Монгольские крылья Красной Армии
5 марта 1943 на состоявшейся XXVI сессии Малого хурала Монгольской Народной Республики Премьер-министр страны, маршал Хорлогийн Чойбалсан, предложил для оказания помощи советскому народу и Красной Армии начать сбор средств для постройки именной авиационной эскадрильи «Монгольский арат». Сессия Малого хурала единодушно приняла положительное решение о строительстве авиационной эскадрильи и передаче ее в подарок Военно-Воздушным Силам СССР.
Рука помощи братской Монголии
В годы Великой Отечественной Монголия была первым государством, которое на официальном уровне заявило о поддержке СССР в борьбе против вероломного врага – фашистской Германии. В октябре 1941 года из Монголии был отправлен сформированный гражданами страны первый эшелон с материальной помощью бойцам Красной Армии. Он вёз 15 тысяч комплектов зимнего обмундирования. Кроме того, Госбанк СССР получил 587 тыс. тугриков на военные нужды.
Всего за четыре года Великой Отечественно из Монголии в Советский Союз было отправлено 9 железнодорожных эшелонов, насчитывающие до сотни вагонов. А последний состав, пришедший в феврале 1945 года, состоял из 127 вагонов. К примеру, пришедший в ноябре 1942 года в СССР эшелон привёз из Монголии: полушубки — 30 115 шт.; валенки — 30 500 пар; меховые варежки — 31 257 пар; меховые жилеты — 31 090 шт.; солдатские ремни — 33 300 шт.; шерстяные фуфайки — 2 290 шт.; меховые одеяла — 2 011 шт.; ягодное варенье — 12 954 кг; туши джейранов — 26 758 шт.; мясо — 316 000 кг; индивидуальные посылки — 22 176 шт.; колбаса — 84 800 кг; масло — 92 000 кг.
Кроме этого, поставки в СССР осуществлялись по самой древней транспортной артерии Средней Азии – Великому шёлковому пути, где гружённые необходимыми вещами караваны с тысячами верблюдов перевозили ценные военные грузы в СССР.
Танки «Революционная Монголия»
Благодаря добровольным пожертвованиям граждан Монголии для помощи СССР ещё до того как начали строить авиаэскадрилью «Монгольский Арат», по инициативе монгольского правительства было собранно 2,5 млн. тугриков, 300 кг золотых изделий.
На эти средства были построены 32 танка Т-34 и 21 танк Т-70, которые вошли в состав именной танковой колонны «Революционная Монголия». Для передачи танков в действующую армию 12 января 1943 года в подмосковный Наро-Фоминск прибыли представители командования Монгольской народно-революционной армии во главе с премьер министром, маршалом Чойбалсаном.
«Монгольский арат»
Весной 1943 года народ Монголии откликнулся на предложения о постройке авиаэскадрильи с очень большим энтузиазмом. Люди добровольно работали по 14 – 16 часов в сутки, отдавая до трети своей заработной платы в фонд для постройки самолётов для СССР. Всего к 22 июля 1943 года удалось собрать необходимую сумму в 2 млн. тугриков и эскадрилья была построена. Передача 12 самолетов Ла-5ФН эскадрильи советскому командованию состоялась на полевом аэродроме в Смоленской области 25 сентября 1943 года. Эскадрилья «Монгольский арат» вошла в состав 2-го гвардейского полка 322-й истребительной авиационной дивизии.
Подразделение на именных самолётах показало себя достойно и сражалось до конца Великой Отечественной. Эскадрилья существовала и в послевоенное время и входила в состав 266-го Краснознаменного авиационного полка истребителей бомбардировщиков имени Монгольской Народной Республики. В настоящий момент в Забайкалье расквартирован 120-й отдельный смешанный авиационный полк в составе которого находится 2-я штурмовая эскадрилья «Монгольский арат».
Артефакты Музея Победы
В фондах Музея Победы хранятся и периодически демонстрируются уникальные и подлинные экспонаты, принадлежащие воинам монгольской армии. В их числе фотографии, документы, награды, униформа и знаки различия родов войск Монгольской народно-революционной армии, оружие, свидетельствующие о том, как наши предки плечом к плечу сражались вместе против общего врага – Японской Империи в боях на Дальнем востоке.
На открытой экспозиции вооружения, военной техники и инженерных сооружений Музея Победы представлены свыше 420 единиц различной техники, среди которых является богатая коллекция авиационной техники стран-участниц Великой Отечественной и Второй мировой. Посетители уличной экспозиции музея могут увидеть истребитель Ла-5, из состава 4-го гвардейского истребительного авиационного полка морской авиации Балтийского флота, принадлежавшего Герою Советского Союза Георгию Дмитриевичу Костылеву. Самолёты следующей модификации этого истребителя стали основой для эскадрильи «Монгольский Арат».
#МузейПобеды #НашВыборПобеда #Монголия #ПомощьМонголии #МонгольскийАрат