышек, мы получаем хороший конец.
Джек выбирается на поверхность вместе со спасенными сестричками, оставляя безумный город позади. Он удочеряет пятерых малышек и они становятся его дочерями.
Тененбаум размышляет, почему же Джек отказался от власти над городом и выбрал сестер? Что он получил в награду?
Джек так и не ответил ей на этот вопрос, но она догадывается...
Нам показывают старческую руку Джека, готового мирно умереть, а за эту его руку, берутся пять аккуратных, женских рук - рук выросших сестричек. Его дочерей.
... он обрел семью.
4) Общее впечатление и итоговая оценка.
Как я уже говорила, Bioshock изначально вызвал у меня чистый восторг. Но это было в начале.
Потом, это было желание узнать о подводном городе все, что только можно.
Потом, это был моральный выбор.
А потом... неожиданный сюжетный поворот, шок от предательства и сладко-горький финал.
Bioshock доставил мне бурю эмоций, что и сделало эту игру настолько привлекательной для меня, что я прохожу ее почти каждый год, и каждый раз, я нахожу что-то новое для себя.
Я прошла первый Bioshock и в русской, и в английской озвучке, и оригинальный, и ремастеред и хочу вынести итоговую оценку...
10/10 - о меньшем даже и речи быть не может.
Начиная атмосферой и сюжетом, а заканчивая игровой механикой - я люблю эту игру, она для меня идеальна. Я даже не могу в ней найти минусов, хотя по идее, в каждом произведении есть свои минусы и я уверена, что кто-нибудь из вас их нашел или найдет.
Но все-таки, я считаю, что в Bioshock стоит сыграть хотя бы разок. Поверьте, это культовое произведение, и его вторая часть, а так же Infinite и его DLC - тоже. Их я обязательно разберу в следующих игровых обзорах.
А пока я с вами прощаюсь.
И помните, Восторг может стать и вашим городом тоже. Если вы дадите Bioshock шанс.