Найти тему
Native-Like Fluency in English

Practice routine для самостоятельного изучения английского — это не про «рутину»

Оглавление

Practice routine… когда я говорю эти два слова, люди часто слышат только одно из них — routine.

Они слышат «рутина», то есть «одно и то же», «одинаковое», «скучное», “повторяющееся”... другими словами, обязаловка, как физкультура в школе.

Но здесь не одно, а два слова — practice routine.

Routine — это не «рутина» в самой негативной коннотации. На английском это слово часто вполне нейтрально окрашено. Да, оно может означать ненавистный и повторяющийся ряд мероприятий или действий, но чаще это просто ряд повторяющихся действий. A usual set of activities or way of doing things.

У каждой женщины есть beauty routine, даже если ей кажется, что у нее ее нет. У каждого человека есть evening routine & morning routine, и у всех эта «рутина» разная. Кто-то просто умывается и выбегает из дома, кто-то час проводит в ванной с баночками и кремами, прежде чем начать свой день.

Practice routine в контексте совершенствования своей речи на английском — для многих совершенно новый термин.

Создание режима для себя (practice routine) подразумевает определенный уровень самостоятельности.

Однако самостоятельность не равно «я один, без всех людей». Скорее «люди помогают мне, чтобы я научился сам».

У многих есть внутренняя установка:

1Я должен уметь это сам, я же взрослый человек», и в то же время: «Я понятия не имею, как мне это сделать».

Когда человек считает, что обязан сделать сам, он начинает спрашивать себя: «А как мне это сделать?». Если ресурса сделать нет, - соответственно, ответа на вопрос тоже нет, и начинается длинный период прокрастинации. Человек чувствует себя потерянным и попросту теряет время. Не обращается за помощью, не просит обратную связь, не использует обратную связь, не задает вопросов, не действует.

Если сложить эти убеждения вместе, формула получается следующая: “Если я не знаю, как что-то сделать — это невозможно сделать”

“If I don’t know how I’m going to do that, it’s not going to happen”.

Несмотря на то, что я постоянно говорю о том, как «самостоятельно» повышать свой уровень английского, я никогда не имею в виду «без людей».
Я бы не смогла ничего выучить или улучшить без людей, без их мыслей, без их текстов, без их обратной связи, без их видео… Многие ничего не знают о том, как сильно они мне помогают своими действиями/видео/книгами/текстами.
Многие знают, потому что мы общаемся. Лет 20 назад, когда у меня в доступе был только толстый бумажный словарь английского, я действительно чувствовала себя изолированной от того англоязычного мира, который мне подростком было интересно постичь… Тогда поездка в Штаты была действительно шагом в мир, недоступный на том полушарии, где жила я.

Сейчас нет проблем с доступом к информации, к словарям, к мини урокам, к примерам чистого и правильного произношения, к текстам, видео, книгам, бесплатным и платным курсам, хорошим учителям… Раньше я могла выбрать только репетитора из своего города. Сейчас можно выбирать бесконечно.

Но человек не знает, что выбрать, как выбрать, где выбрать…

Practice routine — это два слова.

Routine = ряд повторяющихся действий. Чем чаще человек совершает эти действия, тем увереннее он себя чувствует.

Practice = the act of doing something regularly or repeatedly to improve your skill at doing it.

Другими словами, мы начинаем что-то тренировать (practice), только когда это что-то отстает, плохо развито, не развито вовсе, требует улучшений.

Человек не будет специально тренироваться завязывать шнурки, когда у него уже есть 30 лет опыта. Если только он не хочет научиться завязывать шнурки новым для себя способом; здесь уже будет новизна, дополнение к имеющейся компетенции.

Получается, practice routine — это регулярные целенаправленные действия по улучшению определенного параметра/навыка/качества.

Довольно легко адаптировать имеющийся опыт создания разных “practice routines” к новому навыку, если такой опыт есть.

Мое большое заблуждение было в том, что у многих людей такой опыт есть. Пусть не в английском, но в других сферах жизни.

Например, возьмем пищевое поведение. Многие и после 40 лет тренируются наладить свои отношения с едой. Для этого нужно выстроить practice routine — ряд целенаправленных действий.

Если простым языком, мы каждый день оказываемся в той же ситуации (мы ведь едим каждый день), и тренироваться мы будем до тех пор, пока не научимся в одинаковых ситуациях делать совершенно иной выбор — выбор в пользу другой еды, другого размера порции, другого интервала, другого времени приема пищи.

Или, например, спорт. Кто-то пробует балет, кто-то пробует сесть на шпагат, кто-то пробует бокс, кто-то 10 лет не может остановиться ходить на бокс… Это тоже practice routine.

Или возьмем профессиональные навыки: копирайтинг, создание видео, перевод законодательства, создание сайтов и пр. Нужно взять ряд проектов, нужно устроиться на конкретную должность, чтобы тренировать эти компетенции. Это тоже practice routine, результаты которой измеряются в деньгах и понятных цифрах.

Чем более новое занятие, тем больше энтузиазма, и тем понятнее инструкции (потому что они есть).

Чем больше опыта, и чем больше негативного опыта накоплено, тем труднее человеку.

Например, с пищевым поведением: много лет не получается построить здоровые отношения с едой, своим аппетитом, своими пищевыми привычками, своим телом, хотя вроде возможность есть три раза в день каждый день. Информации — сколько хочешь. Терапия — была. Диеты — были. Курсы — было столько, что надоели.

На этапе, когда накоплено много опыта состояний тупика (много делаю, выхода до сих пор не вижу), инструкции закончились. Те самые, которым так радостно было следовать новичку.

Когда закончились инструкции, это не значит, что дальше ничего нет. Просто закончились инструкции к среднестатистическому человеку со средним уровнем мотивации, и уровень дальше — конкретные, осязаемые инструкции к СЕБЕ — то есть, к очень конкретной личности с набором индивидуальных параметров. Кроме как внутри самого человека, этой инструкции нигде нет. Все поиски приведут снова к радостным прыжкам через резиночку для новичков, но за бОльшие деньги.

Структура повышения качества своего английского ничем не отличается от структуры тренировки любого другого навыка. Я работаю не с новичками, а с теми, для которых инструкции как раз уже закончились, но они по привычке продолжают искать готовые инструкции, книги, курсы, где будет описана именно их проблема и конкретный путь ее решения.

Проблема новичка простая — он знает мало слов, он путается в формах глаголов. Он воодушевленно учит новые слова, делая быстрые уверенные шаги, и соединяет их новой грамматикой. У него получаются предложения, когда вчера не получалось ничего. Прогресс быстрый, понятный, ощущается как колоссальный.

Проблема того, кто давно учит язык, но не испытывает удовлетворения от результатов, — сложнее.

Да, ему тоже не хватает слов. Но истинная проблема другая: он сразу забывает слова, которые так тщательно учил. Он не помнит, что он делал на уроке английского. Он не хочет больше ходить на уроки. Он хочет ясно и красиво излагать свои мысли на английском, но получается все равно набор слов, пусть даже умных. Он хочет донести нюансы и детали до носителей языка на совещании, он хочет чувствовать людей, шутки, намерения, но ему страшно общаться с носителями языка, потому что страшно делать ошибки. Он не может понять, почему он не может использовать ту грамматику, которую, вроде, учил. Точно учил! Ему до смерти надоели списки слов в конспектах и сотни приложений для новичков, где учат по 10 слов в день. Ему совершенно непонятно, что делать дальше. Купить курс блогера по произношению? Больше смотреть YouTube? Слушать больше подкастов? Купить курс по сторителлингу на английском со скидкой нa Udemy? Может, снова в Skyeng? (хоть какая-то практика будет)

Каждый день, слыша, как разговаривают его коллеги (которые звучат гораздо профессиональнее на английском), как уверенно говорят ютуберы, он не понимает, что конкретно ему делать, чтобы уметь так же уверенно… Он смотрит Netflix в оригинале и все понимает… но приходит время очередного совещания, и все повторяется. Он говорит теми же словами и конструкциями, что давно умеет, но не теми, что учил, смотрел, слышал от носителей и хотел бы сделать своими.

Корень проблемы там же — убеждение «я должен сам».

Человек пропускает, что, как и любой навык, навык «делать самостоятельно» требует времени и целенаправленной тренировки — вместе с людьми, а не в одиночку и без ресурсов.

Человек рождается абсолютно беспомощным. Он не может даже перевернуться самостоятельно. Наше выживание буквально зависит от других людей. Проходит примерно год, прежде чем человек может ходить сам. Еще год, чтобы он научился кушать сам. Потом — чистить зубы сам. Родители не стоят, сложив руки на груди, наблюдая сверху «Ну давай, я жду. Ты можешь сам! Иди, давай уже! Ложку бери. Помогать не буду, сам давай!»
Родители активно помогают делать первые шаги, держат за руку, помогают встать, когда упал, помогают держать ложку, учат чистить зубы.
И, только получив достаточно практики, маленький человек, наконец, может сам.

Этот цикл повторяется постоянно. Нам нужны люди, чтобы научиться. Нам жизненно необходимы люди, чтобы чувствовать себя защищенными, нужными, уверенными, способными, понятыми, понимающими…

Нам нужны люди, чтобы научиться понимать себя. Механизм ломается, когда человек не имеет желания понимать себя, но имеет желание купить готовую инструкцию понимания себя у другого человека. А другой радостно ему такую продает.

“Create a practice routine” означает именно создать, а не купить.

Когда нет опыта создания для себя условий тренировок в других сферах жизни, очень сложно создать с нуля то, чего никогда не делал.

Если это спорт, обычно программу и расписание составляет тренер.

Если это еда, сейчас проще купить подробный протокол питания на 30 дней и строго ему следовать, не вникая в то, почему там эти продукты. Проще купить готовую еду, чем уметь ее готовить (другие люди уже подумали, что мне должно быть вкусно и полезно).

Если это английский, проще ходить на занятия, чтобы в конце сдать тест. Всегда есть «конец». Английский кончается тестом, диета — эмоциями, спорт — отпуском или отсутствием денег/мотивации дальше платить тренеру.

-2

Во всех этих примерах человек не учится создавать режим тренировок для себя и создавать благоприятные условия для себя. Он ждет готовое решение и кого-то, кто это решение ему даст.

Practice routine в контексте того, чем я занимаюсь — это создавать для себя благоприятные условия для самостоятельного совершенствования качества своей речи и мысли на английском.

Если мне нужны люди — я создаю себе такие условия, где есть люди, которые мне помогают учиться. Если мне нужен тренер, я создаю условия, чтобы иметь возможность заниматься с тренером индивидуально. Если мне нужны материалы — я их нахожу, или я нахожу ресурсы, где есть нужные мне материалы.

Я «самостоятельно» создаю для себя условия.

Учусь я всегда «вместе» с другими людьми. Даже если я учусь по книгам, я все равно взаимодействую с мыслями и наследием других.

Я создаю community of practice, чтобы люди имели возможность тренироваться вместе с людьми. Видеть примеры, видеть все нюансы тренировок, делать, учиться, общаться с людьми и создавать свое.

Я не создаю учебник с правильными ответами на последней странице, я показываю, что сама делаю. А сама я делаю с теми, кто вдохновляет меня. Я приглашаю делать вместе (уже с двумя группами с начала года мы вместе нырнули в тренировку конкретных навыков — резюме на английском, и сейчас — thought chunking).

Practice routine — это совсем не «рутина».

Это создание другой нормы для себя. То, как человек говорит на английском сегодня, — для него нормально. Поэтому он так говорит. Чтобы сдвинуть свою норму даже на миллиметр, нужна кропотливая внутренняя работа, то есть нужно учиться в повторяющихся ситуациях делать другой, новый выбор.

Здесь нет понятия «конец». Есть этапы, и за пройденным — всегда следующий.

Когда человек умеет только слушать, запоминать, повторять, но не умеет создавать (а это значит анализировать, рефлексировать, планировать, оценивать, исследовать, отвечать на свои вопросы), то следующий этап просто долго не наступает.

Иногда так долго, что человек начинает врать себе, что он уже наступил, пока не попадет в ситуацию, где он снова инстинктивно сделает тот же выбор, что и всегда.

If you already speak good English but your goal is Native-Like fluency, you’re welcome to join our Community of Practice and connect with other curious and daring learners. Unlock dozens of creative exercises that focus on developing cognitive skills in a foreign language and help you build a deliberate practice routine to attain better fluency. No credit card is required to begin. Start your free trial today