«…А это просто один из старых храмов Ростова, святого Исидора на Валах. Нет, сюда мы не пойдём, храмов у нас много и этот нам неинтересен. Нас ждёт Кремль»….Под эти слова самодовольного гида туристическая сороконожка в составе примерно сорока человек дружно протопала далее, чуть не смяв нас, рискнувших перебежать перед её носом. Что же, по опыту многолетних путешествий, такое мнение гида о достопримечательности всегда является отличным индикатором того, что её посетить надо в обязательном порядке. Тем более, что внешние признаки (наличие старинных городских валов вокруг храма, а также форма купола) говорили за то, что нам именно сюда.
Итак, не ища лёгкого пути, мы двинулись на штурм валов. По высоте они мало отличаются от своих собратьев в Переславле Залесском или Юрьеве-Польском, а вот по крутизне подъёма (да ещё и после дождика) этот маршрут мало отличался от недооценённого вертикального спуска в болото на хуторе Воронич в Пушкинских Горах. Впрочем, вид действительно стоил затраченных усилий, а выглянувшее солнце добавило в фотографии потрясающих красок.
Однако ещё более сильный восторг, граничащий с потрясением, ждал нас внутри храма. Со старых, со сбитой во многих местах штукатуркой стен на нас смотрели потускневшие от времени, но такие живые и внутренне яркие фрески. И, самое главное, огромный шестиярусный алтарь храма также представлял собой фреску. А если ещё добавить и необычную конструкцию свода (так называемую «крещатую»), то можно с полным правом назвать данный храм действительно единственным в своём роде.
Разобраться с сюжетной линией фресок нам помогла замечательный смотритель храма Мария Степановна. Как оказалось, храм св. Исидора является одним из наиболее древних культовых сооружений в Ростове Великом. Построен он по повелению Ивана Грозного в благодарность за то, что Исидор (кстати, уроженец немецкого Бранденбурга) благословил его на битву при Полоцке. Более того, когда через некоторое время предпоследний из династии Рюриковичей увидел, что его повеление выполняется несколько медленно, то он пожертвовал храму алтарь своей походной церкви. А вот великолепные фрески (включая и уникальный алтарь) относятся уже к середине XVIII века и принадлежат мастерам ярославской школы.
Для Марии Степановны это не просто место работы: много лет назад она приняла важное решение о том, что будет помогать своему сыну, назначенному тогда настоятелем этого полуразрушенного храма. Что предстало перед их глазами, когда они перешагнули порог храма в первый раз? Болото вместо пола, матерные слова на фресках, разруха и запустение. Постепенно, год за годом, затеплилась жизнь, а старинные фрески всё чаще и чаще стали ловить на себе восхищённые взгляды посетителей. И все годы мать преданно трудится вместе с сыном, разделяя (и продолжая разделять) все тяготы, помноженные на равнодушие тех, кто, внеся храм св. Исидора в федеральный реестр особо охраняемых объектов культурного наследия РФ, уже много лет и не вспоминают о необходимости его финансирования.
Каждый посетитель для Марии Степановны желанный гость, которому она без устали, с доброй, проникновенной интонацией рассказывает историю св. Исидора и строительства храма. А далее Мария Степановна обязательно подводит его к маленькой дверке у звонницы и предлагает подняться по очень узкой и крутой лестнице на вершину колокольни, чтобы насладиться замечательным видом на валы (они и правда с такой высоты напоминают ряды разбегающихся волн) и на сам город.
Будете в Ростове Великом, не поленитесь сделать шаг в сторону от центра. Стены Кремля, по которым бегали герои фильма «Иван Васильевич меняет профессию» никуда не денутся. А вот насчёт росписей храма св. Исидора, увы, такой уверенности нет.
…Уникальный бедный старый храм, охраняемый государством и убиваемый временем и полным игнорированием своего существования теми, от кого зависит его судьба.
Судьба пожилого человека, от которого, невзирая на все прежние заслуги, отказались те, кто должен помочь ему скрасить поздние годы.
Судьба страдальца, нашедшего пристанище у двух человек, делающих то, что должны делать более высокопоставленные чины как в государственной, так и в церковной иерархии.